Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Новаторским и полезным является также и то, что впервые в законодательном порядке устанавливается возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика в зависимости от размера налоговой базы (реализации, товаров, работ, услуг).

Чрезвычайно важно отметить, что освобождение налогоплательщика от исполнения обязанностей, связанных с начислением и уплатой НДС, непосредственным образом связано также с утратой его права на вычет или возмещение входного НДС. Нетрудно заметить, что такая ситуация вряд ли экономически выгодна и приемлема для тех лиц, которые испытывают определенные трудности в конкурентной борьбе за рынки сбыта товаров, так как в случае использования права освобождения от исполнения обязанностей конечная цена реализации товара у такого лица (при сохранении сложившегося уровня прибыли) будет выше по сравнению с ценой на аналогичные товары, по которым производится начисление НДС, за счет «увеличения» себестоимости (затрат) на сумму входного налога.

Таким образом, в этой ситуации сумма входного НДС из нейтрального состояния трансформируется в ценообразующее, поскольку покупатель таких товаров лишается права на возмещение (зачет, вычет) этого налога.

К числу наиболее важных новаций Кодекса следует отнести введение понятий «место реализации товаров» и «место реализации работ (услуг)» соответственно в ст. 147 и 148.

Здесь (и во всей главе 21) ясно говориться о том, что только реализация товаров, включая ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, работ и услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения и местом реализации.

То есть, если местом реализации товаров (работ, услуг) признается территория Российской Федерации, то эти обороты подпадают под налогообложение. Разумеется, что такая четкость и определенность по сравнению с текстом Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» существенно нормализуют понимание налоговых обязательств налогоплательщиков.

Нельзя не отметить в качестве положительного момента новую смысловую особенность налоговых отношений в зависимости от места реализации работ

(услуг), предусмотренную ст. 148 НК РФ.

Эта статья гораздо яснее очерчивает понятия и конкретные параметры, являющиеся критерием для возникновения объекта налогообложения.

Здесь снова, как и по другим статьям, характеризующим момент «создания» объекта налогообложения, проходит мысль о том, что только территория Российской Федерации (и ничья более) является местом возникновения базы налогообложения при реализации работ и услуг.


Более того, в подпункте первом п. 1 ст. 148 сделано очень важное дополнение, снимающее все спорные вопросы, возникавшие ранее в связи с проводимыми работами, связанными с недвижимым имуществом.

Теперь особо подчеркивается, что для признания территории Российской

Федерации в целях налогообложения работ и услуг очень важно, чтобы недвижимое имущество находилось на ее территории.

При этом законодательно установлено, что к налоговым отношениям, регулируемым подпунктом 1 п. 1 ст. 148 Н К РФ, не относятся воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, а также космические объекты.

Существенному реформированию подверглись вопросы, предусмотренные ст.149,150 части второй НК РФ, связанные с освобождением от налогообложения и имеющие большое значение для налогоплательщиков.

Изменения затронули не только структурную упорядоченность, но и по существу объем и перечень налоговых льгот.

Теперь, с 1 января 2001 года, более четко и однозначно по перечню льготируемых операций, установленных в этих статьях, определен единый порядок налоговых последствий, выражающийся в том, что суммы налога по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам), используемым при производстве и реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от налогообложения в соответствии с п. 1-3 ст. 149 НК РФ, будут включаться в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

То есть суммы входного налога будут относиться на затраты (себестоимость) производимой продукции (работ, услуг), издержки обращения.

Налоговым Кодексом внесены и другие изменения, но, основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод о том, что в части реформирования НДС Кодекс носит более конкретизированный характер.

Как уже было сказано выше текст НК не идеален, и поэтому необходимо дальнейшее совершенствование. При этом можно выделить следующие направления:

1. Сложность методики расчетов пунктов и подпунктов по освобождению и обложению НДС;

2. Нераскрыты и усложнены расчеты по обложению, зачету и возмещению при движении товара через таможню;

3. НК предусматривает уплату НДС по месту нахождения обособленных подразделений, что затруднительно для предприятий, находящихся в одном административном районе, и имеющих обособленные подразделения, зарегистрированных в различных ИМНС. На 2001 год временно разрешено внесение НДС централизовано, т. е. по месту нахождения головного предприятия;

4. При наличии положительной стороны – возможности освобождения от обязанности по НДС (п. 1-3 ст. 145), имеется и отрицательная – полное восстановление НДС с уплатой суммы налога, а так же пени и штрафов (п. 6 ст. 145);


5. Усложнение исполнения налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей в связи с возложением на них обязанности по уплате НДС. Это ведет к увеличению у них бухгалтерской отчетности, что в некотором роде снижает привлекательность ведения индивидуального предпринимательства;

6. Утрата права на вычет или возмещение входного НДС освобожденных налогоплательщиков от обязательств по НДС. Это ведет к снижению конкурентоспособности предприятий, так как в это случае НДС превращается в основной ценообразующий фактор;

7. Пунктом 6 статьи 168 предусматривается, что НДС в розничной торговле не выделяется на чеках и других документах, выдаваемых покупателю, что не удобно для предприятий покупающих товары для собственных нужд, т. е. они не могут взять его в зачет;

8. Предусмотрение снижения налоговой ставки.

Как видно, реформирование НДС на данном этапе не завершено. Еще имеются недостатки, которые необходимо устранить. Но НДС в нашей стране является молодым налогом и первый шаг в его совершенствовании уже сделан –Налоговый Кодекс РФ.

Заключение

Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает множество ошибок и неточностей. Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Основные элементы НДС, установленные Главой 21 Налогового Кодекса РФ: налогоплательщики; объект налогообложения; налогооблагаемая база; налоговый период; налоговые ставки; порядок исчисления налога; налоговые льготы. Данные элементы необходимо знать для учета НДС в организации. Для правильного ведения налогового учета, необходимо знание некоторых особенностей налогообложения НДС, таких как: место реализации товаров. Так как от места реализации товаров зависит: будет ли она облагаться налогом. Момент определения налоговой базы также является важным, ведь обозначает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога в бюджет. Для получения вычета или льготы по НДС существуют определенные условия, обозначенные в НК РФ, которые в основном сводятся к наличию правильно заполненных и оформленных форм налогового учета по НДС. К основным формам налогового учета по НДС относятся: счет-фактура; книга покупок; книга продаж; корректировочный счет-фактура; журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур; дополнительный лист книги покупок; дополнительный лист книги продаж; налоговая декларация по НДС; уведомление об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Данные формы утверждены федеральными органами государственной власти и являются обязательными для заполнения при ведении налогового учета на предприятии. Основными из них являются: счет-фактура и налоговая декларация - именно на их основании НДС принимается к вычету (также требуются первичные документы при принятии товаров, работ, услуг к учету). Бухгалтерский учет НДС тесно связан с налоговым, что находит своё отражение также и в применении норм налогового законодательства в бухгалтерском учете. Судебная практика по учету НДС и принятию сумм налога к вычету различна, что свидетельствует о нередком различии в трактовании норм закона, как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель выполнения данной курсовой работы была достигнута, а задачи выполнены. Определены основные элементы налога, названы условия для обложения налогом, для принятия его сумм к вычету, а также для получения льгот по налогу на добавленную стоимость. Предметом исследования являлся налог на добавленную стоимость, и был рассмотрен в необходимом для раскрытия темы объеме. Из арбитражной практики, рассмотренной в курсовой работе, можно сделать вывод о том, что в настоящее время налогоплательщики и налоговые органы не могут придти к соглашению по некоторым вопросам исчисления НДС и принятия налога к вычету, что является не удивительным, в связи с разной целью данных участников налоговых отношений.