Файл: Юность книга окончательный вариант.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 549

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пережить сына – до мечты своей не дожить, оставит сына после себя – мечты свои достигнуть.

Кто не уважает отца, тому неуважение от своих детей.

Отец – дерево могучее, дети – его листья.

Отец – судья своим детям.

Самая большая радость отцу, когда сына хвалят.

Если шутка уместна, и отцом шути.

Дом отца — дворец, даже если он крыт соломой; дом свекра — ад, даже если он крыт корой.(В татарских деревнях бедняки крыли крыши соломой, а более состоя­тельные — корой деревьев).


Роль матери в семейном воспитании

Мать без детей, что яблоня без цветов.

Воспитание ребенка начинается в люльки.

В чужом краю даже заяц съест твоего ребенка.

В доме без люльки уюта нет.

Воспитание дороже золота.

Чем золотой дворец родичей, лучше дырявый шалаш матери родной.

Мать, подарившую шестерых сыновей, царицей зови; добрую родню частицей души зови.

Избалованный матерью останется не удел.

Дочка, тебе говорю, а ты, невестка, слушай.

Бойся молнии в ясный день, бойся злых женщин и девушек.


Дети

Любовь к Родине у семейного очага зарождается.

В своей норе и крот чувствует себя сильным.

Брат – это крыло.

Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает.

Дети – цветы души и глаз лучи.

Если не нашел счастья дома, не обретешь его на чужбине.

Дом с детьми – базар, дом без детей – мазар (могила).

Чем чужеземный ястреб, лучше свой ворон.

Всякий цыпленок выходит из яйца.

В доме с детьми тайн не бывает.

Глаза любви слепы.

Птица из-за птенцов в силок попадает, человек из-за детей страдает.

Добрый сын живет заботами народа, непутевый проживает труды народа.

Двоюродный брат может ссадить невесту с коня.

Дети – крылья человека.

Девушка – запертый сундук с потерянным ключом.

Гнев влюбленных подобен весеннему дождю.

Дети сначала приносят бедность, а потом – богатство.

Дочь подобна матери, сын – отцу.

Отец – гора, мать – родник у подножья горы, сын – тростник на берегу родника.

Дом, в который солнце входит, доктору можно не посещать.

Дом – наш дом, и луна – наша соседка.

Пусть и крикливый, был бы верблюжонок, пусть и плаксивый, был бы ребенок.

Если не обучишь сына, жизнь его научит.

Незамужняя женщина – что кобылица без узды.

Ребенок без от отца – на половину сирота, ребенок без матери – полный сирота.

Вчера из яйца вылупился, а сегодня ему уже скорлупа не нравится.

Своего сына в грудь толкай – не уйдет, чужого и прикуешь – не удержишь.

Желанное ребенка сильнее приказа падишаха.

Старик меж двух детей ребенком становится, ребенок меж двух стариков мудрецом становится.

Ищи не дом, а соседей.

Толковый сын что птица, готовая к полету.

Каждая птица в своем гнезде хозяин.

Неразумность дитяти мудрость отца поправит.

Лучше одна смышленая дочь, чем семь тупых сыновей.

Как отблагодарить отца, так отблагодарят дети тебя.

Одно дерево жалко на дрова спилить, одного ребенка трудно воспитать.


Балованный ребенок непочтителен; балованная собака непослушна – лезет на плиту.

Баловать сына – все равно, что убить ею; только из-под огненной палки выходят почтительные дети.

Братья – как руки и ноги, а жена – как одежда.

Бывают только непорочные невесты, но не бывает непорочных свах.

Дочь идет материнской дорогой, сын – отцовской.

Братья в ладу – коней много, невесты дружны – еды много.

Хоть и дурной да брат родной. Где взять хорошего.

Неблагодарная девица, став сама хозяйкой, родню не признает.

Дом сестры – раздольное джайлау.

И волн дружку своему зла не делаешь

Дочь красива нарядами, сын – делами.

Искусство отца – сыну наследие.

Семьей обзаведешься – и кочерга пригодится.

У сироты семь желудков.

У щедрых хозяев куры по два яйца приносят.

За огнем к соседям пошла – тридцать слов понесла.

Богатый брат бедного не признает, купец дружбу не признает.

В голод байский сын раньше всех умирает.

Не прислоняйся к дому, который готов упасть.

Сорок дней приветствуй того, кто один раз накормил тебя.

Башмак старшей снохи младшей не подходит.

Башмак хоть и золотой, все равно башмаком называется.

Без детей — горе, и с детьми — горе.

Без недостатка свадьбы не бывает.

Без пчелиных укусов меда не бывает.

Без труда и зайца не поймаешь.

Благородная кость большой не будет.

В доме, где много девушек, воды нет.

В старости и палец не согнется.

В чужом казане суп не сваришь.

Гусыне с гусятами корма не хватит.

Две коровы — в доме айран, две жены — в доме скандал.

Дерево сгибается еще прутиком (т. е. учи детей с раннего детства).

Дом, где дети — базар, дом без детей — могила.

Дома каши не сварит, а в гостях лапшу режет.

Дочка, говорю тебе, а ты, невестка, слушай!


Роль родственников

Не велико заблуждение, коль назад нашел дорогу к своим.

Враждебность родных опаснее жала скорпиона.

Бабушка, любящая внука, готова штаны променять на сахар.

Близкие соседи лучше дальних родственников.

Веселиться хорошо с чужими, горевать – со своими.

С родней радостью поделишься – радости прибавиться, горем поделишься – горе убавится.

Зять – на сто лет родня, сват – на тысячу лет родня.

Никудышная родня успехам завидует, в нужде не помогает.

И в стане врага пусть будет знаком хоть один дом.

Родственнее чувства лучше всего проявляются на расстоянии.

Скотина ищет свой хлеб; джигит – свою родню.

Сторониться своих – посмешище для чужих.

Ссора меж родичами – недругом как радость.

Постороннему дела нет до чужих чувств.

Одна встреча завязывает знакомство, вторая – родство.

Добрый знакомый лучше плохой родни.

Холодный или теплый твой дом – познаешь зимой, настоящую родню – бедой.

Болезнь — от пищи, ссоры — от родственников.

Бросишь палкой в собаку — попадешь в гостя.

Далекий родственник — близкий друг

День, когда зависишь от родичей, похож на ночь без рассвета.


Знание пословиц и поговорок, где отражены проблемы семейного воспитания, позволяют без оказания давления, морализирования, нотации, авторитарного подавление ребенка успешно формировать следующие положительные личностные качества: вежливость, честь смолоду, уважение окружающих людей, проницательность, сочувствие, самооценку, сострадание, терпимость, уважение старших, оказание помощи младшим, чуткость.


§3. Народные мудрости в этнопсихологии

Этика национальных отношений

На современном этапе (ХХI век) характеризуется широким использованием социально-психологических, этнопсихологических, этнологических, этнографических знаний успешного управления людьми и эффективного влияния на все стороны их поведения, жизни и деятельности. Устное народное творчество позволяет сформулировать у личности:

  • Социальные нормы, правила поведения, жизненные ценности, отношения, взаимовлияние, взаимодействия в социуме и в окружающей природе;

  • Культуру в процессе общения, игровой, учебной, трудовой, производственной деятельности личности.

  • Содержание этнопсихологии формирует личностные установки психологические стереотипы, общечеловеческие ценности, улучшает картину мира человека.

В схеме №3 – Этика национальных отношений позволяет определить основные критерии этнопсихологии, а формирование этики национальных отношений в ранней юности позволяют определить совокупность морально-психологических правил в социуме.

Схема №3

Характеристика

Ценность

Содержание национальной этики

Общая совокупность норм и правил как внутри этноса, так и межнациональных отношений; способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этносов, национальностей, осуществление требований социальной справедливости;

разумное использование природных ресурсов; образование

системы нравственных обязанностей, требований к жизни;

Проявление культуры межнационального общения

Политические,

профессиональные,

демографические,

культурные, общественные организации;

общественные движения;

нравственные,

психологические,

сотрудничество;

солидарность народов;

прогрессивное развитие общества

По численности есть народы: малые, большие;

разный уровень: культурного, исторического, этнического развития;

формирование общественной сущности личности;

проявление уважения к национальным чувствам, национальной традиции, проявление уважения к человеческому достоинству;

бережное отношение к личности, автономии индивида

В истории развития общества во все времена пытались изучить психологию народов. Продуктом изучения были понятия как «дух народа», «национальная психология», «национальная психика», «психологический склад нации». Много исследований посвящено проблемам: личность и группа, личность коллектив, личность и общество. Все эти отношения составляют субъективные связи между людьми, которые возникают в результате их фактического взаимодействия и сопровождаются различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих. Социально-психологические отношения составляют целую цепочку различных общественных отношений. Психологию народной сплоченности, проявления взаимных симпатий в межличностных отношений, степень привлекательности может обеспечить знания и применения на практике советов народной мудрости.



Взаимосвязь этнопсихологии и зоопсихологии

Как бы не бесился жеребенок, от табуна не уйдет.

Среди людей и лиса с голода не сдохнет.

Два ворона подерутся – одной вороне будет, что поклевать.

Перед дружной стаей воробьев и кобчик отступит.

Завидев волка, аульные собаки забывают свою вражду.

Без табунщика — кони не табун.


Социум

Где вода – там достаток, где народ – там праздник.

Зеркало правды – народ.

Народ, как и земля, старости не знает.

Против народа идти – против течения жизни идти.

Пережитое вместе с народом – великий праздник.

Народ безошибочный судья.

Необъятны народа объятия.

Народ – мудр.

Сила народная могуча, как селевой поток.

Сколько бы не знал, больше народа знать не дано.

Не ищи благодати на небе, ищи ее в единстве народа.

Народ подтянется – до неба дотянется.

Народ хитростью не проведешь.

Идущий во главе народа масло глотает, отставший от народа пыль глотает.

Врагу народа на земле нет места, врагу земли среди народа нет места.

История земли – это история народа.

Гнев народа крепости разбивает.

Где народ топнет, там озеро будет.

Дорога с дорогой сходится, народ с народом сходится.

Народ попусту не скажет, если что скажет, то дело.

Счастье от народа не уйдет.

Улыбка народа солнца теплей.

Уважать народ – себя уважать.

У народа пятьдесят глаз.

У народа пятьдесят ушей.

Умней товарищей быть можно, мудрей народа быть не дано.

Среди спаянного народа вражде нет места.

У народа руки длинные.

Озеро разбушуется – берега размоет, народ разбушуется – хана свалит.

В единстве народа - его свобода.

Единство и счастье едины.

Народ, не знающий единства, с нуждой дружит; народ, сильный единством, со счастьем дружит.

Легка ноша, поднятая сообща.

Согласие и единство – счастье и богатство.

Много голосов сольются – одинокий голос заглушат.

Просторная одежда износа не знает, сплоченный народ бедствий не ведает.

Сплоченная сотня разобщенную тысячу одолеет.

Счастье начало – согласие.

Где земля богата, там и народ богат.

Пока земля не насытится, народ не будет сыт.


Личность

Счастлив джигит, себе цену знающий, счастлив народ сам собой правящий.

В одной чалме двух голов не бывает.

Любимец народный не горит в огне, не тонет в воде.

Лишившись коня, седло не бросай, лишившись жены, очаг свой не покидай, лишившись очага, народ свой не покидай.

Не будь сыном отца, будь сыном народа.

Если шестеро врозь, лежащее во рту теряет; если четверо заодно, улетевшее в небо достают.

У плывущих на одном корабле душа одна.

Сила – в единстве.

Рубль собирается с копейки, единство начинается с дружбы.

Истинное богатство не в достатке, а в единстве.

Пока пальцы не сойдутся вместе, руки не согреются.

Сообща принятия решения – самое мудрое решение.

Пока пальцы не сойдутся, и иголку не ухватишь.

Шуба, скроенная сообща, не будет коротка.

Без пищи озеро сирота, без людей земля сирота.


Дрова давай разжигать тому, кто их нарубил; скот давай пасти тому, кто его вырастил.

Джигиту без счастья без труда, народу - без единства.

Руки умельца и язык оратора – народа достояние.

В чью лодку сядешь, тому и подтянешь.

Возвращенное имущество — к пользе.


Психологические особенности трудовой деятельности

Коллективный труд – ударный труд.

Коллективный труд – самый радостный труд.

Колодец роет один человек, воду из него пьют тысячи.

Труд народы кормит.

Труд города украшает, безделье их опустошает.


Деструктивное поведение личности в социуме

Кто брюхо набил, предав свой народ, тот двух дней не проживет.

Кто бежал от народа, тот остается без погребения.

Лучше блуждать вместе с народом, чем находить дорогу одному.

Ложкой море не вычерпаешь, подлостью народ не покоришь.

Не брани землю – сам в нее попадешь, не брани народ – проклят будешь.

Холящему свой народ – счастья нет.

Что миром ищется – мечом сыщется.

Без единства жизни нет.

Нет согласия – нет единства, нет единства – нет счастья.

Внутренние распри врага внешнего страшней.

Когда единства нет, ни в одном деле толку нет.

Дурной сосед — что зубная боль.

Изучение этнопсихологии позволяет личности разобраться в различных терминах и понятиях как этика национальной культуры, этническая дифференциация, этническая идентификация, этикет национальный.

Изучение национального этикета является основой национальных отношений, составной частью культуры межнационального общения. В процессе общения и соблюдения национального этикета, люди разных национальностей находят «общий язык», обмениваются действиями, поступками, мыслями, чувствами, переживаниями (см. схему №4).


Этикет национальный

Схема №4

Характеристика

Ценности

Содержание национального этикета

Исторический, этнический установленный порядок, народ правил, определяющий поведение людей, принадлежащий к определенному этносу с устойчивым и общепринятым порядком поведения.

Национальный этикет определяет:

  • Правила, регулирующие порядок знакомства, приветствия, прощания;

  • Правила ведения беседы, посещения и приема гостей, поведения за столом;

  • Правила взаимоотношений между людьми разных поколений, правила взаимоотношений между мужчиной и женщиной;

  • Семейные, родственные отношения и т.д.

Внешняя нормативная культура поведения;

Согласованность между представителями данного этноса;

Соблюдение национального колорита на праздничных мероприятиях;

Воплощение в жизни национальных традиций, обычаев и обрядов

Как форма контроля за поведением личности, как представителя этноса;

Соблюдение общей этнической культуры;

Уровень овладения правилами и нормами национального этикета;

Использование норм «правил национального этикета»;

Этническая идентичность