Файл: Налоговый учет по налогу на добавленную стоимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью затрат относящихся на расходы. Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее распространенным видом налога. Практически все хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью либо уплачивать налог в бюджет, либо относить суммы уплаченного налога на увеличение расходов, связанных с производством или реализацией товаров (работ, услуг). Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает множество ошибок и неточностей. НДС это федеральный налог, он установлен НК РФ и обязателен к уплате на всей территории России. НДС является косвенным налогом, т.е. возмещается покупателями сверх основной суммы договорной стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Эта особенность определяет необходимость списания сумм налога, предъявленного покупателю, не в составе себестоимости продукции, работ или услуг, а непосредственно по дебету счета учета продаж. Как косвенный налог он влияет на ценообразование и структуру потребления.

Играет важную роль в доходной части государственного бюджета (около 30%) Актуальность данной темы заключается в том, что НДС всеобщий налог на потребление который должны уплачивать все предприятия, участвующие процессе производства, и сбыта товаров. Действующим механизмом НДС является его исчисление и взимание. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогам. Целью данной работы является рассмотрение налогового учета по налогу на добавленную стоимость в Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах. А задачами являются: определение основных элементов налога, обозначение проблем, возникающих при его исчислении и заявлении вычетов, сравнение с бухгалтерским учетом НДС, а также рассмотрение практики исчисления данного налога и арбитражной практики. Курсовая работа состоит из двух глав, которые раскрывают соответственно теоретические и практические аспекты налогового учета НДС, называя его основные элементы, а также проблемы и их решение.


Глава 1. Теоретические аспекты налогового учета налога на добавленную стоимость.

1.1 Общие условия установления и порядок исчисления НДС

Согласно НК РФ налог считается установленным, если определены основные элементы налога: налогоплательщики, налоговый период, объект, ставки, порядок уплаты.

Основным документом, регламентирующим учет, начисление, расчет и уплату налога на добавленную стоимость, является Налоговый кодекс РФ. Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ определяет конкретные элементы НДС.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе – налогоплательщики) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Статья 145 НК РФ (письмо УФНС по городу Москве от 04.09.06 года №19–11/077487) предусматривает освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с исчислением и уплатой налога, при выполнении ими следующих условий:

  1. Если общая сумма налоговой базы, исчисленная за три предшествующих освобождению налоговых периода (месяца), не превысила 2 миллиона рублей.
  2. Если налогоплательщик не является плательщиком акцизов.
  3. Если налогоплательщик выполняет обязанности, возникающих в связи с осуществлением операций по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализации предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации; производится на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам.

По истечении указанного срока организации и индивидуальные предприниматели, претендующие на продление указанного освобождения, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие соответствие суммы их выручки от реализации товаров (работ, услуг) требованиям, указанным выше (не более 2 миллиона рублей).


Объектом налогообложения признается:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;
  • передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на доходы организаций, в том числе через амортизационные отчисления;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Перечень операций, не признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость, установлен п. 2 ст. 146 НК РФ. Перечень операций, не подлежащих обложению (освобожденных от налогообложения) налогом на добавленную стоимость, установлен ст. 149 НК РФ.

На сегодняшний день действуют следующие ставки налога на добавленную стоимость:

  • 18% основная;
  • 10% для некоторых продовольственных товаров первой необходимости, товаров для детей, периодических печатных изданий и медицинских товаров (перечень этих товаров дан в пункте 2 статьи 164 НК РФ);
  • 0% для экспортеров товаров. Право на применение этой ставки надо доказать налоговым органам путем предоставления им до 181 дня после отгрузки товаров пакета документов, указанных в пункте 1 статьи 165 НК РФ.

Реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг), указанных в настоящем подпункте, подлежит налогообложению по ставке 0 % в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации, дипломатического и административно технического персонала этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов их семей), либо если такая норма предусмотрена в международном договоре Российской Федерации.

Налогообложение производится по налоговой ставке 18 процентов во всех остальных случаях.

В зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, указаны два метода определения выручки для налогообложения:

  1. Датой реализации товара для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере отгрузки и предъявлению покупателю расчетных документов, считается как наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг);
  • день оплаты товаров (работ, услуг);
  • день предъявления покупателю счета-фактуры.
  1. Датой реализации товара для налогоплательщиков, принявших в учетной политике для целей налогообложения дату возникновения налогового обязательства по мере поступления денежных средств, как день оплаты товаров (работ, услуг).

Кодекс законодательно закрепил, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Также, ст. 169 НК РФ установила порядок их оформления.

Кроме того, при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик обязан выставить покупателю соответствующий счет-фактуру не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Т.е. сокращен срок выдачи счетов-фактур покупателям по сравнению с ныне действующим.

Согласно НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Процедура определения сумм НДС, которые налогоплательщик обязан перечислить в бюджет, состоит из двух этапов:

        1. Определение сумм налога, полученных от покупателей и подлежащих начислению в бюджет.
        2. Определение сумм налога, которые предприятие оплатило поставщикам товаров и материальных ценностей, организациям, выполнившим работы и оказавшим услуги, стоимость которых относится на издержки обращения и, следовательно, подлежит предъявлению к возмещению из бюджета.

Таким образом, можно сделать вывод, что все условия установления и порядок исчисления НДС предусмотрены главой 21 НК РФ.

1.2 Бухгалтерский учет расчетов по НДС

Для отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с НДС, используются счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В бухгалтерском учете операция по начислению НДС, подлежащего уплате в бюджет, отражается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» (например, на субсчете 68-1 «Рас­четы по налогу на добавленную стоимость»).

В соответствии с методом начисления организация, продающая товары, начисление НДС отражает в учете по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90-3 «Налог на добавлен­ную стоимость») и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-1 «Расче­ты по налогу на добавленную стоимость»).

При продаже активов, отличных от товаров, продукции, работ, услуг (например, основ­ных средств, материалов и т.п.) начисление НДС отражается по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы») и кредиту счета 68 «Расчеты по на­логам и сборам» (субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).

Перечисление сумм НДС в бюджет отражается в учете по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет 68-1 «Расчеты по налогу на добавленную стоимость») в кор­респонденции с кредитом счета 51 «Расчетные счета».

Для учета сумм НДС, предъявленных организации при приобретении товаров на терри­тории РФ либо фактически уплаченных организацией при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, предназначен счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям», к которому могут быть открыты субсчета:

- 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств»;

- 19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам»;

- 19-3 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным материально-производст­венным запасам» и др.

На субсчете 19-1 «Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств» учитываются предъявленные организации суммы НДС, относящиеся к строи­тельству и приобретению объектов основных средств.

На субсчете 19-2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериаль­ным активам» учитываются предъявленные организации суммы НДС, относящиеся к при­обретению нематериальных активов.