Файл: Педиатрия_часть_2.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 11041

Скачиваний: 215

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

227 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 212

 [K003439] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок  4  лет  заболел  5  дней  назад:  отмечался  подъѐм  температуры  тела  до  37,5°С, 
появились слизистые выделения из носа, покашливание без выделения мокроты. Получал 
лечение  домашними  средствами.  Состояние  несколько  улучшилось,  температура 
снизилась, но на 5 день заболевания отмечен подъѐм температуры до 38,6°С, нарастание 
влажного кашля, учащение дыхания.

 

Ребѐнок  от  третьей  беременности  вторых  родов,  протекавших  без  особенностей. 
Находился  на  естественном  вскармливании  до  4  мес.,  прикорм  с  4  мес.  На  первом  году 
жизни отмечались умеренные признаки рахита. На втором году жизни перенес ветряную 
оспу и дважды ОРВИ.

 

При  осмотре  врачом-педиатром  участковым  определено  состояние  средней  степени 
тяжести.  Кожные  покровы  бледные,  умеренный  цианоз  носогубного  треугольника. 
Отмечается  глубокий  влажный  кашель.  Частота  дыхания  –  40  в    минуту.  Втяжение 
межрѐберных  промежутков,  напряжение  крыльев  носа.  Перкуторно:  над  лѐгкими 
лѐгочный  звук  с  тимпаническим  оттенком.  Аускультативно:  в  лѐгких  дыхание  жѐсткое, 
слева  ниже  лопатки  выслушивается  участок  ослабленного  дыхания,  там  же  –  влажные 
мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца громкие, шумов нет. ЧСС  – 128 ударов в минуту. 
Живот  мягкий,  безболезненный.  Печень  +1,5  см  из-под  рѐберного  края,  селезѐнка  не 
пальпируется.

 

Полный  анализ  крови:  эритроциты  –  4,0×10

12

/л,  гемоглобин  –  115  г/л,  лейкоциты  – 

13,5×10

9

/л, палочкоядерные – 7%, сегментоядерные – 61%, эозинофилы – 1%, лимфоциты 

– 23%, моноциты – 8%, тромбоциты – 200 5×10

9

/л, СОЭ – 20 мм/час.

 

Рентгенограмма грудной клетки: корни лѐгких расширены, слева неструктурны, лѐгочный 
рисунок усилен. В левой нижней доле отмечена инфильтративная очаговая тень.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте клинический диагноз.

 

2. Обоснуйте необходимость антибактериальной терапии при данном заболевании.

 

3. Назначьте препарат с указанием его дозы, кратности, способа введения, длительности 
курса.

 

4. Назовите, к какой группе лекарственных средств относится данный препарат. 
Охарактеризуйте данный препарат.

 

5. Укажите нежелательные побочные реакции препарата.

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

228 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 213

 [K003445] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок  9  месяцев  заболел  3  дня  назад:  отмечался  подъѐм  температуры  тела  до  37,5°С, 
появились  серозные  выделения  из  носа.  Получал  противовирусные  препараты, 
сосудосуживающие  средства  эндоназально.  На  фоне  лечения  состояние  не  улучшалось, 
температура  в  течение  второго–третьего  дней  заболевания  повысилась  до  38,2–39,4°С, 
появился влажный кашель.

 

Ребѐнок  от  третьей  беременности  вторых  родов,  протекавших  без  особенностей. 
Находился  на  естественном  вскармливании  до  4  мес.,  прикорм  с  4  мес.  До  настоящего 
времени перенѐс три раза ОРВИ.

 

При осмотре врачом-педиатром участковым состояние средней степени тяжести. Кожные 
покровы бледные, умеренный цианоз носогубного треугольника. В зеве яркая гиперемия. 
Отѐчность нѐбных миндалин. Отмечается влажный кашель, серозные выделения из носа. 
Частота  дыхания  –  48  в  минуту.  Перкуторно  –  в  нижней  доле  справа  определяется 
укорочение  перкуторного  звука,  аускультативно  –  в  этой  же  области  влажные  хрипы. 
Тоны  сердца  приглушены.  ЧСС  –  152  удара  в  минуту.  Живот  мягкий,  безболезненный. 
Печень +2,5 см из-под рѐберного края, селезѐнка не пальпируется.

 

В  анализах:  общий  анализ  крови:  гемоглобин  –  105  г/л,  лейкоциты  –  13,5×10

9

/л, 

палочкоядерные  –  7%,  сегментоядерные  –  61%,  эозинофилы  –  1%,  лимфоциты  –  23%, 
моноциты – 8%, СОЭ – 29 мм/час.

 

Рентгенограмма  грудной  клетки:  корни  лѐгких  расширены,  в  нижней  доле  справа 
лѐгочный рисунок усилен, определяются очаговые тени.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте клинический диагноз.

 

2. Обоснуйте необходимость жаропонижающей терапии при данном заболевании. 
Укажите препараты выбора в данном случае.

 

3. Назовите, к какой группе лекарственных средств относится Ибупрофен. Укажите 
механизм его действия.

 

4. Назначьте конкретный жаропонижающий препарат с указанием его дозы, кратности и 
способа введения.

 

5. Укажите нежелательные побочные реакции НПВС (Ибупрофена).

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

229 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 214

 [K003461] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

На  приѐме  у  врача-педиатра  участкового  мама  с  мальчиком  7  месяцев  (9  кг)    с 

жалобами на вялость, рвоту, повышение температуры тела до 39°С, заложенность носа.

 

Из анамнеза заболевания известно, что два дня назад у мальчика появились заложенность 
и  слизистое  отделяемое  из  носа,  отмечалось  повышение  температуры  тела  до  39°С. 
Родители  ребенка  вызвали  бригаду  скорой  медицинской  помощи,  и  врачом  была 
диагностирована  ОРИ  (острый  ринофарингит).  Назначена  симптоматическая  терапия,  в 
том числе Парацетамол. Дозу и кратность приѐма лекарственного средства доктор озвучил 
устно, мама не запомнила. Ребѐнок получал рекомендуемый препарат в дозе 0,25 г 6 раз в 
день в течение 2 дней, в том числе при повышении температуры тела выше 37,5°С.

 

При осмотре врача-педиатра участкового: состояние тяжѐлое, в сознании. Мальчик очень 
вялый, отмечается многократная рвота. На осмотр реагирует выраженным беспокойством. 
Кожные  покровы  бледные,  чистые.  Катаральные  проявления  со  стороны  верхних 
дыхательных путей, слизистые обильные выделения из носа. Краевая гиперемия нѐбных 
дужек,  зернистость  задней  стенки  глотки,  патологических  наложений  на  миндалинах  не 
обнаружено.  Аускультативно  в  лѐгких  дыхание  проводится  по  всем  полям,  пуэрильное, 
хрипов  нет,  ЧД  –  35  в  минуту.  Пальпация  живота  в  правом  подреберье  болезненная. 
Выявлено  увеличение  печени  до  3  см  из-под  края  правой  рѐберной  дуги,  край  печени 
закруглѐн, подвижный, болезненный при пальпации.

 

Вопросы:

 

1. Сформулируйте предварительный диагноз заболевания.

 

2. Назовите основные стадии и клинико-лабораторные проявления, характерные для 
данного состояния.

 

3. Составьте план лечения данного пациента. 

 

4. Укажите рекомендуемую дозу, кратность применения Парацетамола у детей.

 

5. Назовите методы усиления детоксикации, которые могут быть использованы при 
данном состоянии.

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

230 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 215

 [K003463] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ИНСТРУКЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЁРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Мальчик  12  лет  два  дня  назад  купался  с  друзьями  в  реке,  очень  сильно  замѐрз.  На 
следующий  день  обратились  к  врачу-педиатру  участковому  с  жалобами  на  лихорадку, 
головную боль, слабость, вялость, сухой болезненный кашель.

 

При  осмотре:  температура  тела  39,0°С.  Кожные  покровы  влажные,  бледные.  Слизистые 
оболочки  чистые.  Зев  гиперемирован.  Частота  дыхания  –  28  в  минуту.  Грудная  клетка 
вздута,  правая  половина  отстаѐт  в  дыхании.  Перкуторно:  справа,  ниже  лопатки, 
определяется  область  притупления  перкуторного  звука.  Аускультативно:  дыхание 
жѐсткое, над областью притупления ослабленное, единичные влажные среднепузырчатые 
хрипы. Тоны сердца ритмичные, шумов нет, ЧСС – 110 ударов в минуту. Живот мягкий, 
безболезненный. Печень у края рѐберной дуги, селезѐнка не пальпируется.

 

От госпитализации ребѐнка в стационар родители отказались.

 

Вопросы:

 

1. Для какого заболевания характерна подобная клиническая картина? Укажите наиболее 
частые возбудители данного заболевания, учитывая возраст пациента.

 

2. Назовите план дополнительного обследования ребѐнка и ожидаемые результаты.

 

3. Назначьте необходимое лечение. Обоснуйте выбор антибактериального препарата в 
зависимости от вида возбудителя (S.pneumoniae, H.influenzae, M. pneumoniae, C. 
pneumoniae) и наличия аллергии на препараты пенициллинового ряда в анамнезе.

 

4. Перечислите основные побочные эффекты антибактериальной терапии.

 

5. Назовите критерии оценки эффективности антибактериальной терапии.

 


background image

СЗ_Педиатрия (ч. 2)-2017 

231 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 216

 [K003464] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители ребѐнка (девочка 14 лет) обратились к врачу-педиатру участковому с жалобами 
на  снижение  еѐ  успеваемости  в  школе,  частую  головную  боль  по  утрам,  избирательный 
аппетит, утомляемость.

 

При  осмотре  девочки  обращает  на  себя  внимание  астеничность  больной,  бледность 
кожных  покровов  и  слизистых  оболочек.  Отмечается  истончение  и  ломкость  ногтей  и 
волос, заеды в углах рта. В лѐгких дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД – 20 в минуту. 
При  аускультации  на  верхушке  выслушивается  лѐгкий  систолический  шум.  ЧСС  –  80 
ударов  в  минуту.  Живот  мягкий,  доступен  глубокой  пальпации  во  всех  отделах, 
безболезненный. Стул регулярный 1 раз в день, оформленный, диурез достаточный.

 

При  проведении  общего  анализа  крови  выявлено  эритроциты  –  3,6×10

12

/л,  гемоглобин  – 

88 г/л, цветовой показатель  – 0,73, ретикулоциты, МСV  – 75 fL, МСН  – 24 pg, МСНС  – 
300 г/л. В мазках эритроциты бледной окраски, микроанизоцитоз++.

 

Вопросы:

 

1. Предположите наиболее вероятный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Составьте и обоснуйте план дополнительного обследования пациентки.

 

4. Сформулируйте план лечения  данной пациентки. 

 

5. Назовите клинические проявления передозировки препаратами железа и методы 
детоксикации.