ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 562
Скачиваний: 4
Задача современной этнопсихологической науки в Казахстане с точки зрения национально-психологических особенностей раскрыть ценность устного народного творчества, специфику этнопсихологического воззрения ярких представителей с древнейших времен до образования казахского ханства (аль-Фараби, Коркут – ата, Ахмед Югнаки и др.). Этнопсихологические мысли в период XY – начало ХХ в.в. авторы жырау, акыны, философы, географы, ученые (Шокан Валиханов, Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин и др.). Этнопсихологические мысли в годы советской власти (Жамбыл Жабаев, Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров и др.).
Вопросы для обсуждения:
-
Как Вы понимаете, термин «цивилизация» и «этнопсихология»?
-
Как Вы считаете, какую роль играет этнопсихология в современном мире?
-
Ваше отношение к процессу цивилизации?
§6.Работа с родителями, детей старших классов.
Тема: Традиции. Роль традиции в формировании личности детей старших классов.
Цель: Показать роль традиций в формировании личности старших классов. Изучая традиций своего народа и других народностей, проживающих на территории Республики Казахстан, выявить какую роль играют традиций и обычаи в этнопсихологии для формирования детей в юношеском возрасте.
Задачи:
-
Раскрыть психологические особенности научных терминов: традиций, обычаи, обряды, ритуалы;
-
Дать характеристику полезным, ценным традициям, обосновать востребованность, возрождение их в современном обществе;
-
Продемонстрировать подготовленные, разработанные сценарий по данной теме.
Содержание
Действительно, сегодня для подрастающего поколения очень важно владение основными идеями аль-Фараби как основоположника исламской философии. Также необходимо знание казахской философии как основы любой науки, связанной с человеком. А этическая, нравственная, социальная, психологическая концепции Абая особо актуальны в современном обществе. Все это, в конечном счете, должно решать проблемы безопасности в региональном масштабе, в национальном плане, в международной системе как во внутренней политике Республики Казахстан, так и во внешней для обеспечения стабильного развития нашего общества.
Этнопсихология как молодая, но самостоятельная наука имеет свои глубокие исторические и культурные корни, что подтверждается при изучении социально-психологических особенностей разных народов: их обычаев, традиций, верований, обрядов, специфики общения этносов, их взаимодействия и взаимоотношений.
Сегодня современный человек не только моделирует, проектирует свое настоящее и будущее, но осознанно возвращается к своим корням, активно изучает традиции различных культур, одновременно вбирает в себя наиболее положительные, позитивные, полезные знания и опыт. Так, например, сегодня стало традиционным активно участвовать в паломничестве по святым местам, более глубоко изучать родной край, в особенности ее историю, владеть определенными знаниями в плане этнопсихологических и этнографических характеристик конкретных исторических личностей, учитывать и ценить их общественные заслуги.
В качестве примера приведем традицию, зародившуюся совсем недавно. В наши дни уделяется большое внимание изучению неоценимых заслуг великих деятелей прошлого, пересматривается их деятельностный вклад в развитие нашего государства, признается актуальность их прогрессивных идей. Ценя их великие деяния, современное общество восстанавливает, реконструирует мавзолеи, где они захоронены, объявляя эти места святынями. В их честь названы улицы наших городов: Абылай хан, Кабанбай батыр, Толе би, Казыбек би, Айтеке би и др., что стало сегодня особой традицией.
«Традиции являются наиболее устойчивой стереотипной частью культуры, противопоставляясь в этом отношении новшествам – новациям или инновациям. Однако это противопоставление относительно. В процессе взаимодействия традиций и новаций многие традиции не только отмирают, но и видоизменяются, принимая вид новаций, а многие новации становятся традициями. Выделяют четыре стадии такого взаимодействия:
-
традиции сопротивляются новациям;
-
те и другие существуют одновременно;
-
традиции и новации смешиваются, образуя компромиссные формы-паллиации;
-
новации превращаются в традиции.
Таким образом, относительна и устойчивость традиций, но все же именно они являются наиболее стабильной частью культуры, обеспечивающей ее преемственность».
Исходя из выше изложенного, можно сделать следующий вывод: почти третье столетие соблюдается традиция передачи знаний о святых от поколения к поколению. Инновационность этой традиции заключается в том, что, несмотря на то, что на дворе стоит XXI век, народ проявляет любовь к своим святым, особо чтит их память и ценит их заслуги перед народом и отчеством.
Вопросы для обсуждения:
-
Дайте определение понятиям: обычаи, традиций народов, обряды?
-
Как Вы считаете, какое влияние имеет традиций на детей старших классов?
-
Почему нужно знать традиций своего народа?
-
Как Вы считаете, играют ли традиций и обычаи других народов в формирований детей старших классов?
§7.Примерный открытый урок для детей старших классов
Тема: «Слова назидания Абая. Абай - как отец этнопсихологии казахского народа».
Цель: Анализируя «слова назидания» Абая, выявить какие качества формируются у детей старших классов. Какое впечатление производят его «слова назидания».
Задачи:
-
Рассказать о жизни и деятельности Абая;
-
Показать психологию того времени и какое значение имеет в наши дни;
-
«Абай - как отец этнопсихологии казахского народа», вклад в развитие этнопсихологии
Формирование личностных качеств: гордость, целеустремленность, справедливость, человечность, жажда знаний, трудолюбие, любовь к ближнему, упорство.
Содержание
Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама. Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.
В назиданиях Абая, человек может быть самодостаточным и улучшить свое благосостояние: благодаря труду можно улучшить свою жизнь; это можно добиться благодаря разуму; разум необходимо использовать для развития науки, и что благоразумие принесет счастье человеку. Для более полного доказательства можно еще раз процитировать в том же «Назидании Абая», следующие его высказывания: «... но я не встречал еще человека, который, разбогатев, нашел бы потом достойное применение своему состоянию. Быстротечное изобилие, достигнутое гнусными способами, оно оставляет за собой лишь муки, горечь и злобу».
Удивительно метко, точно характеризует Абай психологическое состояние человека нечестным путем поднявшего свое благосостояние, и сегодня в период перехода к рыночным отношениям, мы наблюдаем как он прозорлив и как его слова актуальны сегодня в нашем обществе. Так например: «Я знавал богачей, хваставших тугой мошной, потом встречал их банкротами. Они не забывали былого довольства, но не стыдились ходить и с протянутой рукой». Сегодня мы восхищаемся, каким тонким знатоком психологического состояния человека был Абай и как полезно сегодня руководствоваться его назиданиями, чтобы не допускать ошибки, используя опыт из далекого прошлого человечества.
Потому именно сегодня в нашем обществе существует четкое разделение на богатых, средне зажиточных, бедных, так как в советский период все люди имели приблизительно средний достаток. Поэтому сегодня в нашем обществе важно формирование наиболее важных духовно-личностных качеств, как писал Абай: «Качества духовные – вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен, и достаток уместен».
Вопросы для обсуждения:
-
Расскажите, что Вы знаете о «словах назидания»?
-
Как Вы считаете, в чем ценность идеи Абая в развитии национального самосознания казахского народа?
-
Что Вы можете дополнить о жизни и деятельности Абая?
§8.Беседа с детьми в юношеском возрасте
Тема: «аль-Фараби. Его вклад в этнопсихологию»
Цель: Анализируя труды аль-Фараби, показать какой вклад внес в развитие этнопсихологии.
Задачи:
-
Рассказать о жизни и деятельности аль-Фараби;
-
Основные идей этнопсихологии;
-
Роль аль-Фараби в этнопсихологии
Формирование личностных качеств: рассудительность, проницательность, сметливость, добродетельность, сообразительность, неискушенность, смышленость.
Содержание
Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки родился в городе Фарабе на Сыр-Дарье при впадении в нее реки Арысь в 870 г. Он происходит из семьи знатного тюркского военачальника, что явствует из термина "тархан".
Бассейн Сыр-Дарьи сыграл в истории своего региона такую же роль как Нил для Египта, Тигр и Ефрат для Месопотамии. Позже Фараб стал именоваться Отраром, развалины которого находятся на территории Отрарского района Южно-Казахстанской области. Об Отраре имеются сведения в китайских источниках и у Птолемея. В IX-X вв., по описанию современников, это был крупный центр, важнейший пограничный и узловой пункт караванных дорог мировой торговли того времени, в котором связывались кочевая степь и оседлое население. Широко известен факт разрушения монголами города в 1218 г., вошедший в историю как "Отрарская катастрофа". Здесь же в феврале 1405 г. умер Тимур. Но на карте культурного развития Отрар отмечен, как родина целой плеяды выдающихся ученых, поэтов, мыслителей, среди которых по праву выделяется Абу Наср аль-Фараби как величина мирового масштаба.
Крупнейшие историки культуры и науки отмечали величие и уникальность фигуры Фараби. Требования, предъявляемые Фараби к тому, кто желает постичь мудрость, столь же высокого порядка. “Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ”.
Тот, кто преследует иные цели, превращая стремление к знанию как таковому сделать подчиненным по отношению к честолюбию, славе и материальным благам, изменяет самой сути философии. Именно это, т. е. предательство разума и творческих способностей человека - наихудший порок, поскольку, как считает Фараби, растлевается ни душа отдельного человека, спекулирующего духом и продающего его, а всего общества - сверху донизу. Исторический опыт тоталитаризма доказал глубокую правоту этих размышлений Учителя. Серость и посредственность XX в. утвердила себя в качестве власти только за счет физического уничтожения самостоятельно мыслящих личностей. Для продления и узаконения своей власти она нуждается в угодливой продажной интеллигенции. Действительно, ведь у нас каждые 10 лет скашивали под корень творчески и критически мыслящую интеллигенцию. Так и сформировалась угодливо мыслящая прослойка, по-прежнему именуемая интеллигенцией, но лишенная всякого чувства собственного достоинства, которая своей трепотней и анафемой по поводу того, чему она поклонялась только вчера, вызывает омерзительное ощущение. “Город” станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают всеобщей нормой стремление к совершенству. Обратимся к личности великого ученого. Как отмечает современный исследователь О.Х. Аймагамбетова: «Абу Наср аль-Фараби также занимался вопросами этнопсихологии различных народов. Фараби считал, что в основе теории этнопсихологических различий лежит несходство по трем основным параметрам: нравам, характерам и языкам. Но причину этнопсихологических различий он видел в особенностях астрономических тел и географических условий»1. На наш взгляд аль-Фараби известен не только как исследователь в области философии, психологии, но и этнопсихологии. В центре его внимания во всех трудах стоит человек, его совершенство, развитие, и человек, по его мнению, приобретает счастье в том случае, если у него сформированы лучшие духовные навыки, привычки, личностные качества, которые лежат в основе его характера. А характер формируется с помощью направляющих слов и деятельности наставника. О роли наставника, о методах воздействия на воспитуемого он в виде стройной системы изложил в своих трактатах.
Вопросы для обсуждения:
-
Расскажите, что нового Вы узнали о жизни и деятельность аль-Фараби?
-
Какой вклад в этнопсихологию внес аль-Фараби?
-
Как Вы считаете, какова роль аль-Фараби в психологий?
-
Какие произведения аль-Фараби Вам известны?
Заключение
Этнопсихология – актуальная новая отрасль психологических наук, возникшая на стыке философии, социологии, этнологии, этнографии. Наука изучающая этнические особенности психики людей как представителей конкретных наций, народности.
Этнопсихология – огромный социальный механизм, присутствующий во всех экономических формациях и в котором участвуют конкретные исторические личности которые служат эталоном, идеалом для своего народа и их возносят, воспевают во все века.
Этнопсихология попадает как бы в парадоксальную ситуацию: с одной стороны, она как бы существует на протяжении всего человечества бытовом и житейском плане, а с другой стороны, в научном плане она только сейчас возрождается как уникальная, самостоятельная, востребованная наука.
Сегодня в деле подготовки будущих социальных педагогов, социальных работников, специалистов по самопознанию, психологов, практических психологов, педагогов-психологов, этнопсихология может служить средством, видом, формой, структурой, феноменом в деле воспитания подрастающего поколения. И поэтому хорошо вооруженный специалист может гибко, творчески, позитивно, продуктивно и наиболее эффективно применять содержание учебного пособия в своей практической деятельности.
Пословицы и поговорки задействованные в нашем учебном пособии, излагают народную мудрость, которую нам оставили в качестве наследства и подарка наши предки. Пословицы и поговорки это не только прожитая жизнь наших предков, это смысл и правила той жизни которую прожили наши прадеды, они не смогли нас воспитать но оставили нам свои наставления переданные в этих пословицах, и мы принимая во внимание наше воспитание а также в память наших дедов должны внимать тот опыт, оставленный нам.
Словарь
Агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы.
Агрессия инструментальная – отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели.
Агрессия реактивная – возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и др.
Ажитация – аффективная реакция, возникающая в ответ на угрозу жизни, аварийную ситуацию и иные психогенные факторы. Проявляется в форме сильного беспокойства, тревоги, потери целенаправленности действий.