Файл: Понятие, назначение, правовое регулирование страховой пенсии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования выделены:

- страхователи;

- страховщик;

- застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» регулируются отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия в органах страховщика с регистрационного учета страхователей, а также права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

В части первой статьи 7 ФЗ-400 содержится ссылка на ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий[14]. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В статьи 20 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со статьей 15 ФЗ-400. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.

В отдельной главе ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» затронуты вопросы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (тариф страхового взноса, тариф страхового взноса в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, единый расчетный документ, добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и др.).

Отношения, которые связаны с расчетом и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, которые возникают в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах регулируются нормами Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (ФЗ-212).


В ст. 3 ФЗ-212 Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы назван органом, который осуществляет контроль за правильным исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пенсионный фонд РФ также является органом, который осуществляет индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, где открыт индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером на каждое застрахованное лицо.

Перечень федеральных законов в ч. 1 ФЗ-400 не является исчерпывающим и подлежит дополнению.

Важное значение занимает ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»[15], которым установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение российских граждан, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Пенсионное обеспечение российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства с 1 января 2015 г. осуществляется в соответствии с российским законодательством, то есть с указанной даты, жители Крыма и Севастополя получают страховые пенсии наравне с другими россиянами, и на них распространяется действие законодательства о назначении и выплате социальных пенсий[16].

Ряд федеральных законов, входящих в пенсионное законодательство, имеет лишь косвенное отношение к урегулированию правоотношений, связанных с назначением и выплатой страховых пенсий. Например, в систему пенсионного законодательства входит ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений», нацеленный на обеспечение прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования России при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.


Среди действующих в настоящее время постановлений Правительства, которые регулируют отношения по вопросам комментируемого Закона, можно выделить такие как:

- постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (от 2 октября 2014 г. N 1015) [17];

- постановление Правительства РФ «Об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости» от 28 августа 2014 г. N 869;

- постановление Правительства РФ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» от 16 июля 2014 г. N 665;

- постановление Правительства РФ «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» ;

- постановление Правительства РФ от 10 апреля 2014 г. N 284 «Об утверждении перечня международных организаций, супругам работников которых при установлении страховых пенсий в страховой стаж засчитывается период проживания за границей».

В ч. 6 № 400-ФЗ в систему российского законодательства о страховых пенсиях включены ряд нормативно-правовых актов органов государственной региональной власти и местного самоуправления и акты организаций, если они регулируют отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан соответственно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов и средств организаций.

2.Особенности порядка назначения страховой пенсии гражданам в современной России, проблемы и пути их разрешения


2.1 Виды страховых пенсий и особенности их назначения

Реформирование пенсионной системы Российской Федерации началось еще в 2002 году. К 2013 был разработан и принят закон № 400-ФЗ, ставший основой разграничения различных видов пенсионных накоплений. В частности, им вводится понятие «страховая пенсия».

Ранее законодательство содержало понятие «трудовая пенсия». Ныне оно заменено на страховую. Главным отличием является принцип зависимости выплат от показателей, на которых строится расчет. Так:

1. При начислении трудовой пенсии основным параметром признавался объем выплат в Пенсионный фонд России (ПФР), перечисленный работодателем за конкретного труженика.

2. Исчисление страховой выплаты из ПФР строится на продолжительности официального срока работы (совокупности периодов), а также не страховых льготных периодов[18].

Страховой пенсией является выплата при утрате трудоспособности, гарантируемая государством. Она производится с целью возмещения гражданину утраченного дохода.

Введение нового порядка разделило граждан на две большие группы по дате рождения. Пограничным признан 1967 год:

1. Тем, чья дата рождения выпадает ранее указанного срока, назначается исключительно страховая выплата. Это связано с трудностями вычислений и разграничений движений по счетам.

2. Более молодые труженики могут выбрать вид обязательного пенсионного страхования (ОПС):

- Исключительно страховой. Этот вариант предусматривает отнесение 16 из 22% перечислений в счет страховых платежей. Они учитываются на персональном счете и переводятся в баллы.

- Накопительный рассчитывается иначе: часть платежа (6%) перечисляется в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или управляющую компанию (УК). Оставшиеся 10% также как в предыдущем случае переводятся в баллы.

С целью защиты вкладов граждан правительство установило мораторий на применение накопительной методики распределения взносов. Продлится он предположительно с 2014 по 2018 год. В это время Центробанк проверит НПФ и УК и внесет их в реестр.

Страховые пенсии в РФ подразделяются по условиям назначения и получателям. От вида зависит методика исчисления и итоговая сумма выплаты. Существуют три основных группы:


- по старости;

- по инвалидности;

- по утере кормильца.[19]

Рассмотрим особенности каждого вида пенсий в отдельности.

1. Требования для назначения страховой выплаты по старости

К любому заявлению о начислении страховых выплат необходимо приложить документы, удостоверяющие право на таковые. Условиями назначения пенсии по старости являются:

1) Достижение предельного возраста, критерии которого пока остались неизменными:

- 55 лет для женщин;

- 60 - для мужчин;

2) Минимальный стаж;

3) Определенное количество баллов[20].

В законе № 400-ФЗ, утвержденном 28 декабря 2013 года, содержится условие о постепенном увеличении двух последних показателей:

Таблица 1 - Условие о постепенном увеличении минимального стажа и количества балов[21]

Год подачи заявления в ПФР

Показатель минимального стажа (лет)

Наименьшее количество пенсионных баллов

2015

6

6,6

2016

7

9

2017

8

11,4

2018

9

13,8

2019

10

16,2

2020

11

18,6

2021

12

21

2022

13

23,4

2023

14

25,8

2024

15

28,2

2025

15

30

Пенсионные баллы или коэффициенты определяются размерами страховых взносов. Их общая сумма влияет на назначаемое содержание.

2. Пенсионное содержание по инвалидности

Граждане, утратившие возможность трудится и получать зарплату, получают социальную поддержку от государства. Основания на ее предоставление записаны в законе № 181-ФЗ от 24.11.1995[22]. Условиями назначения пенсионного содержания по инвалидности являются:

- установление инвалидности органами медико-социальной экспертизы (МСЭ);

- возможность подтвердить страховой стаж (без учета продолжительности).

Новое законодательство не учитывает причин возникновения нетрудоспособности. Кроме того, социальная выплата полагается гражданину, в принципе имеющему стаж. Достаточно будет даже одного дня, за который работодатель перечислил взнос в ПФР.

3. Страховая пенсия по потере кормильца

С целью поддержки нетрудоспособных родственников умершего человека, им назначается пенсионное содержание. Сумма его зависит от коэффициента, заработанного погибшим. На такую выплату могут претендовать следующие лица: