ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 564
Скачиваний: 4
Пословицы, поговорки сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Психологическая основа которых закладывается родителями в семье. На протяжении всего детства личность руководствуется содержанием устного народного творчества которые затем превращаются в жизненные принципы, кредо.
§4. Психология личности
Применение этнопсихологии позволяет сформировать у старшеклассников: этническую культуру, этническую толерантность, этническую идентичность, этнические процессы как изучение и пропаганда народных традиций, норм поведения в обществе, оказывает положительное влияние на психологию представителей определенного этноса (см. схему №5)
Особенности психологии личности
Схема №5
Психологические ценности |
Основные составляющие социализацию личности |
Критерии социализации |
Личностные качества |
Коррекция |
Игровых Учебных Трудовых нравственных Эстетических политических Правовых экологических Семейно-бытовых Гуманистических |
Нормы Правила Ценности Отношения Культура Взаимодействия Взаимоотношения Взаимопонимание Приспособленчество Конформизм Уровень независимости Единство в личностном росте Гуманизм Формирование общественного образа действительности |
Содержание сформированы: Стереотипов Ценностей Картин мира человека Адаптированность личности Нормативные предпочтения Типичное поведение Образ жизни Социальная идентичность
|
Уверенность Самостоятельность Раскрепощенность Инициативность Не закомплексованность Самореализация Способность Самодостаточность Индивидуальность |
Унификация Стратификация Нивелировка Отказ от психологического насилия Приспособленчества Конформизм |
Пословицы, поговорки в совокупности формируют основные черты характера личности, отражают его внутренне содержание, влияют на действия, поступки и поведение человека. Устное народное творчество благоприятно влияет на этническую структуру личности, которая в свою очередь сложна, многогранна: это и духовный мир человека, его мировоззрение, это и формирование характера личности, темперамента, социального опыта в юношеском возрасте.
Самость
Венец мужества – скромность.
Вера человека узнается из его клятв.
Вода все смоет, но не грязь души.
Вытягивай ноги по длине своего ковра.
Вымокший под дождем думает, что все промокли
Выпущенная стрела не возвратится.
Гнев в начале безумие, а потом раскаяние.
Если б знал где упадешь, - застелил бы то место ватой.
Если ты устал, знай ,что друг твой устал вдвойне.
Одной рукой в ладоши не ударишь.
Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Одной рукой узел не завяжешь.
В каждом городе имей друга.
В повторении – польза.
В трудную минуту друг тут как тут.
Верного друга не продают и за тысячи.
Время – хороший учитель.
Все, что в изобилии, надоедает.
Все, что падает, подберут.
Вставай рано – будешь преуспевать.
А теперь можно спать, вытянув ноги.
Здоровый тело и духом здоров.
Вернуться с полпути — тоже смелость.
Видевший золото узнает его, не видевший — медь за золото примет.
Во рту — еда, на глазах — слезы.
Войдет через твою макушку, выйдет из твоих пяток.
(О ловком человеке.)
Голова одинока, зато душа спокойна.
Другу, с которым не сможешь расстаться, не говори обидных слов, которых он не сможет забыть.
Дурной торопится, мудрец выжидает.
Душа человека — стекло: если раз разобьется, не надейся склеить.
Человек-актуализатор
Глаз честного его весы.
Для быстрого коня не нужно кнута.
Благородный останется благородным, даже если его коснулось зло.
Даже если сидишь криво, говори прямо.
Человек – интеллигент
Враг человека – его глупость, друг человека – его ум.
Гибкая доска не ломается.
Аппетит приходит с первым куском, а ссора с первым словом.
Бедность без долгов – зажиточность.
Безопасность человека - в сладости его языка, береги свой язык – он сбережет тебя; распусти его – он предаст тебя.
Человек - труженик
Богатство молодца – труд.
Две руки с одной работой справляются.
Долго прихорашиваться будешь – долги умножиться, хорошо поработаешь – стада умножиться.
Дело покоряется тому, кто его любит.
До пота работаешь – с аппетитом поешь.
Добро, добытое без труда, легко уходит.
Дающий получит, посеявший пожнет.
Земля красна плодами, джигит – делами.
От дождя земля цветет, от работы мужик мужает.
Сильные руки бедности не боятся, крепкие ноги дали не страшатся.
Пахарь как мать свою землю любит, земля как сына пахаря любит.
Плача арык будешь рыть, смеясь будешь воду пить.
Пока есть силы, трудись, на старости будет на что жить.
По труду и плоды.
Рано встающая женщина на одно дело больше успевает.
Смысл труда разгадал – на казну напал.
Имя джигита трудом славится.
Куда ни приходит, везде рукам деле находит.
Основа счастья – свобода, основа богатства - труд.
Сперва потрудись, потом радуйся, веселись.
Труд закаляет, жизнь учит.
Когда работа в удовольствие, усталости нет.
Когда работа спорится, все в жизни ладится.
Не спрашивай джигита, сколько сил вложил, спрашивай, что сделал.
Труд жизнь украшает.
Труд – вторая мать человеку.
Труд прославляет, лень с пути сбивает.
Труд к цели ведет, лень – к бесчестью.
Хочешь избавиться от бедности – трудись, хочешь добиться богатства –опять же трудись.
Хорошее начинание – половина дела.
Четкий труд ведет к признанию, ложь и хитрость к позору.
Что наработаешь, то и заработаешь.
Чем без дела слоняться, лучше даром трудиться.
Глазам боязно, рукам страх не ведом.
Богатство лентяю лени прибавляет.
Будешь выбирать легкую работу, трудная достанется.
Для джигита работа – отдых, для лентяя гулянье – отдых.
Ищешь только развлечение – наживешь беду, дела ищешь – найдешь казну.
Достоинство джигита джигит оценит, ювелирную работу – ювелир.
Джигиту знания и семидесяти ремесел мало.
Знание ремесла делает честь джигиту.
Для джигита и семьдесят ремесел недостаточно.
До него и рука не достанет
Добром за добро платит каждый, добром за зло — настоящий человек.
Друг с другом, Ходжа с ишаком.(Ходжа Насред дин — знаменитый фольклорный герой многих народов Ближнего Востока).
Связь этнопсихологии и зоопсихологии
Для тощей лошади и хвост в тягость.
Он и собаке кусок должен.
В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем целый мост не заметен.
Верблюд возит на себе золото, а сам ест колючки.
Вертится, что белка в колесе.
Был бы конь, а сбруя найдется.
Волка ноги кормят.
Где валялся конь, остается шерсть
Гость смирнее овцы.
Манипулирующая личность
Вечернее слово можно стереть дневным словом.
Взгляд красноречивее слова.
Выбери себе спутника до того как выйдешь в путь.
Будь слугой совести и хозяином воли.
В трусливый глаз соринка попадает.
Идущий в ад ищет себе попутчика.
Год проголодаешь – жизнь в богатстве проживешь.
Кто днем сидит со свечей , ночь проведет в темноте.
Голова лентяя - дом шайтана.
Кто кушает в одиночку, тому и груз тащить одному.
Кто падает сам, тот не плачет.
Лучше быть слугой разумного, чем хозяином невежды.
Лучше есть свой черствый хлеб, чем чужой плов.
Лучше ходить голодным ,чем быть в долгу.
Не верь тому, что слышишь, а верь тому, что видишь.
Не открывай тайну другу - знай, у него тоже есть друг.
Обжегшись молоком, дует на простоквашу.
Будь хвостом доброго дела, но не будь головой злого.
Дома богач – на людях нищий.
Думал старому врагу отомстишь - нового нажил.
Забрел в тупик – поворачивай.
Застенчивость убивает человека.
Знаешь дорогу - обгоняй.
И спине холодно, и животу голодно.
Неуместная шутка ссору накликает.
Берет не ростом, а умом.
Богатыря узнаешь в битве, остряка — в споре.
Будешь злым — повесят, будешь мягким — раздавят.
Его обтесали тупым топором. (О неуклюжем, неумелом человеке.)
Его пальцы сгибаются только в свою сторону. (О жадном человеке.)
Его язык во рту не помещается.
Его язык мерзлую землю пробуравит.
Устное народное творчество представляет собой особое национальное, колоритное сочетание потребностей личности и его интересов, их гуманистической направленности, которые в свою очередь благоприятно, позитивно влияют на специфику восприятия, общения, взаимоотношений, формируют национальное достоинство личности в юношеском возрасте. Содержание пословиц и поговорок у каждого народа характеризует собственную специфическую духовность отражающих этическими, эстетическими, нравственными взглядами, сложившимися в процессе исторического национального развития. Формирование духовного мира человека тесно связано с национальными идеалами личности, в которых отражаются элементы национального самосознания у представителя этнической общности. Мировоззрение в юности во многом определяется национальным самосознанием, которое показывает то, как человек благодаря устному народному творчеству включен в историческую память , этносоциальные отношения своего народа.
§5.Психология экологического воспитания
Проблемы экологии окружающей среды и личности волновали человечество во все времена. Каждое поколение пытается через устное народное творчество привить своим детям любовь к земле, родному краю, беречь природу, ресурсы государства. Применение этнопсихологических знаний в разделе – психология экологического воспитания, отражается в ниже указанной схеме (см. схему№6)
Психологические особенности экологического воспитания
Схема №6
Механизмы |
Типы |
Функции |
Компоненты |
|
|
|
|
Изучение устного народного творчества способствует определению следующей структуры:
1.Структура динамичная – национально-психологические особенности;
2.Структура системообразующая:
-
Национальное самосознание;
-
Национальный характер;
-
Национальный темперамент;
-
Национальный склад ума;
-
Национальное чувство и настроение;
-
Национальные интересы и ценные ориентации;
-
Национальные обычаи и традиции.
Экология окружающей среды
В тени одного дерева может отдохнуть тысяча овец.
Глубокую воду не замутить.
Дерево, принося плоды, гнет к земле.
Если б от воды прибавлялись силы, лягушка стала бы великаном.
Если бы каждая пчела была медоносной, то горы и долины тонули бы в меду.
Жалеть волка – жертвовать овцой.
Змея меняет кожу, а не повадки.
Каждая трава на своем корне растет.
Как бы гора ни была высока, дорога через нее проходит.
Как садовник не спеши, а груша раньше срока не поспеет.
Когда кошка не может достать до мяса – говорит, что оно протухло.
Когда у змеи болит голова, она спит посреди дороги.
Лев боится только муравья.
Лев – самец то или самка – все равно лев.
Леса без шакалов не бывает.
Лисе нет дела, сколько стоит петух.
Лучшая груша в лесу достается медведю.
Мясник думает о жире, а коза – о жизни.
На вершине горы и снег приобретает вкус.
Не подыхай, ослик: придет весна, вырастет трава.
Ночью солнце не появится в место луны.
Близкий дым ослепляет.
Будет ли тень прямой, если ствол кривой?
В июле вода в кувшине закипает.
В каждом стебельке есть сок.
В конце сентября дожди проливные.
В марте воробьи гнезда вьют, а деревья зеленеют.
Ветры дуют не так, как хотят корабли.
Выйти из бани тяжелее, чем войти в нее.
Дерево вырастает из семени.
Если вода застаивается на одном месте, она портится.
Ешь мало – проживаешь долго.
Живая собака лучше мертвого льва.
Змея от своего яда не погибает.
Каждая птица наслаждается своим пением.
Когда появляются ангелы, черти скрываются.
Конь лучше знает своего всадника.
Кто не станет волком, того волки загрызут.
Лай собак не вредит облакам.
Лев остается львом даже в клетке.
Лев остается львом, даже если ослабли его когти; собака остается собакой, даже если она выросла среди львов.
Лучше дышать свежим воздухом, чем пить лекарства.
Без росы трава не растет.
Без тучи дождя не бывает.
Волки, идущие по одной тропе, друг друга не съедят.
Экология социума
Обращайся к врачу до того, как заболеешь.
Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет – братом.
Почитайте старший – вас станут почитать младшие.
Арба доставляет хлеб домой, сани везут хлеб на базар.
Экология личности
Красота лица – в красоте характера.
Плод жизни человека – его доброе имя.
Время не придет — цветок не распустится
Горшок с маслом по виду узнаешь.
Даже когда шутишь, говори обдуманно.
Далекое солнце сильно греет.
Дно терпения — чистое золото.
Драгоценный камень на земле не валяется.
Изучение содержания пословицы, поговорки об экологическом воспитании формирует у личности такие основные идейные качества как патриотизм, альтруизм, адаптированность, интеллигентность, активность, гордость, самосознание.
Знакомство, анализ устного народного творчества, применение теории на практике, превращение этих знаний в жизненные принципы позволяют успешно сформировать следующие научения:
-
воспитать экологически безопасный тип характера у личности;
-
регулярно развивать, совершенствовать социально-психологические качества человека;
-
проявлять позитивные социально-психологические особенности личности в процессе общения с живой и не живой природой;
-
поднимать собственный социально-психологический статус в социуме и в процессе общения с окружающим миром.
Экологическое воспитание развивает такие личностные качества как проницательность, сплоченность, сопереживание, сострадание, сочувствие, чуткость. Все перечисленные качества обеспечивают успешное социально-психологическое содержание экологического воспитания.
§6.Психологические особенности неблагополучия личности
Сколько существует человеческое общество, столько же существуют проблемы, проблемы, неблагополучия в деле воспитания подрастающего поколения. На всех этапах развития общества народ сталкивался с проявлением личностной агрессии, не пониманием друг друга, с проявлением человеческого бесстыдства, коварств, обманом, ложью с проявлением девиантного поведения.
Человеку удалось маскировать ложь, фальшь, мошенничество и многие окружающие люди сильно от этого страдали. Некоторым людям удобно проявлять апатию, скуку, безразличие, не осознавать, что тем самым приносят обществу урон, окружающие демонстрируют негативные проявления, им удобно спрятаться за собственным цинизмом. Проявляя социальное паразитирование им удобно вести пассивный образ жизни как в семье, так и в обществе. Поэтому схема №6 позволяет корректировать негативные качества личности, еще в детском возрасте.