ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1557

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Идеализм – подход объясняющий все через божий промысел, через создание высоких идеалов, приоритет культуры над экономикой.

Также используется этетический подход – абсолютизирующий роль государства.

Анархический подход – отрицающий ценности права и государства.

Марксистко-ленинский подход основан на признании борьбы классов ведущим фактором правового развития.

Плюралистический подход – основан на многообразии всех известных подходов от которых берется нужное.

Классификация методов ТГП

Общенаучные методы используется в большинстве наук.

- анализ – это разложение целого на части

- синтез – это обратный процесс воссоединения частей

- метод абстрагирования, отвлечения от частностей и конкретики в пользу общих закономерностей

Диалектический метод – предлагает изучать государство и право в развитии в постоянном изменении не в застывшем состоянии


Методы специальные используемые в юриспруденции.

Системно-структурный метод – изучение каждой вещи как система в системе

Метод сравнительного правовой – это сопоставление государственно правовых явлений для выявления их сходства и различия.

Историко-правовой –учет конкретной исторической обстановки при характеристики государственно правовых явлений и процессов.

Функциональный – требует изучения механизма действия государства и права.


Частно-научные методы используются ТГП для решения прикладных познавательных задач.

- метод правового моделирования – создание желательного образа идеального государственного правового института и его последующая адаптация.

- метод эксперимента – это проверка опытным путем оригинальных ранее не существовавших институтов (суд присяжных, акт страхования).

- метод толкования права – это уяснение и разъяснения смысла правовых предписаний с использованием знаний логики, грамматики.

Среди новых методов ТГП называют синергетику. Теория самоорганизации крупных систем. Любая система сама себя самоорганизовывает. Общество – это открытая многофакторная система. Венгеров


Лекции Насыров

Сам термин метод может употребляется в нескольких значениях

1. Метод – это совокупность приемов и способов которые используются в рамках той или иной науки.

2. Метод – это учение о методе.

Общепринятым является тезис о том, что метод науки определяется во многом её предметом. Метод в переводе с греческого путь, дорога. В учебной литературе нет единства в классификации перечня методов ТГП. Наиболее удачно, целесообразно в рамках методологии выделять принципы познания. Эти принципы характеризуются тем, что научное исследование должно соответствовать этим принципам.

Самый первый принцип – это принцип объективности – предполагает признание, существование вне сознания ученого государства и права как реальное социальное явление, о котором можно получить адекватные , объективные знания.


Принцип объективности соединен с принципом плюрализма – предполагает признание многообразия подходов, концепций, но при их научной обоснованности.

Принцип всесторонности – т.е. полнота охвата проблемы (имеет пределы; нельзя изучить все источники; но он может быть соблюден, достаточно узнать труды всех корифеев и значительные публикации.

Принцип научного познания – принцип достоверности – учитывать все обстоятельства, позиции как выгодные так и невыгодные исследователю.

Проблемы: в современной философии науки принято выделять несколько этапов развития науки с точки зрения развития методологии

1. Классическая методология – 17- 19 века.

В основе лежали достижения в естествознании. Изучаемое явление находится вне сознания ученого и изучая его он ничего не привносит в этот объект. Длительное время гуманитарные науки стремились скопировать методологию естественных наук, но к 19 веку стали обращать внимание на специфику объекта и предмета гуманитарных наук.

2. Познание в соц. Науках носит диалогический????? Характер.

Специфика гуманитарных наук состоит в том, что ученый получает не просто объективное знание о предмете, но и оценивает это явление. Законы которые формируются в гуманитарных науках действуют не автоматически, а проявляются через поведение людей, наделенных сознанием и волей. Новую методологию конкретные авторы называют контекстной, непривычной для представителей естественных наук.



Вопрос 4. Общественная власть и социальные нормы в первобытном обществе

Наша литература длительное время освещала догосударственное общество, опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Она была написана на основе вышедшего в1877г. фундаментального исследования Л. Моргана "Древнее общество", в котором прослеживается жизнь североамериканских индейских племен.

К концу XX в. благодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытном обществе существенно обогатились.

Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства:

- присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);

-производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство). Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму - патриархальный (патриархат).

Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.


Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т. е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества - мужчин и женщин. Собрание - столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т. д.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким- смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести - ни обидчик, ни его родичи.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребенком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест).


Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы -обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).


Социальные нормы. Это правила поведения, регулирую­щие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стан­дарты, масштабы поведения одного человека по отношению к дру­гому, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в регламентированную ситуацию.

Социальные нормы имеют следующие общие признаки.

Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отно­шение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдель­ный случай или конкретные общественные отношения.

Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма на­чинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.

В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют неперсонифицированность.

В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить

1. Ритуалы правила поведения, в которых акцент делает­ся на внешнюю форму поведения. Содержание же ритуала не столь важно. Иначе ритуал можно определить как церемонию, демонст­ративное действие, имеющее целью внушить людям определен­ные чувства. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России (на музыку Глинки), что должно вну­шать депутатам чувство ответственности за свою деятельность.

2. Обряды также заключаются в символических действи­ях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологичес­кую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеоло­гические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

3. Мифыпредания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычай это правило поведения, сложившееся истори­чески, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее все­общим в результате многократного повторения. Например, передача имущества умершего близким родственникам, воспитание детей матерью, кровная месть и др.


Вопрос 5. Происхождение государства


В литературе выделяют следующие теории происхождения государства

1. Патриархальная теория (Аристотель 3 век до н.э.) государство является продуктом разросшейся семьи и управляется по подобию большого семейства. Но функции семьи и государства не совпадают

2. Теория насилия (Шан Ян, Евгений Гюринг, Гумплович) они считали, что государство это продукт завоевания одного племени другим. Государство всегда строится на насилии. Из нее не ясно откуда первый победитель узнал о государственности.

3. Теория общественного договора (Гобс, Локк, Руссо, Монтескье) они считают, что государство есть результат свободного выбора, волевого творчества самих людей. В первобытное время шла война всех против всех из которых общество вышло путем заключения договора об образовании государства. При этом передав ему часть своих прав в обмен на гарантии безопасности. Эта теория страдает анти историзмом и в 18 веке была сформулирована для идеологического обоснования буржуазных революций

4. Материалистическая теория (Карл Маркс, Фридрих Энгельс) Первой причиной зарождения государственности было разделение труда в следствии усложнения орудий производства, усложнения разума и ухудшения условий жизни. Происходит разделения труда, и после этого у разных слоев племени возникали либо перебои либо излишки продукции жизни деятельности.

Появляется частная собственность, которая неодинаково накапливается у членов разлагающейся родовой общины. Частная собственность явилась решающей причиной имущественного раскола первобытного общества.

На основе частной собственности образовывается два класса богатых и бедных, с противоположными экономическими интересами. Возникает экономика т.е. процесс распределения ресурсов в условиях их ограниченности и нехватки. Исторически по мнению Марксистов государство возникло как орудие в руках богатых обращенное на эксплуатацию бедных (явного большинства).

Первопричиной образования государственности в современной литературе называют глобальный природный катаклизм связанный с ухудшением климатических условий в местах традиционного проживания первобытных людей (ледниковый период, всемирный потоп). Государство стало формироваться в силу объективных причин как реакция на новые условия выживания человечества. Истощение привело к новым формам организации власти.

Происхождение государства и права (В.Л. Кулаков)

 

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.