ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2020

Просмотров: 1555

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

3. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. Люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

4. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Из этих племен создается государство». По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

5. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.


Вопрос 6. Понятие и сущность государства

Лекции Сорокин

В литературе выделяют следующие признаки:


1. Организация публичной власти Мэр (не представитель государства, губернатор – представитель государства)

2. Иерархический аппарат состоит из государственных служащих, должностных лиц

Население вряд ли можно считать признаком государственного аппарата поскольку общество или население отличается от государства по свои целям, интересам, по структуре. Таким образом государство представляет собой часть общества образованного для управления общественных правомерных интересов.

Возникает вопрос право и законодательство – признак государства? Право является самостоятельным в действительности явлением которое призвано ограничивать произвол государства, возвышаясь над ним.

3. Сбор налогов – поскольку государство не является самоокупаемым государством

4. Территория т.е. те географические пределы в отношение которых распространяется юрисдикция государства.

5. Символ государства (флаг, герб, гимн)

Суверенитет – это независимость и верховенство государственной власти.


Сущность государства

Сущность – это философская категория понимаемая как:

1. Внутреннее содержание предмета выраженное в единстве всех его многообразных свойств и отношений обнаруженных во внешних формах его существования.

2. Сущность – это совокупность внутренних необходимых сторон и связи явлений в их взаимозависимости.

3. Глубинное качество явления без которого это явление существовать не может.

4. Сущность – основополагающее начало которая характеризует природу явления, его функции и назначение

5. Признак объективности т.е. независимости от представлений или осознаний человека.

6. Это основополагающее свойство, при обнаружении данного свойства мы должны констатировать наличие этого явления.

7. Внутреннее свойство

Таким образом сущность – это объективно необходимое, основополагающее внутренне свойство государства характеризующее его природу и предопределяющие название и функции, которые обнаруживаются во всех формах явления.

Два подхода к пониманию государства:

Классовый где само государство насилие. На практике проявление классового подхода можно увидеть коррупцию гос. аппарата, разрастание бюрократического аппарата.

Обще социальный подход понимании сущности. Сущность государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчать , преодолевать противоречия, поиск согласия и сотрудничество слоев общества.

Вывод: сущность имеет как узкоклассовую так и социальную направленность.

Государство занимает главенствующее либо лидирующее положение в системе.


Лекции Насыров

Вопрос о понятии государства является дискуссионным. Это отражает многообразие и сложность этого социального явления. Многочисленные теории происхождения государства одновременно выступают отдельными подходами к сущности государства.


Исследовать государство необходимо в два этапа:

1 этап. Эмпирический – описательный – т.е. необходимо выявить внешние признаки государства как особого социального явления.

В научной литературе государство принято рассматривать в двух аспектах

- государство рассматривается как организованное определенным образом общество (характерно для античной политико-правовой мысли). Государство – это политико-территориальная организация общества

- Государство – это особая организация власти.

Государство – это особая организация публичной суверенной власти имеющая специальный аппарат управления, способная устанавливать общеобязательные правила поведения.

Признаки:

1. Наличие особой публичной власти

С одной стороны публичность означает, что только государство может выступать от имени всего общества, но с другой стороны государство не совпадает с самим обществом и находится как бы над ним. Публичность означает также аппаратность власти

2. Государство характеризуется наличием гос. суверенитета

Государственный суверенитет – это верховенство и независимость гос. власти от иной власти (создатель Жан Боден).

Внутренний суверенитет – верховенство, независимость.

Внешний суверенитет – независимость, равенство.

В условиях глобализации важно подчеркнуть, что суверенитет понятие не количественное, а качественное (суверенитет есть или нет).

Суверенитет един – все государства независимо от территории, населения, экономического и военного потенциала должны обладать одинаковым суверенитетом.

Наличие у государства определенных монопольных прав (на армию, на лишение свободы)

3. Наличие особой материальной базы ( налоги, сборы).

4. Наличие четко обозначенной территории посредством которой и определяются границы реализации гос. суверенитета;

5. Наличие системы общеобязательных правил поведения, обеспеченных государством (ранее наличие права). Но это некорректно так как право выше государства, поэтому право нельзя считать признаком государства.

В литературе встречаются и иные признаки государства

- гражданство (подданство – особая юр. связь с государством (вытекает из суверенитета, наличии территории);

- наличие гос. символов - герб, флаг, гимн. Эти символы подтверждают суверенитет.

- В настоящее время дискутируется вопрос о допустимости выделения такого признака государства как наличие особой идеологии.

До конца 90-х годов большинство авторов отвечали на этот вопрос отрицательно, т.к. наличие особой государственной идеологии – черта авторитарных режимов и это противоречило бы ст. 13 Конституции (гарантия идеологического многообразия).

С конца 90-х годов стал обсуждаться вопрос о возможности выделения такого признака, что обосновывалось идеократическим характером рос. цивилизации.

Чтобы решить коллизию со ст. 13 Конституции, речь необходимо вести не о государственной идеологии, а о национальной идее. Должна создаваться не законодательными текстами, а гуманитариями, философами, богословами.


Указанные признаки характеризуют государство с внешней стороны и не раскрывают его сущности.

Внутренняя характеристика государства – выявить сущность, определить назначение государства, выявить критерии оценки государства.

В определении сущности государства нет единства. Крайне противоположными подходами к решению этой проблемы выступают анархизм и этатизм.

Сторонники анархизма (Бакунин, Кропоткин) – государство это абсолютное зло, поэтому выступают за его уничтожение.

Сторонники этатизма (Гегель) – государство безусловное благо, выступают за максимально возможное проявление (расширения) сферы его влияния.

Большинство авторов признает необходимость существования государства, но расходятся в вопросе о причинах его возникновения, его назначения и пределах вмешательства в общественную жизнь.

Условно можно выделить два подхода к сущности государства:

1. Классовый. Его сторонники (Маркс, Ленин) утверждают, что государство по своей сущности призвано выражать интересы не всего общества, а лишь определенной его части. При этом не отрицается, что классовое государство вынуждено реализовать и общие цели (общесоциальные) хотя бы из чувства самосохранения (поддержание правопорядка). Но даже это в интересах господствующего слоя.

2. Обще социальный. Для сторонников этого подхода, первичные сущности, назначение государства – выражать интересы общества, обеспечивать его целостность, развитие и т.д.

Сторонники этого подхода не отрицают, что в прошлом и в настоящем государство в своей деятельности выражало не общие, а групповые интересы. Такие государства своей сущности не соответствуют.

Вопрос неизвестно, какая теория, какой подход верен. Постановка вопроса о том какой подход истинный некорректная, эти подходы отвечают на разные вопросы.

Достоинства классового подхода: более реалистичен, обобщает опыт государств прошлого и настоящего.

Достоинство обще социального подхода: создает идеал государства и определяет направление его позитивного развития. В истории можно обнаружить тенденцию обще социального начала в государстве.

Необходимо иметь ввиду, что сущность государства всегда противоречива:

Назначение государства служить всему обществу, но осуществляется это опосредованно с помощью особой публичной организации власти. Поэтому как бы общесоциально и демократично не было организовано государство всегда существует угроза возобладания в его деятельности не общего а группового интереса.







Вопрос 7. Функции государства: понятие, виды. Эволюция функций современного российского государства

Лекции Сорокин

Функции государства – основные направления деятельности, это те направления деятельности, которое государство должно выполнять независимо от политической и социальной установки, а также от уровня развития.


Функции государства отображают сущность государства.

- Функции государства постоянны и объективны. Объективность функций проявляется в том, что они не зависят от мнения общества.

- Задачи же государства имеют конкретное разрешение. Их может быть огромное количество в рамках конкретной функции.

Классификации:

По сферам человеческой деятельности и общественным отношениям

- Экономическая функция (налоги, промышленная деятельность).

- социальная функция (помощь малоимущим, слабообеспеченым слоям общества, образование, здравоохранение).

- Экологическая функция (охрана природы).

- функция охраны правопорядка (защита форм собственности, борьба с преступностью)

- функции обороны и безопасности (Защита своей территории. Проявляется через существование вооруженных сил).

Эти функции также относятся к внутренним.

Выделяют и внешние функции. Они все те же только по отношению к другому государству. Поддержание мирового правопорядка.


Выделяют также основные и дополнительные. Эта классификация противоречит действительности.

Деление функций на постоянные и временные. Эта классификация также противоречива, так как считается что все функции постоянны и объективны.

Классификация вытекающая из сущности государства:

- обще социальные;

- узкоклассовые.

Отсутствие одной из функции или её невыполнение ведет к нестабильному развитию и в дальнейшем к разрушению.

Формы существования функций :

- правовые;

- организационные.


Лекции Насырова.

Функции носят объективный характер. Государство обязано их реализовывать иначе оно погибнет

Эволюция функций государства: (Морозова)

2 аспекта:

-внешний аспект. Внешний аспект эволюции функций связан с глобальными проблемами современности (обеспечение международной безопасности, проблема борьбы с международным терроризмом; информационные функции государства, экологические проблемы).

-внутренний аспект: демократизация России, защита прав и свобод человека и гражданина, экономическая функция, развитие институтов демократии, формирование гражданского общества.

Вопрос состоит в том, всё ли в эволюции функции государства носит позитивный характер?

Не всё в России носит позитивный характер за последние 20 лет.

Ковлер: речь идет о деградации социальной функции российского государтсва: здравоохранение, социальное развитие.

Экономическая функция также развивалась не так позитивно.


1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА (М.И. Байтин)

В юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, А.II. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберои, П.В. Черноголовкнн и др.).

Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.