ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 365

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс притирки состоит из возвратно-вращательного движения клапана при помощи специального приспособления на притирочном станке; при отсутствии станка можно пользоваться дрелью с присосом. Продолжать притирку нужно до тех пор, пока на фасках клапана и седла не появиться непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. Разрыв матовой полоски и наличие рисок на ней не допускается.

Шлифовать рабочую фаску можно при условии, если высота цилиндрического пояска на головке клапана превышает 0,3 мм. Клапаны, высота которых меньше 0,3 мм, необходимо заменять.

Стержень клапана должен быть прямолинейным. Номинальный диаметр стержня для впускного клапана 10,915...10,940 мм, для выпускного - 10,895...10,920 мм.

Проверка отклонения от прямолинейности проводится с помощью индикатора на призмах (рисунок 4,а). Допуск на непрямолинейность стержня клапана не должен превышать 0,015 мм на 100 мм длины. Биение рабочей поверхности фаски клапана относительно оси стержня проверяют на приспособления (рисунок 4,б).
















Рисунок 4 – Проверка клапана: а – отклонение от прямолинейности стержня; б- проверка торцевого биения рабочей поверхности фаски; 1 – стойка приспособления; 2 – измерительное устройство; 3 – клапан.

Величина биения рабочей поверхности фаски клапана не должна превышать 0,03 мм. Допустимый износ диаметра стержня клапана без ремонта для впускного клапана 10,90 мм, для выпускного 10,88 мм.

При износе более 0,015 мм клапан следует заменить. При ремонте диаметр стержня клапана может быть увеличен на 0,25 мм.

Рабочие фаски клапанов можно шлифовать на специальном настольном шлифовальном станке мод. Р-108 или на круглошлифовальном станке с креплением клапана в цанговом патроне 3 (рисунок 5). Конструкция станка позволяет устанавливать клапан под требуемым углом к шлифовальному кругу. Фаску впускного клапана шлифуют под углом 30° (относительно горизонтальной оси), а выпускного - под углом 45°. Шлифовальный станок позволяет также при износе торца стержня клапана проводить его шлифование.

Испытание клапанов на герметичность можно осуществлять специальным прибором НИИАТ. Для этого прибор плотно устанавливают над притертым клапаном, и с помощью груши нагнетают воздух в пространство станка. Если при этом избыточное давление воздуха 0,07 МПа (0,7 кгс/см2) не падает в течение 30 с, то клапан притерт хорошо.















Рисунок 5 – Шлифование фасок клапана: 1 – электродвигатель; 2 – шлифовальный круг; 3 – цанговый патрон; 4 – суппорт; 5 – станина; 6 – клапан; 7 – гайка; 8 – корпус патрона.

После притирки и проверки герметичности клапанов головку цилиндров и клапаны следует тщательно промыть и продуть сжатым воздухом.

Содержание отчета

В отчете должны быть приведены следующие сведения:

  • необходимое оборудование;

  • дефекты, установленные внешним осмотром;

  • способы восстановления установленных дефектов;

  • описания к операции по устранению одного из дефектов.



Контрольные вопросы

1. Как можно проверить плотность прилегания клапанов к сёдлам?

2. Из чего состоит паста для притирки клапанов

3. Для чего применяют развёртывание при восстановление клапанных сёдел?

4. С какой целью иногда внутренняя полсть клапана заполняют натрием?

5. Для чего регулируют тепловой зазор в клапанах?

6. Для чего проверяют плоскостность головки блока?























Лабораторная работа № 7

Сборка двигателя внутреннего сгорания

Цель работы

Научиться разбирать и собирать двигатели внутреннего сгорания; узнать особенности разборки и сборки цилиндропоршневой группы, размерные группы поршней и цилиндров, допустимые люфты.

Содержание работы

В процессе работы необходимо:

  • разобрать двигатель;

  • произвести комплектовку деталей;

  • собрать двигатель.

В заключение работы обработать результаты, оформить отчет.

Оборудование

Инструменты (набор щупов, штангенциркуль, приспособление для проверки упругости колец КИ-509, приспособление для установки и снятия поршневых колец, подставка с лампой накаливания), двигателя (КамАЗ-740, ЯМЗ-236,ЗИЛ-130).

Порядок выполнения работы

1. Производим разборку двигателя внутреннего сгорания;

2. Подбираем поршня к гильзам:

- путем замеров гильзы и клеймением на бурте размерной группы (цифрами или буквами), подбирают поршня той же размерной группы;

- поршень дном опускают в гильзу, между ними протягивается лента-щуп длиной 200 мм, шириной 13 мм, а толщина соответствует зазору, усилие протяжки 35-45 Н. Замер производится в трех местах. Не допускается измерять напротив отверстия под поршневой палец;

3. Подбирают поршневой палец к шатуну и поршню. На поршне и на пальце имеются метки, обозначающие размерные группы;

4. Подбирают кольца:

- проверяется упругость кольца на приборе КИ-509;

- проверяют просвет между кольцом и зеркалом цилиндра. На карбюраторном двигателе – не более 2-х, просвет на дуге не более 30º. У дизельных двигателей просвет не допустим;

- проверяют тепловой зазор в замке кольца. Для компрессионных: КамАЗ-740 – 0,4-0,6 мм, ЯМЗ-236 – 0,45-0,65 мм, ЗИЛ-130 – 0,25-0,6 мм;

- проверяют зазор между кольцом и канавкой поршня: ЗИЛ-130 – 0,05-0,08 мм, КамАЗ-740 – нижнее 0,09-0,14, верхние до 0,22 мм, ЯМЗ-236 - 0,3-0,35 мм.

5. Производим сборку двигателя внутреннего сгорания.

Содержание отчета

В отчете должны быть приведены следующие сведения:

  • необходимое оборудование;

  • результаты измерений (таблица 1);

  • характеристика комплектующих деталей (таблица 2);

  • технические условия на комплектовку (таблица 3)

Таблица 1 – Результаты измерений

Двигатель

Зазор между поршнем и гильзой, мм

Выступление гильзы, мм

Разница в массе поршня с шатуном, гр

Осевой разбег коленвала, мм

КамАЗ-740





ЯМЗ-236





ЗИЛ-130







Таблица 2 - Характеристика комплектующих деталей

Марка двигателя

Количество гильз на двигателе

Количество поршней на двигателе

Номинальный диаметр гильзы

Ремонтный размер гильзы

Количество колец на 1 поршне

ЗИЛ-508.10(130)






КамАЗ-740






ЯМЗ-236






ЯМЗ-236А

ЯМЗ-238Д

ЯМЗ-238М2








Таблица 3 – Технические условия на комплектовку

Марка двигателя

Масса поршня, гр

Размерные группы гильз, мм

Размерные группы поршней, мм

Зазор между поршнем и гильзой, мм

Размеры ленты-щупа, мм

Усилие протяжки ленты щупа, Н

ЗИЛ-130







КамАЗ-740







ЯМЗ-236







ЯМЗ-236А

ЯМЗ-238Д

ЯМЗ-238М2








Контрольные вопросы

1. С какой целью производят комплектовку деталей при сборке ДВС?

2. Как производиться подбор поршней к гильзам?

3. Как производиться подбор поршневого кольца?

4. Как производиться побор поршневого пальца?

5. Как проверить правильность проверки коленчатого вала?











Заключение

В результате освоения теоретического курса ремонта дорожных машин, автомобилей и тракторов студенты приобретают знания, которые реализуют через лабораторные работы для приобретения необходимых умений.

Значительное количество материала, изложенного в современной литературе по ремонту автомобилей, не предполагает проведение лабораторных работ по ремонту ДВС в таком объёме. Поэтому в данном методическом пособии студентам предлагается достаточно объёмный курс лабораторных работ по ремонту ДВС.

При разработке данного методического указания использован следующий подход к изложению материала:

четко поставлены задачи для выполнения определенных лабораторной работой заданий;

доступное изложение материала работы, чтобы иметь представление о сущности процесса лабораторной работы.















Список использованных источников

1 Аверьянов, В. Н. Справочник молодого слесаря по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов / В. Н. Аверьянов [и др.]. – М. : Высш. шк., 1988. – 192 с.

2 Автомобили ЗИЛ 130, 131 : ремонт в дороге : ремонт в гараже : практ. руководство / С. Афонин. – Батайск : ПОНЧиК, 2003. – 216 с.

3 Автомобили КамАЗ-5320, 53211, 53212, 53213, 5410, 54112, 55111, 55102 :

техническое обслуживание и ремонт. − Ярославль : Третий Рим, 1996. – 235 с. : ил.

4 Автомобили семейства ЗИЛ-133 : устройство, техническое обслуживание и ремонт / В. П. Митрофанов, Р. А. Меламуд, Д. М. Глухонский. – М. : Транспорт, 1984. – 328 с.: ил.

5 Автомобиль ГАЗ-53А : технология текущего ремонта / Гос. ком. СССР по производственно-техн. обеспечению сел. хозяйства ; ГОСНИТИ ремонта и эксплуатации маш.-тракт. парка. – М., 1980. – 392 с.


6 Баранов, Л. Ф. Техническое обслуживание и ремонт машин : учеб. пособие / Л. Ф. Баранов. – Минск : Ураджай ; Ростов н / Д : Феникс, 2001. – 416 с. : ил.

7 Карагодин, В. И. Слесарь по ремонту автомобилей : учеб. пособие / В. И. Карагодин. – М. : Высш. шк., 1985. – 192 с. : ил.

8 Карагодин, В. И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей КамАЗ / В. И. Карагодин, Д. В. Карагодин. – М. : Транспорт, 1997. – 310 с.

9 Капитальный ремонт автомобилей : справ. / Л. В. Дехтеринский [и др.]. – М. : Транспорт, 1989. – 335 с. : ил.

10 Каталоги запасных частей : ГАЗ-53А, ВАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-130, ЗИЛ-573, КраЗ-256, КраЗ-257, КраЗ-258 ; двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238.

11 Клебанов, Б. В. Ремонт автомобилей : в 2 ч. / Б. В. Клебанов [и др.] – М. : Транспорт, 1968.






учебное издание



Тюрин Алексей Михайлович

Преподаватель ФГОУ СПО «Архангельский лесотехнический колледж Императора Петра I»





Лабораторные работы

по ремонту ДВС



методические указания


49