ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2020
Просмотров: 3184
Скачиваний: 1
для этой цели Вы не имеете готовых регистров статуса, но Вы може-
те создать переменную, значение которой -1 соответствует включен-
ному состоянию Вашего переключателя, а значение 0 - выключенному.
Например, используем клавишу F10 для включения и выключения пере-
менной Clock:
100 '''переключение статуса переменной
110 CLOCK = -1 'начинаем с включенным состоянием
120 IF X<=100 THEN NOT CLOCK 'переключаем переменную
3.2.4 Использование цифровой дополнительной клавиатуры и
клавиш перемещения курсора.
Для IBM PC и XT дополнительная цифровая клавиатура включает
цифровые клавиши, клавиши <Ins> и <Del>, а также клавиши + и -.
На AT добавляется клавиша "System Request" (Sys Rec), в то время
как PCjr имеет только 4 клавиши перемещения курсора (остальные
могут быть эмулированы специальными комбинациями с клавишами
<Shift> и <Fn>, описанными в [3.2.2] и [3.2.5]). Клавиша <Num-
Lock> переключает между цифрами и клавишами управления курсором.
Клавиши <Ins> и <Del> работают только если режим <NumLock> вклю-
чен, т.е. дополнительная клавиатура выдает цифры. Клавиши + и -
выдают одни и те же коды независимо от установки режима <Num-
Lock>.
Цифровые клавиши дополнительной клавиатуры выдают в точности
те же однобайтные коды, которые выдают цифровые клавиши верхнего
ряда основной клавиатуры - т.е. коды ASCII от 48 до 57 для цифр
от 0 до 9. Это верно и для клавиш + и -. Программисты на ассемб-
лере могут определить какая из двух клавиш нажата по скан-коду
клавиши, который находится в AH при возврате как из прерывания
16H, так и из процедур ввода одной клавиши прерывания 21H. Отме-
тим, что любая из клавиш <Shift> переводит клавиши дополнительной
клавиатуры в режим противоположный тому, который установлен кла-
вишей <NumLock>. Установка клавиши <CapsLock> не имеет значения.
Клавиша "5" в центре активна только как цифровая клавиша и в
режиме перемещения курсора ввобще не выдает кода.
Кроме четырех общепринятых стрелок клавиши управления курсором
включают также <Home>, <End>, <PgUp> и <PgDn>, которые часто
используются для перемещения курсора сразу на целую строку или
страницу. Все они генерируют двухбайтные расширенные коды. Эти
клавиши не обеспечивают прямого контроля над курсором. Они просто
выдают коды, как и все другие клавиши, и это уже задача програм-
миста преобразовать эти коды в перемещения курсора на экране.
Допустимы некоторые комбинации клавиш дополнительной клавиату-
ры с клавишей Ctrl. <NumLock> должен соответствовать режиму уп-
равления курсором, чтобы эти комбинации работали. В [3.1.7] пока-
зано как Ваша программа может автоматически устанавливать режим
NumLock. Вот перечень кодов клавиш дополнительной клавиатуры:
Коды ASCII: 43 +
45 -
46 .
48-57 0-9
Расширенные коды:
72,75,77,80 CursorUp,Left,Right&Down
71,73,79,81 Home,PgUp,End,PgDn
82,83 Ins,Del
115,116 Ctlr-cursor left, -cursor right
117,118,119,132 Ctlr-end, -PgDn, -Home, -PgUp
AT имеет 84-ю клавишу, Sys Req, которая уникальна по своей
функции. Клавиша предназначена для многопользовательских систем,
как способ входа в главное меню системы. Когда клавиша нажимает-
ся, в AX появляется код 8500H и выполняется прерывание 15H. При
отпускании клавиши в AX появляется код 8501H, и опять же выпол-
няется прерывание 15H. BIOS AT не обрабатывает функции 84H и 85H
прерывания 15H, а просто делает возврат. Но можно программно
заменить вектор прерывания для 15H, чтобы он указывал на процеду-
ру обработки клавиши Sys Req. Такая процедура должна сначала
прочитать AL, чтобы узнать была ли клавиша нажата (AL = 0) или
отпущена (AL = 1). Заметим, что прерывание 15H предоставляет ряд
процедур, некоторые из которых могут потребоваться программе
обработки Sys Req. В этом случае процедура обработки Sys Req
должна восстанавливать замененный ей вектор прерывания, и если в
AH указаны функции отличные от 84H и 85H, то надо передать управ-
ление оригинальному прерыванию 15H [1.2.4].
3.2.5 Использование функциональных клавиш.
10 функциональных клавиш генерируют различные коды в сочетании
с Shift, Ctrl и Alt, что обеспечивает 40 разных вариантов. Во
всех случаях генерируется двухбайтный расширенный код, в котором
первый байт всегда ASCII 0, а второй байт приведен в таблице:
Коды Клавиши
59-68 F1-F10
84-93 Shift + F1-F10
94-103 Ctrl + F1-F10
104-113 Alt + F1-F10
Слишком много комбинаций с использованием функциональных клавиш
могут смущать пользователя, но если Вам потребовалось еще 10
комбинаций, то можно использовать сочетание <ScrollLock> + <Fn>,
как объяснено в [3.2.3].
Клавиатура PCjr имеет только 62 клавиши, по сравнению с 83 для
IBM PC и XT, и 84 для AT. Некоторые комбинации с участием функ-
циональных клавиш эмулируют часть недостающих клавиш, согласно
следующей таблице:
PCjr комбинации PC/XT/AT эквиваленты
Fn + 1-0 F1-F10
Fn + B Break
Fn + E Ctrl + PrtSc
Fn + P Shift + PrtSc
Fn + Q Ctrl + NumLock
Fn + S ScrollLock
Fn + CursorLeft PgUp
Fn + CursorRight PgDn
Fn + CursorUp Home
Fn + CursorDown End
Fn + - (скан-код серого минуса)
Fn + = (скан-код серого плюса)
Комбинации с участием клавиш-переключателей описаны в [3.2.2].
3.2.6 Перепрограммирование отдельных клавиш.
Под перепрограммированием клавиши понимается способ заставить
ее выдавать другой код. Но к тому времени, когда программа полу-
чает код нажатой клавиши, прерывание клавиатуры уже проинтерпре-
тировало входящий скан-код и преобразовало его в некоторый зара-
нее предопределенный код ASCII или расширенный код. К счастью,
начиная с MS DOS версии 2.0, система содержит средства перепрог-
раммирования клавиш. Это средство действует только если ввод
воспринимается через функции DOS ввода с клавиатуры - функции
прерывания BIOS 16H продолжают интерпретировать нажатия клавиш
нормальным образом.
Перепрограммирование доступно за счет Esc-последовательностей.
Короткая строка, которая начинается с символа Esc (ASCII 27),
предназначается для вывода на "стандартное устройство вывода",
т.е. на терминал. Но благодаря наличию кода Esc символы даже не
достигают монитора. Вместо этого такая строка заставляет MS DOS
по другому интерпретировать клавишу, указанную в этой строке.
Каждое изменение клавиши требует собственной строки, при этом
один и тот же код может присваиваться какому угодно количеству
клавиш.
Общий вид такой строки такой: она начинается с кода Esc (ASCII
27), за которым идет [, затем номер кода переопределяемой клави-
ши, затем точка с запятой (;), затем новый номер кода, присваива-
емый клавише и, наконец, символ p. Таким образом, строка
27,'[65;97p' меняет A (ASCII 65) на a (ASCII 97). Расширенные
коды записываются с указанием обоих байтов, причем за первым
нулевым байтом должны стоять точка с запятой. Строка
27,'[0;68;0;83p' присваивает клавише F10 (0;68) тот же код, что и
клавише Delete (0;83). Вы можете присваивать только расширенные
коды, приведенные в таблице расширенных кодов [3.3.5].
Имеется несколько вариантов допустимого вида строки. Во-пер-
вых, символьные клавиши могут обозначаться самим символом, заклю-
ченным в кавычки. Таким образом, строка 27,'["A";"a"p' также
меняет A на a. Во-вторых клавише может быть присвоена целая стро-
ка символов, путем указания символов или их кодовых номеров в
выражении. Строка 27,'["A";"A is for Apple"p' приведет к тому,
что при нажатии на клавишу A в верхнем регистре, будет печататься
вся строчка A is for Apple. На самом деле эти Esc-последователь-
ности - ничего более, чем строки, в которых первый код или символ
указывает какую клавишу нужно переопределить, а оставшаяся часть
строки указывает какое значение Вы хотите ей придать. Помните,
что номера кодов должны быть всегда разделены точкой с запятой, а
символы заключены в кавычки. Коды и символы могут быть перемешаны
в любых сочетаниях. Для того чтобы такие переопределения клавиш
были возможны, необходимо чтобы драйвер ANSI.SYS был загружен при
загрузке операционной системы. В противном случае Esc-последова-
тельности будут игнорироваться. В приложении Д показано как это
делается.
Некоторые аспекты функционирования клавиатуры программируются
на PCjr и AT. Процедуры доступные для AT интересны в основном для
системных программистов; поскольку они нужны весьма немногим и
достаточно сложны, то мы не будем рассматривать их здесь. При
необходимости Вам придется обратиться к Техническому руководству
по AT. В случае PCjr прерывание BIOS 16H имеет две дополнительные
функции (AH = 3 и AH = 4), первая из которых устанавливает часто-
ту автоповтора. "Частота автоповтора" - это та частота, с которой
клавиша посылает свой код, когда она постоянно держится нажатой.
Вторая функция включает и выключает звуковое подтверждение нажа-
тия клавиши. Для функции 3 надо поместить в AL 0, чтобы вернуться
к частоте автоповтора, устанавливаемой по умолчанию, 1 - чтобы
увеличить начальную задержку перед тем, как начинается режим
автоповтора, 2 - чтобы уменьшить частоту автоповтора вдвое, 3 -
чтобы установить свойства 1 и 2 вместе и 4 - выключить автоповтор
вообще. Для функции 4, поместив в AL 1, Вы будете иметь звуковое
подтверждение нажатия клавиши, а 0 - выключите его.
Высокий уровень.
К несчастью, операторы Бейсика PRINT и WRITE не работают с
Esc-последовательностями. Программы на Бейсике должны включать
простые ассемблерные подпрограммы, использующие прерывания вывода
MS DOS, обсуждаемые ниже в части "Средний уровень". В приложении
Г показано, как включить ассемблерные процедуры в программы на
Бейсике. В приведенном примере предполагается, что процедура
находится в памяти, начиная с адреса 2000:0000. Операторы DATA
содержат ассемблерный код. В конце строки переопределения клавиши
должен быть добавлен код $.
100 DATA &H55, &H8B, &HEC, &H8B, &H5E, &H06, &H8B, &H57
110 DATA &H01, &HB4, &H09, &HCD, &H21, &H5D, &HCA, &H02, &H00
120 'помещаем процедуру в память по адресу 2000:0000
130 DEF SEG = &H2000 'определяем сегмент
140 FOR N=0 TO 16 'процедура длиной 17 байт
150 READ Q 'читаем байт
160 POKE N,Q 'помещаем его в память
170 NEXT '
180 ''' меняем A на a
190 Q$ = CHR$(27)+"[65;97p$" 'строка переопределения
200 ROUTINE = 0 'указываем на строку
210 CALL ROUTINE(Q$) 'вызываем процедуру
Средний уровень.
Используйте функцию 9 прерывания 21H для посылки строки на
стандартное устройство вывода. DS:DX должны указывать на первый
символ строки в памяти и строка должна завершаться символом $
(24H). Здесь F2 (0;60) переопределяется таким образом, чтобы она
действовала как Del (0;83).
;---в сегменте данных
CHANGE_KEY DB 27,'[0;60;0;83p$'
;---для изменения определения клавиши
LEA DX,CHANGE_KEY ;DS:DX должны указывать на строку
MOV AH,9 ;номер функции
INT 21H ;переопределение клавиши
3.2.7 Создание макроопределений для отдельных клавиш.
Макроопределение - это строка символов, которая будет выво-
диться при нажатии одной клавиши. Макроопределения могут быть
запрограммированы в интерпретаторе Бейсика или на уровне опера-
ционной системы для уменьшения печатания. Поскольку строка может
содержать управляющие коды, такие как символ возврата каретки
(ASCII 13), то одно макроопределение может выполнять целый набор
команд. Для ускорения разработки программ, например, можно напи-
сать макроопределение, содержащее все необходимые команды, чтобы
оттранслировать и скомпоновать определенную программу.
Макроопределения, обеспечиваемые Бейсиком, работают как в
Бейсиковских программах, так и на командном уровне Бейсика. Нап-
ример, если Вы запрограммировали клавишу, чтобы при ее нажатии
выводилось слово "Орангутан", то при нажатии этой клавиши функция
INPUT получит всю эту строку, а цикл, включающий INKEY$, последо-
вательно получит девять символов. С другой стороны, макроопреде-
ления, созданные на уровне операционной системы, всегда работают
на командном уровне DOS, но внутри программ они будут работать
только если программа для ввода с клавиатуры использует функции
DOS. Поскольку большинство коммерческих программных продуктов
используют прерывание BIOS 16H, то для этих программ макроопреде-
ления не будут работать. Конечно, средства для создания макрооп-
ределений могут быть вставлены в процедуры ввода с клавиатуры.
Например, чтобы позволить пользователю программы создать макрооп-
ределение для F1, запросив строку и поместив ее в MACRO1$, надо
на Бейсике написать что-то вроде:
1000 '''процедура ввода расширенного кода, в C - 2-й байт кода
1010 IF C=59 THEN LOCATE X,Y: PRINT MACRO1$
Высокий уровень.
Бейсик имеет встроенный механизм создания макроопределений, но
он позволяет программировать только 10 функциональных клавиш, а
строки должны быть не длиннее 15 символов. Бейсик рассматривает
функциональные клавиши, как программируемые клавиши. Оператор KEY
присваивает макроопределение данной клавише. Строка KEY 5,"END"
приводит к тому, что функциональная клавиша #5 будет посылать
слово END в текущую позицию курсора на экране.
Символы составляющие строку могут вводиться как строки симво-
лов, как ASCII коды (используя CHR$) или как комбинация того и
другого. Команды KEY 5,"A" и KEY 5,CHR$(65) эквивалентны. Для
того, чтобы строка сразу исполнялась надо добавить в конце строки
символ возврата каретки (ASCII 13). Команда FILES, выводящая
каталог диска, исполняется после того, как Вы присвоите это зна-
чение F1 командой KEY 1,"FILES"+CHR$(13).
Бейсик присваивает десяти функциональным клавишам распростра-
ненные операторы Бейсика. Вы можете отменить макроопределение для
данной клавиши, присвоив ей пустую строку,например, команда KEY
1,"" приведет к тому, что при нажатии F1 ничего вводиться не
будет. Первые шесть символов каждой строки автоматически выводят-
ся в нижней части экрана интерпретатором Бейсика. Вы можете уп-
равлять наличием этого вывода используя команды KEY ON и KEY OFF.
Для того чтобы вывести на экран полные определения клавиш, введи-
те команду KEY LIST. Вот несколько примеров:
KEY 1,"ERASE" ; теперь F1 выводит "ERASE"
KEY 10,"LIST"+CHR$(13) ; теперь F10 выдает листинг
KEY 7,"" ; теперь F7 ничего не выдает
KEY OFF ; подавляет вывод внизу экрана
KEY ON ; включает вывод внизу экрана
KEY LIST ; выдает список значений 10 клавиш
Для создания макроопределений других клавиш в Бейсике, Вы должны
использовать средства MS DOS, описанные в [3.2.6].
Средний уровень.
В MS DOS макроопределения создаются с помощью метода перепрог-
раммирования клавиш, описанного в [3.2.6]. Единственное отличие в
том, что клавише сопоставляется целая строка символов. Строка