Файл: Право собственности юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время организация и оценка эффективности деятельности органов предприятия требует совершенствования работы в соответствии с развитием общества и его подсистем. Решение данной проблемы в современных условиях изменяющегося и развивающегося рынка возможно посредством разработки и внедрения инновационных управленческих технологий в организационную структуру организации в соответствии с российским законодательством.

Особенностью деятельности организации относительно прав собственности является ведущая роль динамического моделирования развивающей организацию стратегии при формировании которой отмечаются результаты: наличие достаточного количества кадров и их высокая квалификация при разработке и реализации инновационных управленческих решений, повышение эффективности рабочего процесса, оптимизация конкурентной среды и т.д.

Совершенствование работы возможно как на путях построения конкретных проектов организации, так и путем внедрения метатехнологии, т. е. технологии проектирования и реализации частных инновационных управленческих технологий и решений.

Внедрение динамического моделирования стратегии развития коммерческих предприятий обуславливается необходимостью изменений структуры и объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

С учетом сказанного выше о праве собственности кооперативов в субинститут права собственности некоммерческих организаций не включены вопросы права собственности потребительских кооперативов.

Объединение некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов) как субъектов права собственности в одну классификационную группу объясняется тем, что в правовом режиме их имущества очень много общего. Прежде всего, следует напомнить, что законодатель (в отличие от ранее действовавшего Закона РСФСР "О собственности в РСФСР") более не выделяет собственность общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в качестве самостоятельной разновидности формы собственности, рассматривая ее (подобно собственности объединений юридических лиц) как частную форму собственности.

Круг субъектов права собственности общественных организаций (объединений) достаточно широк: общественные организации, общественные движения, общественные фонды, органы общественной самодеятельности, политические партии.[17]


Субъектами права собственности могут выступать не все общественные объединения, а лишь прошедшие государственную регистрацию и обладающие статусом юридического лица. [18]

Общественные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, существуют в виде простых, однозвенных и многозвенных структур (профсоюзы, политические партии, спортивные организации). Применительно к многозвенным общественным организациям вопрос о субъекте права собственности решен в ст. 32 Закона "Об общественных объединениях". Согласно названной норме в общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества, созданного и (или) приобретенного для использования в интересах общественной организации, в целом является союз (ассоциация). Территориальные организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.[19]

Названное положение означает, что все звенья таких общественных организаций, признаваемые юридическими лицами, относятся к субъектам права собственности в отношении имущества, переданного им в качестве взносов и приобретенного ими по иным основаниям. Тем самым непосредственно в законе закреплен отказ от принципа единой и неделимой собственности общественных объединений, который на протяжении десятилетий действовал в СССР. Соответственно в общественных организациях, имеющих региональные и иные структурные подразделения (местные и первичные), осуществляющие деятельность на основе единого устава данной организации, собственниками имущества являются общественные организации в целом. [20]

Как уже отмечалось, не относится к субъектам права собственности общественное учреждение. В отношении закрепленного за ним имущества такое учреждение осуществляет право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 - 300 ГК). Вместе с тем следует отметить, что в ст. 35 Закона "Об общественных объединениях", кроме названного права, предусмотрено право общественных учреждений "быть собственниками созданного и (или) приобретенного ими иными законными способами имущества". Полагаем, что данное правило не подлежит применению как противоречащее ст. ст.

Впрочем, имеет смысл обсудить еще одну сторону правового положения имущества общественных организаций, имеющих структурные подразделения. В ст. 32 Закона "Об общественных объединениях" и в п. 2 ст. 28 Закона "О политических партиях" устанавливается правило о том, что структурное подразделение общественной организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ним собственником. Думается, что названное положение противоречит ряду статей ГК (ст. ст. 115, 120, 296 ГК). Согласно гражданскому законодательству право оперативного управления - ограниченное вещное право. Им наделяются федеральные казенные предприятия и учреждения. Указанные нормы Кодекса носят императивный характер, а самое главное - определяют правовую природу соответствующих юридических лиц. Поэтому в силу п. 2 ст. 3 ГК данное положение применяться не должно.


120, 296, 298 - 300 ГК. Согласно указанным статьям приобретение учреждениями имущества на праве собственности не предусматривается. Такой подход уязвим и потому, что названное правило принято вопреки п. 2 ст. 3 ГК, исходя из которого нормы гражданского права, содержащиеся в специальных законах, должны соответствовать Кодексу.

В качестве объектов права собственности общественных объединений могут выступать земельные участки, здания, сооружения, строения, жилищный фонд, транспорт, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, ценные бумаги, издательства, средства массовой информации и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в их уставах (ст. 30 Закона "Об общественных объединениях").

Положение о целевом характере имущества общественных объединений отражено также в нормах специального законодательства о правомочиях собственника по использованию имущества. Так, имущество политической партии используется только для реализации целей и решения задач, предусмотренных уставом и программой политической партии (п. 3 ст. 28 Закона "О политических партиях"; п. 5 ст. 24 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

2. Право собственности религиозных организаций. Правовой режим имущества религиозных организаций принципиально не отличается от правового режима имущества общественных организаций (объединений). Субъектами права собственности могут выступать лишь религиозные объединения, зарегистрированные в качестве юридических лиц, т.е. религиозные организации (п. 4 ст. 213 ГК). Учредители этих организаций утрачивают права на имущество, переданное ими в собственность религиозной организации.

В качестве объектов права собственности религиозных организаций выступает имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности, указанной в учредительных документах такой организации. Это могут быть: здания, объекты производственного, социального, культурно-просветительского и иного назначения, предметы культа, в том числе отнесенные к памятникам истории и культуры, и иное имущество. При этом особой защитой со стороны государства пользуется право собственности религиозных организаций на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. На это имущество не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов (п. 5 ст. 21 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

3. Правовой режим имущества благотворительных организаций определен Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Благотворительные организации, являясь неправительственными (негосударственными и немуниципальными), создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и иных формах, предусмотренных федеральным законом. Субъектами права собственности выступают те из них, которые не относятся к учреждениям.


Среди источников формирования имущества благотворительных организаций следует отметить: взносы учредителей, благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты); поступления из государственного и местного бюджетов, доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности.

Осуществляя правомочия собственника, благотворительные организации вправе использовать имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами, а также для благотворительной деятельности, направленной на достижение целей,
предусмотренных Законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (п. 4 ст. 213 ГК, п. 1 ст. 12 Закона). При осуществлении подобными организациями предпринимательской деятельности не допускается их участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.[21]

Вследствие присущих благотворительным организациям общеполезных целей в законе предусмотрены дополнительные ограничения по распоряжению имуществом таких организаций. Так, они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и компаний, не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20% финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год, и т.д.

4. Право собственности объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) принципиально не отличается от права собственности других некоммерческих организаций. Ассоциации и союзы, являясь собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками), а также имущества, приобретенного ими по иным основаниям, осуществляют правомочия собственника в соответствии с общими положениями о владении, пользовании и распоряжении имуществом некоммерческих организаций. Имущество используется ими лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Учредители (участники) объединения, однако, не вправе предусмотреть в учредительных документах возможность ведения предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 121 ГК).

В случае ликвидации союза или ассоциации право собственности прекращается также в соответствии с общими правилами о распределении имущества ликвидируемой некоммерческой организации (п. 1 ст. 20 Закона "О некоммерческих организациях").

5. Право собственности других некоммерческих организаций (фонда, автономной некоммерческой организации, некоммерческого партнерства, государственной корпорации).


Заключение

Современная система федеральных органов исполнительной власти в лице федеральных министерств на данный момент в условиях нестабильной политической ситуации и изменяющегося рынка не способна своевременно реагировать на динамичные изменения в различных областях деятельности общества. Это обусловлено отсутствием достаточных теоретических знаний и не применения инновационных управленческих технологий не в полной мере.

Большей проблемой для современной российской законотворческой сферы оказался вопрос прав собственности юридических лиц, работа органов власти исполнительной системы в которой нуждается в совершенствовании.

Интеграционная составляющая федеральных законов, отвечающих за реализацию прав и обязанностей юридических лиц в соответствии с российским законодательством, является объективным фактором повышения конкурентоспособности региональной и федеральной экономики, так как охватывают разные уровни и сферы деятельности.

В зависимости от вида новшеств определяется способ и форма обеспечения прав собственности юридических лиц разного вида и формы, непосредственно влияющих на организационную структуру отрасли исполнительной власти, способствующей модернизации производственной деятельности, совершенствованию организационной структуры предприятия и т.д.

Научное знание о среде функционирования и взаимодействия федеральных законов и актов государственной власти с юридическими лицами, их предназначении, роли и месте в общественной системе отчасти устарело, либо было поверхностно.

В данной работе осуществляется попытка объективного анализа практической деятельности федеральных законов в отношении прав собственности юридических лиц по выполнению ими их функциональных обязанностей по направлениям, а также проанализирована проделанная федеральными министерствами работа по выполнению принятых приоритетных национальных проектов в области прав собственности.

Также выполнение рекомендаций Президента, высказанных им в послании Федеральному Собранию на 2007г. в области защиты прав собственности юридических лиц, затрагивающие практически все сферы жизни общества на десятилетие вперед.

Данное исследование позволило сделать определенные выводы, на наш взгляд, о недостатках в работе министерств и ведомств в области защиты и обеспечении прав собственности, устранение которых позволит улучшить эту работу.