ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1508

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мере исторического прогресса общества, государственности и права в индустриальном обществе достигается разделенность политических и экономических отношений, сферы политической власти и сферы собственности, публичного права и частного права. Сфера обменных отношений становится относительно независимой от государственно-властного вмешательства, возникает феномен гражданского общества, в котором отношения между частными лицами не опосредованы публичной властью и в котором все члены общества в равной мере формально свободны. В исторически развитой государственно-правовой ситуации следует говорить о функциях государства как публично-властной институции по отношению к гражданского обществу, точнее, к общности индивидов, социальных групп, ассоциаций, объединенных в гражданское общество.

Такой подход к функциям государства предполагает различение сфер гражданского общества и государства.

Первая — это сфера свободной, автономной активности, в которой действуют индивиды, преследующие частные цели и интересы. Сюда входят прежде всего экономика и культура.

Субъекты гражданского общества формально равны, их отношения регулируются частным правом. В качестве таких субъектов выступают не только и не столько отдельные индивиды но и социальные группы и ассоциации — общественные объединения, политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей и т. д. В этом контексте государство выступает как публично-властная институция, управляющая гражданским обществом в целом и призванная действовать во всеобщих интересах. Государство при этом не должно мешать реализации частных устремлений, конкурирующих в сфере гражданского общества. В современном демократическом правовом государстве отдельный человек, его права и свободы признаются высшей ценностью и по общему правилу имеют приоритет по отношению к общим, или государственным, интересам1. Однако в конкретных случаях коллизии прав человека и общих интересов могут разрешаться и в пользу последних.

Государство как публично-властную институцию можно рассматривать в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как системе управляемой. Вместе с тем гражданское общество — это саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. Саморегулирующаяся — это такая система, которая сама способна закреплять в себе все полезные для нее элементы и связи и отбрасывать все вредное. Основные механизмы саморегулирования гражданского общества — это свободный рынок (экономический механизм), политическая свобода и свободный доступ к независимому правосудию (юридический механизм). Описание гражданского общества как системы управляемой и одновременно саморегулирующейся не означает противоречия. Гражданское общество саморегулируется, в частности, так, что само формирует для себя управляющую систему, задает параметры и пределы государственного вмешательства и предопределяет функции государства (модель демократии). Вместе с тем государство как публично-властная институция обладает относительной самостоятельностью по отношению к гражданскому обществу. Последнее означает возможность такого государственного вмешательства в дела гражданского общества, которое происходит независимо от воли большинства субъектов гражданского общества (авторитарная модель).



Вопрос 59. Проблемы построения правового государства в России.

Соотношение двух социальных институтов – права и государства- является одной из важнейших проблем (что первично).

Существует два якобы подхода:

  1. первично государство, а право – очень эффективное средство реализации функций государства. Само содержание правовых норм определяется государством (тоталитарная установка). Ганс Кельзен.

  2. Первично право. Оно не только создается государством, но и ограничивает государство, закрепляет пределы вмешательства его в общественную жизнь.

Само понятие правовое государство было предложено немецкими правоведами .

Правовое государство, по их мнению,- это господство права в том смысле, что большинство общественных отношений регламентированы законом и сужена сфера проявления партикулярных обычаев и корпоративных норм, т.е. правовое государство – это полицейское государство.

Затем этот термин стал наполняться демократичным содержанием учетом теории прав человека.

Кельзен говорил, что это бессмысленное выражение, т.к. любое государство предполагает наличие права.

Часто правовое государство определяется как режим господства права.

Под правовым государством в действительности понимается не господство права как системы норм, а по выражению Нерсесянца, это особенная государственно-правовая конструкция, которая предполагает связанность государственной власти определенными нормами и процедурами, которые, которые государство не вправе своевольно отменять и изменять, т.е. государство является таким же субъектом права.

В 90-х гг. в РФ возникло ложное представление о правовом государстве, как о слабом государстве. Но Шойнер дает такое определение ПГ – общность, построенная на уважении личной свободы и на принципе умеренной, но прочно учрежденной, эффективной гос власти, т.е. важным признаком правового государства, наряду с конституционным закрепление ми признанием прав и свобод, является наличие эффективного государства и правоохранительной системы.

В целом же эти два социальных института между собой тесно взаимосвязаны и сам по себе тезис «господство права» содержит в себе опасность излишней юридизации и соответственно этатизации (огосударствления) общественной жизни.

За каждой нормой права стоит соответствующий государственный механизм реализации этой нормы и практика реализации принципа правового государства в Западных странах доказала истинность представлений немецких правоведов, что правовое государство – это и полицейское государство.

Еще одна проблема: само по себе выражение ПГ является противоречивым (тз).

Государство ограничено и связано законом и одновременно с этим само же государство устанавливает эти законы и реализует их.

Выходом из этого противоречия считается принцип разделения властей. Особое значение имеет реальная независимость судебной власти.


Существует ли одна общая модель ПГ – нет. Можно говорить о российском правовом государстве с его особенностями.

Проблемы становления ПГ в РФ.

Экономическая проблема – незавершенность экономических реформ. В России нет гражданского обьщества – это социальная проблема. Разрыв в доходах, отсутствие среднего класса. Сейчас это побочный класс.

Политические – кризис государственной власти и снижение эффективности.

Существует теневая политика и даже теневое право (незаконная юрисдикция) – разрешение подпольных споров между влиятельными людьми.

Правовые – проблемы в праве, правовой вакуум.

Идеологические – низкий уровень правовой и политической культуры (правовой нигилизм, неграмотность).

Особенности российского государства.

Менталитет (в Германии регулируются отношения, которые не должны регулироваться правом – дети могут подать в суд на родителей за карманные расходы).

Вопрос 60. Правовая система общества: понятие, структура, виды.


Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

При изучении данной темы целесообразно использовать системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание ( индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.


Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка. Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он "живет" в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы и граяеданского общества.

Наряду с понятием "правовая система" в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины "правовая надстройка", "механизм правового регулирования", "система права", "право".

Категория "правовая надстройка" раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие "правовая система" отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория "механизм правового регулирования" призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как "правовая система" показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин "система права" характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, "правовая же система" охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.


Выделяют две классификации правовых систем: 1) Рене Давид: романо-германская, англо-саксонская, социалистическая (в основе лежит два критерия — идеологический (фактор религии и философии) и юридическая техника) 2) Цвайгерт: романская, германская, скандинавская, английская, американская, социалистическая, индуистская, право ислама (он берет понятие правовой стиль, который учитывает пять факторов — происхождение и эволюция правовой системы, своеобразие юридического мышления, специфические правовые институты, природа правовых институтов и способы их толкования, идеологический фактор).

Для выделения основных правовых семей, наиболее существенными по мнению большинства ученых являются три группы критериев: 1) исторический генезис (то есть возникновение их развития) 2) система институтов права 3) структура правовых семей С их учетом выделяют: 1) страны континентальной Европы (а также латинской Америки, некоторые страны Африки и Турции) 2) англосаксонская (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия) 3) семьи религиозно-правовые (ислам, иудаизм) 4) социалистическая (Китай, Вьетнам) 5) семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).

Каждая правовая система уникальна, однако, сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями.

Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англо-саксонская правовая семья, религиозная (восточная) правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.

Романо-германская правовая семья

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи — нормативный акт.

В результате колонизации романо-германская система распространилась на обширные территории, где в настоящее время действуют правовые системы, принадлежащие к этой семье или родственные ей. Вместе с тем происходила и ее добровольная рецепция, в результате которой мы сталкиваемся с романо-германской системой в ряде стран, которые не были под господством европейцев, но куда проникали европейские идеи и где были сильны прозападные тенденции. Вне Европы относящиеся к романо-германской семье правовые системы обрели некоторые специфические черты, которые требуют их разбивки по разным подгруппам. Во многих странах сумели «освоить» европейское право. Но во всех этих странах существовала еще до рецепции собственная цивилизация, имевшая свои правила оценки поведения и свои институты. Рецепция поэтому во многих случаях была лишь частичной: определенная часть правоотношений (и особенно личный статус) регламентировалась традиционными нормами. Рене Давид «Основные правовые системы современности»