Файл: «Разработка конкурентной стратегии предприятия».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- частичного сокращения подразделений - продажа или закрытие предприятием неприбыльных, неперспективных подразделений. Главная цель – получить средства для развития более перспективного бизнеса, внедрения инноваций и т.п.

Таким образом, виды стратегий – это мощное орудие для развития любого, даже самого провального предприятия. Именно благодаря их разнообразию можно подобрать наиболее подходящую стратегию для выхода из той или иной ситуации. Виды стратегий позволяют предприятию вывести на рынок свою новую продукцию, успешно организовать продажу старой продукции, внедрять в производство новые технологии, словом, получать выгоду там, где ее до этого не получалось извлечь.

1.2. Разработка стратегии предприятия

Прежде чем приступить к открытию своего бизнеса, необходимо разработать план, согласно которому предприятие и будет развиваться. Разработка стратегии предприятия заключается в создании этапов формирования [15, c. 33].

Рассмотрим, как правильно выглядит разработка стратегии развития предприятия. Потому что, разработав стратегию развития предприятия, владелец сможет предусмотреть все нюансы ведения бизнеса и предотвратить большинство типичных ошибок, характерных для начинающих, неопытных руководителей [20, c. 456].

Также планирование поможет грамотному старту и удачному продолжению, которые разработаны владельцем предприятия в теории и, которые теперь будут воплощены в практике.

Разработка стратегии развития предприятия на примере уже существующего бизнеса станет наиболее верным решением для стартующего бизнесмена, ведь таким образом можно завладеть уже готовым и работающим бизнес-планом.

Бизнес-планирование необходимо для того, чтобы определиться в какой сфере будет работать предприятие, кто будет его союзником, где брать материал или информацию, и т.д. В чем заключается разработка стратегии развития предприятия [8, c. 120].

Первым этапом при разработке стратегии предприятия является определение сути специализации предприятия, его реквизитов, исполнителей и установление даты составления.

Следующим этапом является проектирование резюме для партнеров и банков (для получения кредита, если в этом есть необходимость).

Маркетинговый анализ: сравнение продуктов или услуги с аналогами, уже существующими на рынке, выявление положительных моментов.


Методы продвижения товаров и услуг: определение путей сбыта, потребителей, момента доставки и хранения [13, c. 20].

Производство продукта или реализация услуг: расчет затрат на приобретение необходимого оборудования, на закупку исходных продуктов и материалов, а также на ремонт и обслуживание приобретенного оборудования.

План по персоналу: информация о необходимой численности кадров, их квалификация, расчет затрат на заработную плату.

Финансовый расчет - в этом пункте необходимо рассчитать все финансовые операции: первоначальные затраты и выручка, ежемесячная сумма погашения кредита, налоговый процент. Этот этап планирования развития стратегии предприятия необходим для расчета суммы кредита и определения точного срока его погашения [14, c. 136].

Сбор документов, на фоне которых был составлен бизнес-проект: данные финансовых исследований, спецификация, характеристика конкурентов, прайс-листы и т.д. Составляя бизнес-план для приобретения кредита, необходимо в документации произвести как можно больше расчетов и выявить, почему предприятие будет выгодно спонсировать, как можно ярче и понятнее расписать ожидаемые результаты и убедить, что данное предприятие просто необходимо для существующей базы продукции, и есть хороший рынок сбыта [12, c. 101].

Разработка стратегии развития предприятия убедит кредиторов в целесообразности вложения средств в предлагаемый бизнес-проект. Для тех, кто уже владеет предприятием и хочет создать бизнес-проект, эта задача будет значительно сложнее, ведь теперь нужно подстроить поставленные задачи под уже имеющиеся данные. Поэтому для начинающего бизнесмена при подготовке к организации предприятия лучшим решением будет создать стартовый бизнес-план. Таким образом, стратегия развития предприятия один из важнейших и ответственных шагов на пути создания бизнеса [3, c. 142].

Исходя из рассмотренного материала, можно сделать вывод, что конкурентные стратегии - это важная и неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Разработка конкурентной стратегии предприятия должна включать стратегический анализ его жизнедеятельности, включающий исследование внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентоспособность предприятия и выпускаемой им продукции, а также исследование особенностей отрасли экономики, развития конкуренции в отрасли, позиций данного предприятия в структуре отрасли, реальных и потенциальных возможностей предприятия по обеспечению его конкурентоспособности [10, c. 41].


2. Анализ стратегического развития предприятия на примере АО "Меланж"

2.1. Анализ исходного состояния предприятия

Предприятие АО «Меланж» одно из старейших и крупных промышленных предприятий Ивановской области, основанное в 1964 году. АО «Меланж» является предприятием хлопчатобумажной отрасли текстильной промышленности. Специализацией предприятия является производство тканей преимущественно производственного и специального применения – рабочей и спецодежды, поставки для Министерства Обороны и МВД, упаковочные материалы, а также бельевой и сорочечной ткани.

Полное фирменное наименование Общества: акционерное общество «Меланж». Общество является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли, а также расширение рынка товаров и услуг. Общество является предприятием текстильной промышленности хлопчатобумажного производства, специализирующимся на выпуске суровых и готовых хлопчатобумажных и смесовых тканей, одиночной и крученной хлопчатобумажной и меланжевой пряжи, ваты, изготовлении швейных изделий. Основным видом перерабатываемого сырья является хлопок [3].

В основу действующего ассортиментного перечня положен производственно-технический признак ассортимента товаров, который не позволяет с достаточной полнотой учесть комплектность спроса, взаимную дополняемость товаров, сезонные особенности развития спроса и другие условия.

Поставка продукции производится самовывозом (транспортом покупателей).

За анализируемый период наибольший удельный вес среди потребителей продукции предприятия (по региональному признаку) является Иваново. На его долю приходится 67% общего объема продаж предприятия.

Проведем анализ состава кадров АО «Меланж», основываясь на материалах отчетов по использованию трудовых ресурсов.

Таблица 1 - Обеспеченность АО «Меланж» трудовыми ресурсами в 2016-2017 гг.


Категория работников

Численность

% обеспеченности

2016

2017

Среднесписочная численность производственного персонала, в т.ч.:

1089

1157

106,24

Административно-хозяйственный персонал

17

20

117,65

Управленческий персонал

766

778

101,57

Планово-экономический

18

21

116,67

Финансово-бухгалтерский

42

49

116,67

Кадровый персонал

13

16

123,08

Юридический персонал

41

47

114,63

Инженерно-технические работники

27

39

144,44

Сотрудники службы безопасности

7

9

128,57

Рабочие

128

158

123,44

Основные производственные рабочие

28

35

125,0

Вспомогательные рабочие

19

28

147,37

Технические рабочие

81

95

117,28

Служащие

15

13

86,66

Прочий персонал

15

7

46,67

Как видно из табл. 1, общая среднесписочная численность персонала компании в 2017 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 68 чел., или на 6,24%. Увеличение численности наблюдается практически по всем категориям персонала. Увеличение численности работников административно-хозяйственного звена в 2017 г. наблюдается на 3 чел.; общая численность работников увеличилась с 931 чел. в 2016 г. до 979 чел. в 2017 г. Численность рабочих увеличилась в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 30 чел., в т.ч. основных рабочих – на 7 чел.; вспомогательных рабочих – на 9 чел.; технических рабочих – на 6 чел. Персонал АО «Меланж» достаточно квалифицирован и большинство работников имеет высшее и среднеспециальное образование.

На сегодняшний день на предприятии АО «Меланж» определена структура рабочего стажа, которая характеризуется уравновешенностью, свидетельствуя о политике осмысленного выбора работников с адекватным образованием. Это равновесие можно легко выявить при учете социального состава рабочих. В этих условиях необходимо также проанализировать качественный состав персонала по уровню квалификации.

По среднему тарифному разряду и среднему тарифному коэффициенту персонала рассчитанных за соответствующий период, их квалификационный уровень за 2017 год несколько повысился. Таким образом, квалификационный уровень работников во многом зависит от их возраста, стажа работы, образования и других факторов. Поэтому в процессе управления персоналом предприятия АО «Меланж» необходимо изучать изменения в составе рабочих по этим признакам.


Основную массу трудового коллектива АО «Меланж» представляет группа лиц от 30 до 50 лет, которая характеризуется достаточным уровнем квалификации, образованием и достаточным стажем работы.

В АО «Меланж» доминируют работники мужского пола, что, возможно, связано со спецификой деятельности компании. Так, мужской состав персонала компании составил 663 чел. в 2017 г. против 609 чел. в 2016 г., а женский – 480 и 494 чел. в 2016 и 2017 гг. соответственно.

Далее проведем анализ результатов хозяйственной деятельности предприятия за период с 2015 по 2017 годы.

Для создания более полной характеристики АО «Меланж» проведем анализ его технико-экономических показателей (таблица 2).

Таблица 2 – Технико-экономические показатели АО «Меланж»

Показатель

2015 год

2016

год

Изменение

(+;-)

Темп роста

( %)

2017 год

Изме-нение

(+;-),

Темп

роста

( %)

Выручка от продажи, тыс.р.

1760

1980

220

112,50

2109

129

106,52

Коммерческие расходы, тыс.р.

1525

1710

185

112,13

1870

160

109,36

Прибыль от продаж, тыс.р.

235

270

35

114,89

239

-31

88,52

Чистая прибыль, тыс.р.

184

216

32

117,39

191

-25

88,43

Рентабельность продаж, %

10,45

10,91

0,45

104,35

9,06

-1,8527

83,02

Производительность труда, тыс.р. / чел.

117,33

132

14,67

112,50

140,6

8,6

106,52

По результатам проведенного анализа стало видно, что выручка от продажи услуг АО «Меланж» в 2015 году составляла – 1760 тыс. р., в 2016 году – 1980 тыс. р. (темп роста по сравнению с 2012 годом составил – 112,50 %, увеличение – 220 тыс. р.); в 2017 году – 2109 тыс. р. (темп роста по сравнению с 2016 годом составил – 106,52 %). При увеличении выручки от продаж – в АО «Меланж» наблюдается и рост коммерческих расходов.

Так, если в 2015 году коммерческие расходы предприятия составили – 1525 тыс.мр., в 2016 году они немного увеличились и составили – 1710 тыс. р., а в 2017 году возросли до 1870 тыс. р. (темп роста данного показателя по сравнению с 2016 годом составил – 109,36%). Таким образом, темп роста коммерческих расходов значительно опережает темп роста выручки от продажи услуг, что является отрицательной тенденцией для предприятия, поэтому в будущем необходимо будет снижать коммерческие расходы.