Файл: «Разработка конкурентной стратегии предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования, показывающий какая часть оборотных активов предприятия финансируется за счет собственных источников, в АО «Меланж» в анализируемом периоде (имеет значение равное 0,79 (79 %), это говорит о том, что оборотные активы рассматриваемого предприятия в отчетном 2017 году на 79% финансируются своими собственными источниками

Следующий коэффициент – коэффициент финансовой независимости, который показывает насколько предприятие финансово независимо. В АО «Меланж» показатель составил в отчетном 2017 году – 0,7, и это означает, что анализируемое предприятие финансово самостоятельно на 70%.

Более узкий финансовый показатель - коэффициент финансирования, показывающий удельный вес своих собственных средств предприятия в общей сумме всех источников его финансирования, в АО «Меланж» аналогичен коэффициенту финансовой независимости. Что касается коэффициента финансовой устойчивости, который показывает, какая часть актива предприятия финансируется за счет устойчивых источников – то здесь результаты таковы – значение данного коэффициента в 2017 году находится на уровне 0,9 (в 2016 году – 0,9). Это говорит, что 90,0% активов предприятия финансируется устойчивыми источниками.

2.2. Анализ отрасли и конкуренции

Легкая промышленность мира - это целая отрасль мировой экономики, которая принимает непосредственное участие в формировании государственных бюджетов многих стран мира. Она объединяет в себе большое количество отраслей и подотраслей, среди их можно выделить такие основные: швейная, обувная, текстильная [2, c. 23].

Именно данные области получили сильное развитие, и промышленность мира уже не может обойтись без их продукции. Легкая промышленность мира в современной глобальной экономике немного изменила прописку. Теперь не развитые страны имеют большие объемы производства продукции легкой промышленности в особенности трех указанных категорий. В настоящее время данный вид отрасли промышленности получил серьезный толчок и развитие в развивающихся странах.

В связи с этим многие развитые страны приняли решение не конкурировать с более дешевой продукцией в данном сегменте рынка, а сосредоточить свое производство на выпуске дорогих брендовых товаров. Ярким примером этого может стать швейная отрасль, ведь многим известны европейские кутюрье и модельеры, которые при небольших объемах производства, тем не менее, получают весомую прибыль именно за счет эксклюзивности товаров [2, c. 54].


Рассмотрим основные отрасли легкой промышленности. Текстильная легкая промышленность мира за последние десятилетия существенно изменилась. И основной причиной для этого послужила научно-техническая революция, которая произошла во второй половине прошлого века. Если раньше весь текстиль заключался в основном на изготовлении хлопчатобумажных изделий и тканей, и небольшой сегмент занимали такие материалы как шерсть, лен, искусственное волокно. То в настоящее время данная отрасль промышленности заметно расширила свой ассортимент за счет возросшего применения в текстиле различных синтетических (химических) волокон и материалов.

Текстильная промышленность в мировом масштабе растет просто невероятными темпами. На сегодняшний день основным регионом, который занимает до 70% от всего объема текстиля, является Азия. А если рассматривать текстильную промышленность с позиции категории товаров и продукции, то можно смело отметить что Азиатские страны поставляют на мировой рынок до 50% всех шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Самыми крупными производителями по изготовлению хлопчатобумажных тканей считаются Китай (поставляет до 30%), Индия (почти 10%), США, Тайвань, Япония, Индонезия. По шерстяным тканям ситуация практически аналогичная. Доля Китая в данном сегменте равна 15%, после него идут Италия с 14%, Япония, США, Турция и Индия, и завершают данный список несколько западноевропейских стран.

А вот отечественная промышленность, не смотря на большую долю по производству натурального сырья для текстиля, все же имеет большой спад производства, и на сегодняшний момент не может быть конкурентной импортным товарам без специальных государственных программ развития и поддержки. Но пока данным вопросом на уровне государства особо никто не тревожится.

Следом за текстильной необходимо отметить и швейную промышленность. Швейная легкая промышленность мира занимается производством одежды и белья и множества других изделий. Картина в данной отрасли существенно от текстильной не отличается. Ведущими экспортерами такой продукции в мире являются Китай, Южная Корея, Индия, Колумбия, Тайвань. А развитые страны как уже и говорилось выше, специализируются только на небольших объемах элитных, модных и индивидуальных изделий. В структуре российского рынка тканей доля хлопчатобумажных тканей отечественных производителей в 2016 году составила 87%, а в первом полугодии 2017 года - 88%. При этом доля хлопчатобумажных тканей, произведенных предприятиями, принадлежащими членам НП Русское хлопковое сообщество, либо контролируемыми ими, составила в 2016 году около 60%. Среди этих предприятий - лидеры хлопчатобумажной отрасли - ОАО Шуйские ситцы, АО Красная талка, ОАО Тейковский ХБК, ОАО Кохлома, ОАО Егорьевский ХБК, ООО Тезинка, не говоря уж об ОАО Альянс Русский текстиль, который имеет представительства в 38 регионах РФ.


Одной из задач сообщества является, в частности, обеспечение его членов информацией о состоянии рынков продукции хлопчатобумажной отрасли, без которой трудный бизнес в текстильной промышленности невозможен.

Факт замедления экономического роста в российских перерабатывающих отраслях подтверждается положением в текстильной и легкой промышленности. Начиная с марта 2016 года, динамика производства пошла на спад, сезонный подъем в июне общей картины не меняет.

Хлопчатобумажная отрасль, как и прежде, занимает ведущее положение в текстиле по объемам выпуска тканей в натуральном выражении: на долю хлопчатобумажных тканей в 2017 году приходится 88%, льняных - 7%, шелковых - 4%, шерстяных - всего 1%.

Стабильное развитие текстильной промышленности, и ее хлопчатобумажной отрасли в том числе, сдерживается целым рядом факторов.

1. На российских текстильных предприятиях сегодня используется в основном физически и технически устаревшее оборудование, которое не позволяет использовать современные технологии и производить конкурентоспособную продукцию.

2. Несмотря на то, что Россия в настоящее время располагает всеми условиями, необходимыми для развития производственной базы, эффективно реализовать этот потенциал, а также наращивать выпуск качественных тканей и одежды не позволяет технологическая отсталость смежных отраслей.

3. Практически все текстильные предприятия испытывают острый недостаток оборотных средств. Многим недоступны заемные средства.

4. Факторами, сдерживающими развитие отрасли, являются неучтенные импорт и производство. Неучтенное производство по текстилю составляет примерно 20% учтенного, неучтенный импорт примерно в 1,5 раза превышает отечественное производство.

АО «Меланж» является единственным в Ивановской области и близлежащих районах производителем хлопчатобумажных и смесовых тканей с полным технологическим циклом, включающим производство пряжи, суровых и готовых тканей, готовых изделий.

2.3. Диагностика внешней среды предприятия

Для выявления потенциальных конкурентных преимуществ АО «Меланж» были использованы основные идеи матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции в отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.

Таблица 9 – Оценка внешней конкурентной среды АО «Меланж»


Оценка внешней среды

Возможности

Угрозы

Конкуренты

Для лидерских позиций среди конкурентов необходимо повышение технической оснащенности предприятия, качества реализуемых товаров

Угроза появление новых конкурентов слабая

Потребители

Расширение рынков сбыта за пределами города

Снижение ценовой категории при внедрении на новые рынки сбыта

Появление товаров-заменителей

Расширение спектра изготавливаемой продукции

В рамках товаров компаний-конкурентов

Таким образом, основной угрозой деятельности во внешней среде АО «Меланж» является необходимость снижения ценовой категории услуг при выходе на новые рынки. Но, вместе с этим, АО «Меланж» имеет множество возможностей, которые можно отнести к наиболее серьёзным конкурентным потенциалам успеха.

Проведем анализ конкурентных преимуществ предприятия относительно крупнейших конкурентов. Основными конкурентами на рынке текстильных материалов города являются ООО «Текстиль Плюс» и ООО «Спецтекстиль». Для оценки конкурентного окружения исследуемого предприятия проведем анализ его конкурентов по пятибалльной шкале по 7 основным признакам (таблица 10).

Таблица 10 – Оценка конкурентного окружения исследуемого предприятия

Параметры

Организации

АО «Меланж»

ООО «Текстиль Плюс»

ООО «Спецтекстиль»

1. Удобство расположения

5

4

5

2. Внешний вид

4

4

3. Режим работы

5

5

4

4. Качество предоставляемых услуг

5

4

5

5. Удобство и наличие парковки

4

4

3

6. Предлагаемые услуги

5

5

4

7. Розничные цены

5

4

4

Итого

33

30

28

АО «Меланж» и ООО «Текстиль Плюс» по всем параметрам достаточно конкурентоспособны по отношению друг к другу. ООО «Спецтекстиль» находится в достаточно удобном месте, хорошо видна с автомагистрали, но у этой организации ассортимент достаточно уже, чем у АО «Меланж» и ООО «Текстиль Плюс». В то же время эта организация привлекает внимание очень хорошей рекламной политикой. Следует отметить, что имеющейся площади парковки недостаточно для вмещения автомобилей, хотя прилежащая площадь позволяет ее расширить для удобства. В целом можно сделать вывод, что АО «Меланж» является вполне конкурентоспособным предприятием на рынке города. Однако, стоит улучшить внешний вид, увеличить площадь парковки, а также улучшить рекламную политику предприятия.


АО «Меланж» является лидером по представленным факторам конкурентоспособности фирмы. По факторам «продукт», «сбыт» и «продвижение» у него явное преимущество по сравнению с ООО «Текстиль Плюс». Это значит, что у компании стабильная конкурентоспособность, и она является одной из ведущих на рынке в г. Иваново.

Основные покупатели продукции АО «Меланж»:

- юридические лица (частные компании, нуждающиеся в приобретении лекарств);

- физические лица (население).

Приведем ряд существенных признаков для сегментации:

1. Тип покупателей: юридические лица; население.

2. Приверженность потребителя к определенной фирме: АО «Меланж»; ООО «Текстиль плюс»; другая.

3. Уровень дохода покупателей: низкий (ниже или равен прожиточному минимуму), средний (равен средней заработной плате); высокий (выше средней заработной платы).

4. Ориентация покупателей на производителя: российского производителя; иностранного производителя; не имеет значение.

5. Приверженность к частоте покупок: несколько раз в неделю; несколько раз в месяц; несколько раз в год.

8. Ориентация покупателей на цену: низкую; среднюю; высокую.

Необходимо произвести оценку и выбор сегментов рынка, на которые выйдет АО «Меланж» со своей продукцией (таблица 11).

Таблица 11 - Сегментация рынка сбыта продукции АО «Меланж»

Признаки

сегментации

Уровень дохода потребителя

Высокий

Средний

Низкий

1. Тип покупателей:

-юридические лица;

- население.

Х

Х

2. Приверженность потребителя к определенной фирме:

- АО «Меланж»;

- ООО «Текстиль Плюс»;

- другая.

Х

Х

3. Уровень дохода покупателей:

- низкий (ниже или равен прожиточному минимуму)

- средний (равен средней заработной плате);

- высокий (выше средней заработной платы).

Х

Х

4. Ориентация покупателя на производителя

- российского производителя

- иностранного производителя

- не имеет значение

Х

Х

5. Приверженность к частоте покупок:

- несколько раз в неделю;

- несколько раз в месяц.

- несколько раз в год

Х

Х

6. Ориентация покупателей на цену:

- низкую;

- среднюю;

- высокую

Х

Х

7. Психологический тип потребителя

- капризный;

- с обычными требованиями;

- невзыскательный.

Х

Х