Файл: Менеджмент качества предприятия (Предложения по совершенствованию менеджмента качества в ЗАО «Ольшанский карьер»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Повышение конкурентоспособности ЗАО «Ольшанский карьер» и улучшение финансово-экономических показателей организации для обеспечения устойчивой прибыли и дальнейшего развития производства в интересах потребителей, акционеров, инвесторов и общества;

2. Производство продукции стабильного качества, соответствующей требованиям потребителей;

3. Укрепление лидерства предприятия в области производства пластмасс на российском рынке за счет увеличения производственных мощностей соответствующих производств и создания новых производственных мощностей; освоение производства новых видов продукции за счет внедрения инновационных энерго-ресурсосберегающих технологий;

4. Обновление основных фондов предприятия;

5. Постоянное улучшение и повышение результативности системы менеджмента качества и качества процессов;

6. Развитие взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества с потребителями, поставщиками, инвесторами и всеми заинтересованными сторонами;

7. Мотивация и стимулирование инициативы персонала, направленной на развитие общества, совершенствование процессов и улучшение качества продукции.

Политика в области качества принята техническим советом ЗАО «Ольшанский карьер».

Документация, необходимая для функционирования системы менеджмента качества в ЗАО «Ольшанский карьер», включает:

- организационно-распорядительную документацию (положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения, указания);

- нормативно-техническую документацию (внешние и внутренние нормативные документы);

- документацию системы менеджмента качества.

Структура документации системы менеджмента качества ЗАО «Ольшанский карьер»:

- стратегические цели;

- политика ЗАО «Ольшанский карьер» в области качества;

- цели в области качества на конкретный год;

- цели в области качества производственных подразделений;

- руководство по качеству;

- процедуры по деятельности организации (стандарты организации, инструкции, положения, паспорта процессов и т.п.)

- обязательные записи, в т. ч. обязательные документы согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001: 2000;

- плановые документы (планы, графики, мероприятия, программы);

- справочные документы СМК (списки, перечни, кодификаторы) и другие.

Разработка, внедрение и сертификация менеджмента качества в ЗАО «Ольшанский карьер» берет начало с 1999 г.

Именно в 1999 г. на данном предприятии разработана, внедрена и сертифицирована система качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9002-94 и ГОСТ Р ИСО 9002-96. Органами по сертификации была выбрана одна из наиболее авторитетных международных сертификационных организаций Det Norske Veritas (Италия) и орган Госстандарта РФ ВНИИС (г. Москва).


После этого система менеджмента качества на предприятии не раз претерпевала изменения в связи с появлением новых версий в международных стандартах ИСО.

Помимо сертификации системы менеджмента качества ЗАО «Ольшанский карьер» ведет активную работу по сертификации выпускаемой продукции.

В первую очередь действия предприятия были направлены на сертификацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в соответствии с «Номенклатурой продукции, в отношении которой законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация».

Совместно с ведущими НИИ ведутся фундаментальные и прикладные исследования. Работы ведутся в следующих направлениях:

- освоение новых видов продукции;

- совершенствование производств, интенсификация технологических процессов;

- улучшение качества продукции;

- утилизация отходов производства;

- разработка и совершенствование методик анализа;

- экологические задачи.

Для того чтобы добиться высоких результатов в данных направлениях, руководство ЗАО «Ольшанский карьер» в первую очередь обращает свое внимание на персонал организации. Хорошие условия труда, достойная заработная плата, социальные выплаты - вот неполный перечень того, чем должно обеспечивать предприятие свой персонал для получения положительного результата от труда.

Для определения уровня заработной платы на данном предприятии было проведено сравнение показателей среднего заработка ЗАО «Ольшанский карьер» и показателей заработной платы по Липецкой области в целом. Итоговые данные результата сравнения представлены в таблице 2.2.

Таблица 2

Показатели средней заработной платы в ЗАО «Ольшанский карьер» и Липецкой области в 2011-2013 гг.

Период

По Липецкой области, руб.

В ЗАО «Ольшанский карьер», в руб.

ИТР

ОПП

Вспомогательный персонал

2011

10911

13800

8600

5100

2012

12311,7

14930

10800

5600

2013

12840

15800

11500

6300

По данным таблицы видно, что средняя заработная плата инженерно-технических работников несколько выше средней заработной платы по Липецкой области в целом за все рассматриваемые периоды. Заработная плата вспомогательного персонала не приблизилась даже к средней заработной плате по Липецкой области за 2011 г. Основной производственный персонал также имеет низкую заработную плату.


Выходом данного процесса стали полученные знания, внедренные на данном предприятия.

Руководство ЗАО «Ольшанский карьер» берет на себя ответственность за постоянное улучшение ее результативности путем:

- доведения до сведения персонала предприятия важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и нормативных требований, в т. ч. требований, относящихся к экологическим аспектам деятельности;

- разработки политики в области качества и контроля ее реализации;

- обеспечения разработки измеримых целей ИСМ для основных направлений деятельности;

- проведения анализа функционирования ИСМ со стороны руководства;

- обеспечения всеми необходимыми ресурсами работ, связанных с разработкой, внедрением и функционированием ИСМ.

Проведенный анализ управления в системе менеджмента качества ЗАО «Ольшанский карьер» показал, что существуют сильные и слабые стороны компании.

К сильным сторонам ЗАО «Ольшанский карьер» относятся:

- выгодное географическое положение - близость к поставщикам сырья, потребителям;

- развитая инфраструктура;

- высококвалифицированный персонал, качественный менеджмент,

- стабильная политическая и экономическая ситуация в Елецком районе, устойчивый спрос на продукцию;

- налаженные каналы экспорта, слабая конкуренция внутри страны.

Так приводился анализ собственного исследования, в ходе которого проводился опрос, в котором участвовало 120 человек, деятельность которых, так или иначе, пересекается с вопросами качества и проблемами в области управления качеством.

Так, на вопрос, «какие недостатки, на Ваш взгляд преобладают в системе управления качеством в целом на производственных предприятиях и на данном предприятии» большинство - 50% ответило: низкая оплата труда персонала (отсутствие материальной заинтересованности).

Отсутствие квалифицированных кадров и морально устаревшее оборудование высказало 35% опрошенных.

Проанализировав ответы респондентов по данному вопросу, выяснилось, что основными причинами проблем системы качества являются: низкая оплата труда, отсутствие квалифицированных кадров, а также морально устаревшее оборудование.

В ходе исследования было выявлено, что основным фактором, оказывающем влияние на возникновение проблем в системе качества является все - таки материальная заинтересованность, точнее сказать отсутствие достойной оплаты труда на предприятии ЗАО «Ольшанский карьер» данный фактор оценивается респондентами на уровне 50%, второй причиной проблем в системе управления качеством является как отсутствие квалифицированных кадров, так и морально устаревшее оборудование (35 % по каждой позиции), третью позицию в данном опросе занимает причина отсутствия контроля за своевременным выполнением мероприятий по программе «Качество – 20087».


На вопрос «отметьте причины, по которым управление качеством является несовершенным» 30% ответили «не все плановые задания по качеству обеспечиваются необходимыми ресурсами»; 24,5% ответили «мероприятия не имеют целевую направленность, способную повысить эффективность управления персоналом»; 17% «низкая квалификация менеджеров».

Также отмечены такие причины, как невыполнение намеченных программ (13%), отсутствие подготовки специалистов (8%), отсутствие контроля (5%), и на последнем месте опроса - нехватка времени на изучение системы управления качеством.

Таким образом, на основе полученных данных можно сделать вывод о том, какие проблемы существуют в системе управления качеством на данном предприятии.

Проблемы, связанные с обеспечением качества на ЗАО «Ольшанский карьер» не являются специфическими проблемами только этого предприятия.

Проблемы системы качества - это в первую очередь проблемы управления процессом производства.

Если рассматривать организационно-административные методы управления, то в этой сфере имеет место, по-моему мнению, необъективно увеличенная структура управленческих и плановых органов.

Экономические методы возможно имеют какую-то эффективность, но она неизвестна трудовому коллективу, участвующему в процессе производства продукции, так как не отражается на уровне их заработной платы, а значит отсутствует одна из основных мотиваций повышения собственного вклада в общее дело - материальная заинтересованность.

«Пережив» большие сокращения, спад производства, естественный отток квалифицированных и уверенных в себе кадров в предприятия частного сектора или в средний и малый бизнес, кадровый состав основных рабочих оставляет желать лучшего.

Воспитательные методы управления работают неэффективны. Наставничество, имевшее место в прежние времена, в настоящее не используется или используется неэффективно опять таки ввиду отсутствия материальной заинтересованности квалифицированных кадров, которые могли бы передать свой опыт молодым рабочим. Но не только в материальной заинтересованности дело. Ввиду низкой заработной платы, особенно начинающим работникам, отсутствует возможность конкурсного отбора будущих кадров. У начинающих работников нет нацеленности на долгосрочное пребывание на предприятии, а значит нет большого смысла и пользы вкладываться в их обучение: ни морального - со стороны наставников, ни материального - со стороны работодателя. Данную проблему решить в рамках одного предприятия невозможно.


Социально-психологические методы не работают, так как при отсутствии конкурсного отбора работников нет возможности достижения их психологической совместимости.

Несмотря на то, что документально система качества создана и потенциально она может обеспечивать качество выпускаемой продукции, но все усилия руководства направлены на обеспечение выполнения планов, улучшение технико-экономических показателей.

Существуют проблемы, связанные с технической и технологической подготовкой производства. Проблемы эти связаны опять же с отсутствием квалифицированных инженерно-технических работников. Повальное увлечение всей страны экономикой и юриспруденцией на протяжении последнего десятилетия привело к полному отсутствию конкурсного отбора в политехнические институты. А значит, уровень инженерных кадров очень сильно снизился. Также низкие заработки не прельщают будущего инженера идти в технологи и брать на себя ответственность за технологию и качество продукции.

Также для эффективного выполнения задачи повышения качества «мешает» существующая излишне бюрократизированная работа так называемого Департамента качества, которая забирает массу времени на составление мероприятий и отчетность по ним.

Частая смена руководства высшего звена за последнее десятилетие сказалась на эффективности работы предприятия.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

ЗАО «Ольшанский карьер» - одно из крупнейших предприятий промышленной отрасли России, имеющее стратегическое значение для развития экономики Елецкого района.

В области качества ЗАО «Ольшанский карьер» руководствуется международными стандартами серии МСО 9000 и ИСО 14001: 2004.

Анализ основных технико-экономических показателей ЗАО «Ольшанский карьер» показал, что, несмотря на то, что в 2008 г. предприятие получило убыток в результате своей деятельности, в течение анализируемого периода постоянно увеличивается его производственный потенциал, объемы выпуска и реализации продукции неуклонно возрастают, достаточно эффективно используются Управление качеством продукции на предприятии - это действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Эти действия включают входной, операционный, приемо-сдаточный и инспекционный контроли.

Проблемы, связанные с обеспечением качества на ЗАО «Ольшанский карьер» не являются специфическими проблемами только этого предприятия.