Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией (Формирование системы и процесса деловых коммуникаций в организации).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
Вне зависимости от рода деятельности организации, ее СВК, в идеале, должна соответствовать следующим принципам:
- достаточность;
- достоверность;
- комплексность;
- открытость;
- простота и понятность;
- регулярность;
- своевременность
Основные критерии оценки эффективности СВК таковы:
- адекватность применяемых информационных каналов сфере деятельности организации;
- баланс вертикальных и горизонтальных коммуникаций внутри организации, документированной (формальной) информации и вербальных средств;
- качество выполнения работ, которые требуют одновременного участия разных подразделений организации;
- количество коммуникационных каналов;
- количество промежуточных звеньев при передаче информации;
- количество распространяемых слухов;
- своевременность распространения информации;
- состояние социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что эффективное управление невозможно без отлаженных коммуникаций. Принятие решений, инновационная политика, создание благоприятного психологического климата, стимулирование людей - всё это требует детальной информации.
Эффективные внутренние деловые коммуникации с сотрудниками и руководством – это скорее искусство, чем наука. Правила эффективных форматов, конечно, существуют, но они различны для каждой аудитории и определить их можно лишь путем проб и ошибок. Самое главное во внутренних деловых коммуникациях – это искренность, за которой следует точность. Честность, точность и концентрация на интересах аудитории обычно делают коммуникации эффективными.
Библиографический список
- Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2012. – 624 с.
- Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. – М.: Проспект, 2010. – 688 с.
- Голуб О.Ю., Тихонова С.В. Теория коммуникации. – М.: Дашков и Ко, 2011. – 388 с.
- Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2012. – 656 с.
- Коноваленко М.Ю., Коноваленко М.А. Теория коммуникации. – М.: Юрайт, 2012. – 416 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М: Вильямс, 2011. – 672 с.
- Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
- Мишин В.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 527 с.
- Самохвалова А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. – М.: Речь, 2012. – 336 с.
- Спивак В.А. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – 208 с.
- Шик З. Коммуникация и пиар в организациях. – М.: Гуманитарный центр, 2012. – 264 с.
Приложение 1 Программа обучения менеджеров «Деловые коммуникации: теория и практика»
1. Введение в курс
1.1. Понятие коммуникаций. Коммуникации и эффективность совместной деятельности.
1.2. Особенности деловых коммуникаций. Коммуникации и организационная культура. Ресурсные затраты на коммуникации: оценка времени и денег. Стоимость коммуникативных ошибок для организации и сотрудников.
1.3. Обыденные представления («мифы») о коммуникациях и реальность. Возможности развития коммуникативной компетентности.
2. Характеристика деловых коммуникаций. Основные понятия
2.1. Бизнес-организация как информационная (коммуникативная) среда. Внутренние и внешние коммуникации.
2.2. Виды внутренних коммуникаций в фирме. Формальные и неформальные коммуникации. Значение межличностного общения в организационной среде. Вертикальные и горизонтальные, восходящие и нисходящие коммуникации. Роль обратной связи в эффективности коммуникаций.
2.3. Структура и переменные коммуникативного процесса. Характеристика основных каналов связи в фирме. Использование индивидуальных и групповых, устных и письменных коммуникаций.
2.4. Коммуникативная компетентность менеджера: главные составляющие.
3. Устные коммуникации
3.1.Структура устных коммуникаций. Вербальные и невербальные коммуникации.
3.2. Умение слушать как основа устной коммуникации. Понятие активного слушания.
3.3. Главные барьеры устной коммуникации. Приемы их идентификации и преодоления.
4. Коммуникации в группах: совещания
4.1. Совещание как технология группового принятия решений: достоинства и недостатки.
4.2. Управление совещанием. Основные обязанности руководителя совещания. Стили руководства и целесообразность их использования. Методики проведения совещаний. Роли участников совещания.
4.3. Подготовка и проведение совещания: необходимые стадии.
5. Письменные коммуникации
5.1. «Внутрифирменная бюрократия» как инструмент управления. Обзор деловых письменных коммуникаций. Отличия устных и письменных коммуникаций. Значение стандартов и форматов.
5.2. Основные виды деловой переписки в фирме. Служебные записки. Планы. Отчеты. Инструктивные и методические документы.
5.3. Служебные записки.
5.3.1 Виды и цели служебных записок. Требования к различным видам записок.
5.3.2. Планирование и составление служебных записок.
5.4. Планы и отчеты.
5.4.1. Значение бизнес-планирования как инструмента управления. Планирование в среднем управленческом звене. Виды планов и отчетов.
5.4.2. Требования к плану и отчету. Структура и формат документов. Порядок составления плана и отчета.
5.4.3. Отражение в планах и отчетах количественных и качественных показателей.
5.4.4. Стандартные ошибки при составлении планов и отчетов.
5.5. Инструктивные и методические документы.
5.5.1. Инструкции как инструмент управления.
5.5.2. Порядок написания и апробации инструкций.
6. Коммуникации и конфликт
6.1. Природа конфликта в организации. Конструктивные и деструктивные конфликты. Польза конфликта.
6.2. Основные причины организационных конфликтов. Роль восприятия в конфликтной ситуации.
6.3.Стадии развития конфликта.
6.4. Управление конфликтом. Методика анализа конфликтных ситуаций.
6.5. Стили управления конфликтом.
Приложение 2 Выдержка из раздаточных материалов программы
«Деловые коммуникации – теория и практика»
Формальные коммуникационные каналы |
|
ВОСХОДЯЩИЕ КОММУНИКАЦИИ |
Мои записи (при недостатке места пользуйтесь оборотной стороной листа) |
Что я сделал(а), результаты, проблемы. Что сделали другие (подчиненные и равные), результаты, проблемы. Результаты и проблемы подразделения. Что и как, по моему мнению, надо сделать. Мнение о политике и практике организации. Мое восприятие моих показателей работы. |
|
НИСХОДЯЩИЕ КОММУНИКАЦИИ: |
Мои записи (при недостатке места пользуйтесь оборотной стороной листа) |
Указания: что надо делать. Инструкции по выполнению работ: как надо делать. Информация о значении работы и ее месте в задачах организации (обоснование работы). Информация о процедурах и практике организации. Обратная связь для подчиненных (оценка работы). Идеологическая информация: миссия и цели компании. |
|
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ: |
Мои записи (при недостатке места пользуйтесь оборотной стороной листа) |
Координация работ. Решение проблем. Разделение информации. Разрешение конфликтов. |
Приложение 3 Пример анкеты к занятиям по программе
«Деловые коммуникации – теория и практика»
Мои коммуникации
Фамилия_______________________
Должность______________________
В столбце «Частота» используются оценки: «редко», «иногда», «часто», «постоянно»
В столбце «Оценка» используются оценки пятибалльной шкалы
ВОСХОДЯЩИЕ (Я СООБЩАЮ «НАВЕРХ») |
Описание |
Частота |
Оценка |
Что я сделал(а), результаты, проблемы Что сделали другие (подчиненные и равные), результаты, проблемы Результаты и проблемы подразделения Что и как, по моему мнению, надо сделать Мнение о политике и практике организации Мое восприятие моих показателей работы |
|||
НИСХОДЯЩИЕ 1 (Я ПОЛУЧАЮ «СВЕРХУ») |
Описание |
Частота |
Оценка |
Указания: что надо делать Инструкции по выполнению работ: как надо делать Информация о значении работы и ее месте в задачах организации (обоснование работы) Информация о процедурах и практике организации Обратная связь для подчиненных (оценка работы) Идеологическая информация: миссия и цели компании |
|||
НИСХОДЯЩИЕ 2 (Я СООБЩАЮ «ВНИЗ») |
Описание |
Частота |
Оценка |
Указания: что надо делать Инструкции по выполнению работ: как надо делать Информация о значении работы и ее месте в задачах организации (обоснование работы) Информация о процедурах и практике организации Обратная связь для подчиненных (оценка работы) Идеологическая информация: миссия и цели компании |
|||
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ |
Описание |
Частота |
Оценка |
Координация работ Решение проблем Разделение информации Разрешение конфликтов |
-
Коноваленко М.Ю., Коноваленко М.А. Теория коммуникации. – М.: Юрайт, 2012. – С.26 ↑
-
Голуб О.Ю., Тихонова С.В. Теория коммуникации. – М.: Дашков и Ко, 2011. – С.18 ↑
-
Спивак В.А. Организационное поведение. Конспект лекций. – М.: Юрайт, 2011. – С.128 ↑
-
Самохвалова А.Г. Деловое общение. Секреты эффективных коммуникаций. – М.: Речь, 2012. – С.52 ↑
-
Шик З. Коммуникация и пиар в организациях. – М.: Гуманитарный центр, 2012. –С.62. ↑
-
Минцберг Г. Структура в кулаке. Создание эффективной организации. – СПб.: Питер, 2011. – С.20 ↑
-
Веснин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2012. – С. 236 ↑
-
Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М: Вильямс, 2011. – С.121 ↑
-
Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2012. – С.327 ↑
-
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика. – М.: Проспект, 2010. – С.276 ↑
-
Мишин В.М. Исследование систем управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С.372 ↑