Файл: Право собственности юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 При общей долевой собственности владение и пользование имуществом осуществляется по соглашению всех собственников, а при его отсутствии устанавливается судом по иску любого из собственников. Распоряжение же имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (ст. 246, 247 ГК).

Имуществом, находящимся в совместной собственности, ее участники владеют, пользуются и распоряжаются сообща, если иное не предусмотрено соглашением между ними (ст. 253 ГК).

По содержанию право собственности как субъективное право является наиболее объемным, дающим его обладателю широкий круг не ограниченных сроком возможностей по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом.

В соответствии со ст. 209 ГК собственник может, оставаясь собственником, передавать свои правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом другому лицу, использовать имущество в качестве предмета залога или обременять его иным способом, передавать свое имущество в собственность или управление другому лицу, а также вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие закону. Он может использовать имущество для осуществления любой предпринимательской либо иной деятельности, не запрещенной законом.

Собственник сохраняет за собой право собственности на имущество и в тех случаях, когда в соответствии с законом либо по усмотрению собственника правомочия по владению, пользованию и распоряжению его имуществом закрепляются за другими лицами по юридическому титулу так называемых вещных прав. 

Правом хозяйственного ведения наделяются государственные и муниципальные предприятия. Осуществляя такое право, предприятие владеет, пользуется и распоряжается имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом РФ.

Правом оперативного управления наделяются казенные предприятия и учреждения, финансируемые за счет средств собственников. Реализуя это право, они владеют, пользуются и распоряжаются имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Однако собственник вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество у учреждения или казенного предприятия и распорядиться им по своему усмотрению (ст. 296 ГК).

     В законодательстве предусматриваются основания (способы) возникновения права собственности. Это юридические факты, с которыми закон связывает возникновение у субъекта права собственности на конкретное имущество.


Они подразделяются на первоначальные и производные. К первоначальным относятся такие юридические факты, согласно которым имущество возникает на первоначальной основе или самостоятельно и независимо как единичный случай от воли и намерений предшествующего собственника.

При производных методах право данной собственности осуществляется у лица – участника правоотношений, который приобретает имущество по воле и намерению предшествующего собственника.

В соответствии со ст. 223 ГК право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом либо договором. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности возникает в момент такой регистрации, если иное не установлено законом.

В работах ученых рассматриваются проблемы управления федеральными отраслевыми органами исполнительной власти различными формами собственности коммерческих и некоммерческих предприятий в связи с недостаточным использованием инновационных методов, формирования механизмов обеспечения и оценки инновационного развития отрасли.

По мнению Ильенковой С.Д., современные усовершенствованные методы управления федеральными органами исполнительной власти системы законодательства позволяют усовершенствовать формы стратегического планирования отрасли права в отношении юридических лиц, а новые требования предполагают новую оценку результатов воздействия технологий, рассматривая их как комплекс взаимодействующих между собой факторов и элементов.

Важным компонентом перспективного развития отраслевого федерального органа является применение комплексной оценки управленческих решений относительно обеспечения разным видам собственности по типу юридических фактов.

Комплексная оценка инновационных управленческих решений позволяет рассмотреть и оценить совокупность методов управления целостной структуры отрасли, направления с использованием нововведений в основных функциях управления (организационная структура, развитие и мотивация персонала и т.д.), которые позволяют ему эффективно реализовывать собственную стратегию и повышать конкурентоспособность.

Несмотря на важность такого признака, как «интегрированность», он имеет оценочное значение в качестве критерия. По нашему мнению, оказание публичных услуг и выполнение публичных полномочий властного характера непосредственно или в результате делегирования данных услуг и полномочий, независимо от гражданско-правовой формы и факта государственной регистрации юридического лица, должно признаваться искомым критерием.


Глава 2. Субъекты, объекты и основные формы права собственности в соответствии с российским законодательством

2.1 Субъекты и объекты права собственности

Субъектом права частной собственности может быть любой гражданин Российской Федерации как индивидуально, так и вместе с другими гражданами на началах общей долевой либо совместной собственности (например, право собственности супругов, право собственности нескольких членов семьи на приватизированную квартиру).

Собственность граждан создается и приумножается за счет доходов от участия в производстве и иного распоряжения своими способностями к труду, от предпринимательской деятельности, от ведения собственного хозяйства и доходов от средств, вложенных в кредитные учреждения, акции и другие ценные бумаги, приобретения имущества по наследству и по иным основаниям, не противоречащим закону.

Объектами права частной собственности граждан признаются земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, а также предприятия, средства массовой информации и иные имущественные комплексы производственного назначения: здания, сооружения, транспортные средства, оборотные средства и иные средства производства.

Объектом права частной собственности граждан может быть также любое иное имущество, за исключением отдельных, предусмотренных в законодательных актах, видов имущества, которое по соображениям государственной и общественной безопасности либо в соответствии с международными обязательствами не может принадлежать гражданину.

Количество и стоимость имущества, если оно получено гражданином в собственность в соответствии с законом или договором, не ограничиваются. Среди объектов права частной собственности специально выделяются квартира, жилой дом, иные помещения и строения.

Субъектами права частной собственности юридических лиц признаются: хозяйственные товарищества (полное товарищество и товарищество на вере), хозяйственные общества (открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.


Объектами их права собственности, согласно ст. 213 ГК, может быть любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать юридическим лицам.

Например, согласно Федеральному закону «Об общественных объединениях», общественное объединение – юридическое лицо может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения его деятельности, определенной в уставах.

Общественные и религиозные объединения, будучи некоммерческими организациями, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 117 ГК).

Поэтому в их собственности могут находиться также учреждения, издательства, средства массовой информации, другие объекты производственного, социального и благотворительного назначения.

Создание равнозначных условий хозяйствования для разных типов представителей юридических лиц, внедрение абсолютно новых конкурентных правил в их деятельность и повышение ответственности за ее получаемые результаты, необходимость обеспечения п их прав собственности вызывают объективную потребность в правовом механизме. Механизм является регламентирующим и обеспечивающим должную индивидуализацию предприятий и организаций инструментом, а также производимых ими товаров и услуг.

Таким образом, в целях создания единого субординационного механизма реализации деятельности исполнительной власти в отношении прав собственности юридических лиц, определяющего степень автономии и организационно-правовую форму, характер компетенции связей и меру ответственности, имеющей общие признаки группы коллективных субъектов административного права — агентов публичного интереса (административное ведомство в широком смысле), должны иметь единое нормативно-правовое толкование и закрепление.

Прежде всего, это необходимо для целей самого административного законодательства, испытывающего крайне негативные процессы размежевания имеющих общую природу сфер действия правовых норм: сферы государственного управления и сферы исполнительной власти, в том числе исполнительной власти и области бюджетного контроля целевого и законного использования бюджетных средств.


Гражданское и бюджетное законодательство прямо не определяют организационно-правовую форму органов исполнительной власти. Правовой пробел в статусе подобных юридических лиц обусловил актуальность научных разработок. В научной публицистике поднят вопрос о введении новой для российской правовой системы доктрины, принятой в континентальной системе права. Согласно данному документу органы исполнительной власти следует рассматривать и нормативно закреплять как особую разновидность юридических лиц публичных учреждений. По своему правовому статусу указанная разновидность публичных учреждений ближе всего по своему правовому статусу к такой организационно-правовой форме некоммерческих организаций, как «бюджетные учреждения», но не идентична ему.

Региональная политика играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам региональной политики, проблемам ее функционирования, ее структуры и т.д.

В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия, региональная политика выступает неким посредником между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии общества, на эффективности проводимой политики, ее стабильности.

Большинство государств Европы свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, при этом ограничиваться лишь косвенным контролем посредством использования системы налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций.

Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Всё это является нормой любой политики любого государства, если рассматривать относительно спокойную его фазу функционирования – законотворческую сферу. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев.