Файл: Исполнение обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕКРАЩЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- заключение договора победителем торгов, предметом которых было право на заключение договора (ст. 448).

В части второй ГК РФ на государственного заказчика, размес­тившего заказы, принятые поставщиком, возлагается обязанность заключить госконтракт на поставку товаров для государственных нужд и на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

В ГК РФ речь идет о заключении обязательных договоров. К ним приме-няются правила ст. 445 ГК РФ. Заключение договора в обя­зательном порядке согласно ст. 445 ГК происходит, «во-первых, для стороны, которой направлена оферта (рассматриваемая в ка­честве проекта договора), и, во-вторых, для стороны, направив­шей оферту (проект договора)»[6].

Большое значение имеет класси­фикация договоров в предприниматель-ской деятельности. Можно использовать все богатство классических граждан-ско-правовых клас­сификаций: односторонние и взаимные (односторонне-обязывающие, взаимно-обязывающие); простые и сложные; со строго опре­деленным содержанием (односубъектные), альтернативные и фа­культативные; главные и дополнительные; строго личного характе­ра и несвязанные с личностью должника или кредитора; реальные и консенсуальные; основные и предварительные; с правом требо­вания у стороны договора и в пользу третьего лица и т.д.

Но боль­шим значением обладают классификации по основаниям:

1) с точки зрения их нормативно-правового регулирования: договоры, предусмотренные законами или иными правовыми актами (модельные); договоры, не предусмотренные законами или иными правовы­ми актами; смешанные договоры;

2) по территории действия: международные (внешнеэкономические); внутреннего оборота;

3) по сферам предпринимательской деятельности;

4) по субъектному составу: между профессиональными предпринимате-лями, функциони­рующими в сфере предпринимательской деятельности; между предпринимателями и потребителями.

Наиболее приемлема классификация по критерию, включаю­щему совокупность экономических и юридических признаков и базирующемуся на характеристике правоотношений и их объектов: договоры о передаче имущества в право собственности или иное вещное право; договоры о выполнении работ; договоры об оказании услуг.

. Специфика прекращения обязательств в сфере предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность имеет конкретную цель — получение прибыли. Таким образом, конкретные обязательства, оформляющие предприни-мательские отношения, имеют срок дей­ствия, определяемый, по общему правилу: достижением цели или, точнее, решением тактических задач на пути к ее достижению; изменением обязательства (его заменой) или наступлением об­стоятельств, делающим достижение цели, решение задач невоз­можным; утратой интереса в существовании данного обязатель­ственного правоотношения. Обязательства могут прекращаться по воле сторон и независимо от их воли, причем в первом случае может быть необходимо волеизъявление всех сторон или доста­точно волеизъявления одной стороны. «В целом прекращение обяза­тельств означает исчезновение правовой связи его субъектов, влекущее утрату субъективных прав и обязанностей, составляю­щих содержание обязательственного правоотношения»[7].


На первом месте по значимости для предпринимательской де­ятельности и для гражданского оборота в целом стоит такой спо­соб прекращения обязательств, как их надлежащее исполнение, т. е. в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требова­ний — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ). Ненадле­жащее исполнение вместо прекращения обязательства означает усложнение его структуры, возлагая дополнительные обязаннос­ти и предоставляя дополни-тельные требования. По своей юриди­ческой природе действия по исполнению обязательств являются сделками, так как направлены на прекращение сущее-ствующих обя­зательственных правоотношений. Следовательно, к ним применя­ются правила о совершении сделок.

Кроме этого, надлежащее исполнение подчиняется общим принципам исполнения обязательств: принципу реального испол­нения, принципу эконо-мичности и принципу сотрудничества сто­рон.

Принцип реального исполнения означает, что «предусмотренные обяза-тельством действия должны быть совершенны фактически без замены их де-нежной компенсацией»[8]. Однако развитие товарно-де­нежных отношений делает актуальным применение п. 2 ст. 396 ГК РФ, предусматривающего возможность освобождения должника от исполнения обязательства в натуре путем возмещения убытков и уплаты неустойки, если иное не предусмотрено законом или дого­вором. Однако злоупотребление этой нормой не только под-рывает стабильность экономических отношений в обществе, но и может при-вести к признанию сделки недействительной как совершенной с целью прикрыть другую сделку, например, кредитный договор (п. 2 ст. 170 ГК РФ).

Принцип экономичности означает, что сторона должна избрать такой вариант исполнения обязательства, который связан с наи­меньшими затратами. Он находит свое отражение в требовании заботливости и осмотрительности при исполнении (ч. II п. 1 ст. 401 ГК РФ); в установлении исполнения обязан­ности на наиболее выгодных для контрагента условиях (ст. 992 ГК РФ) и др.

Принцип взаимного сотрудничества означает, что стороны в обяза-тельстве вправе рассчитывать при исполнении лежащих на них обязанностей на содействие от другой стороны, без которого она не может исполнить свои обязанности надлежащим образом и которое другая сторона может оказать ей без ущерба для себя. Он реализуется при учете вины кредитора (п. 1 ст. 404 ГК РФ), при легальном возложении обязанности содействия на одну из сторон (ст. 718 ГК РФ), при предоставлении возможности отступ­ления от условий договора в интересах контрагента (п. 2 ст. 973) и др.


Надлежащее исполнение включает в себя совокупность обяза­тельных элементов: исполнение надлежащим лицом, надлежаще­му лицу, в надлежащий срок, в надлежащем месте, в надлежащей валюте (гл. 22 ГК РФ). Иногда добавляют: в надлежащем порядке (например, ст. 319 ГК РФ), в надлежащей форме (п. 1 ст. 307 ГК РФ). Из данных общих правил предусмотрен ряд изъятий.

Важным для предпринимательских отношений изъятием из правила об исполнении надлежащим лицом является возможность возложения исполнения обязательства на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его су­щества не вытекает обязанность должника по личному исполне­нию (ст. 313 ГК РФ). Возложение исполнения на третье лицо не тож-дественно перемене лиц в обязательстве. В этом случае за не­надлежащее испол-нение отвечает непосредственно сторона в обя­зательстве, если законом не пре-дусмотрено иное. Специальным условием исполнения обязательства в надле-жащий срок является легальная презумпция запрета досрочного исполнения обяза­тельств, связанных с осуществлением его сторонами предприниматель-ской деятельности (ст. 315 ГК РФ). Для определения места исполнения обяза-тельства для предпринимательских отношений важно выделение особенностей не только по объекту и предмету обязательства, но и по его субъектному составу (ст. 316 ГК РФ).

Для обязательства важна не только его форма, но и документаль­ное оформление его исполнения (п. 2 ст. 408 ГК РФ). Оно имеет значение как в процессуальном аспекте (при возникновении ка­ких-либо споров), так и для налогообложения.

Все иные основания прекращения обязательства объединяет отсутствие достижения цели обязательства, решения конкретной задачи предприниматель-ской деятельности. Их можно классифи­цировать по различным критериям:

«1) по характеру: универсальные (присущие всем обязательствам); иск-лючительные (присущие отдельным видам обязательств);

2) по правовой природе: являющиеся сделками; имеющие иную правовую природу;

3) по наличию волеизъявления сторон: наступающие по воле сторон; на-ступающие независимо от воли сторон;

4) по характеру волеизъявления сторон: для реализации которых необхо-димо взаимное волеизъявление сторон; для реализации которых достаточно волеизъявления одной сто­роны»[9].

Прекращение обязательства предоставлением отступного вза­мен испол-нения (ст. 409 ГК РФ) является исключительным ос­нованием (по аналогии с п. 2 ст. 414 ГК РФ), наступает по воле сторон, использует форму многосторонней, в том числе двусто­ронней сделки («по соглашению сторон»). Своеобразным образом оно иллюстрирует исключение из правил об исполнении обяза­тельства в натуре. Своеобразие заключается в том, что речь идет не об исполнении, а его замене.


Зачет как распространенное в предпринимательских отноше­ниях основа-ние прекращения обязательств (ст. 410 ГК РФ) яв­ляется исключительным (ст. 411 ГК РФ), является сделкой и для его реализации достаточно волеизъявления одной стороны. Од­нако контрагент может оспаривать как действительность предъяв­ленного к зачету требования, так и наличие необходимых для зачета условий. «Из материально-правовых условий зачета для пред­принимательской деятельности особенно характерны однород­ный предмет требований (как правило, деньги) и специфика субъектного состава»[10]. Встречный характер предъявляемого к заче­ту требования означает, что кредитором по нему должен быть должник по требованию, в отношении которого осуществляется зачет. Рисковый характер предпринимательской деятельности и необходимость определенных гарантий для контрагентов пред­принимателей связаны с возможностью предъявления к зачету обязательства, кредитором по которому является иное лицо, — при поручительстве и уступке требования (ст. 364, 386, 412 ГК РФ). Особенность зачета состоит в том, что он влечет за собой прекращение сразу двух обязательств — основного и встречно­го — при их равенстве по размеру. При неравенстве встречных обязательств после зачета большее по размеру продолжает суще­ствовать в части, превышающей меньшее из заявленных к зачету. Возможны и многосторонние зачеты, которые обычно прово­дятся банками. С ними не следует путать «взаимозачеты», кото­рые осуществляются по воле Правительства РФ, распространя­ются на группы юридических лиц и отрасли в целом, носят ад­министративный характер и являются способом борьбы с не­платежами.

Совпадение должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ) связано как с договорными отношениями (выкуп арендатором арендуемого имущества), так и с реорганизацией юридических лиц и во многом схоже с прекращением ограниченного вещного права при совпадении в одном лице его субъекта и собственника.

Новация — это замена одного обязательства другим между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства (ст. 414 ГК РФ). Это исключительное основание, многосторонняя сделка. Ее надо отличать от пролонгации и изме­нения договора. Изменение предмета или способа исполнения не является ни достаточными элементами для ква-лификации дей­ствий как новации (замена устаревшего оборудования при лизин­ге), ни обязательными (существенное изменение условий догово­ра при сохранении первоначального предмета или способа ис­полнения).


Прощение долга — совершаемая кредитором односторонняя сдел­ка (ст. 415 ГК РФ). В настоящее время, должник может возражать против освобождения его от долга, но в судебном порядке и при надле­жащем исполнении обязательства, т.е. при противопоставлении другого основания прекращения обязательства. Спорно, входит ли должник в число «других лиц», права которых в отношении имущества кредитора не должны нарушаться (ст. 415, 10 ГК РФ). Воз­никает вопрос и о налогообложении кредитора и должника, особенно при приращении имущественной массы должника в ре­зультате прощения долга. Возможность реализации этого основа­ния прекращения обязательства ограничена по срокам, так как суммы неистребованной кредитором задолженности по обязательствам, порожденным сделками, которые предусматривают поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг, подлежат спи­санию по истечении четырех месяцев со дня фактического полу­чения предпринимателем — должником товаров (выполнения работ или оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолжен­ность на убытки предпринимателя — кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вы-звана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает (ст. 416 ГК РФ). Это основание не зависит от воли сто­рон. При виновной невозможности исполнения основное обяза­тельство не прекращается, а изменяется: для винов-ной стороны возникает обязанность по возмещению причиненных контрагенту убытков и т. п. Если невозможность исполнения вызвана винов­ными действиями кредитора, дополнительно наступают послед­ствия, предусмотрен-ные п. 2 ст. 416 ГК РФ. При случайной не­возможности исполнения обязательство прекращается полностью или частично. Уже произведенное исполнение во взаимном обяза­тельстве сохраняет силу, если совершившая его сторона получила встречное удовлетворение; то исполнение, за которое встречное удовлетворение не предоставлено, должно быть возвращено со­вершившей его стороне.

Невозможность исполнения может быть физической и юриди­ческой. «При более дробной классификации выделяют: хозяйствен­но-технические факторы, определяющие невозможность изготов­ления предмета обязательства и невозможность его поставки; юри­дические факторы, определяющие невозможность должника дей­ствовать законно, целесообразно, нравственно; явления «непрео­долимой силы»[11].

В денежных обязательствах невозможность исключается. В предприни-мательских отношениях исполнение обязательства невозмож­но по общему правилу, лишь в случае действия непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).