Файл: Право собственности юридических лиц.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Говоря о региональной политике, стоит сказать, что регион сегодня становится главным субъектом экономических и политических отношений относительно правомочий коммерческих и некоммерческих организаций. Очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты осуществления прав собственности, контролируемых региональной политикой с учетом сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.

Нестабильность обстановки не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к чрезвычайным действиям. Это, во многом вынужденная политика, но именно она, временно приглушая внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит.

Создается своеобразный "заколдованный круг", и выход из него возможен только при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.

Важно отметить, что региональная политика представляет собой сферу целенаправленной, рациональной деятельности государства, направленную на управление политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

2.2 Механизм перехода прав собственности в случае реорганизации юридического лица

Исходная конституционная база работы федеральных органов, позволяет рассмотреть проблему основных принципов организации и деятельности исполнительных органов государственной власти относительно перехода прав собственности юридических лиц с позиций их соотношения с субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма, законности, ответственности.

1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Основополагающее значение для исполнительной власти в ее современном виде имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ она представляет собой оснащенную необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное, принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны.


2. Единство системы органов исполнительной власти. Одним из принципов современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. На подобной же основе формируется и аппарат федеральной исполнительной власти.

3. Федерализм в его новом качестве – несомненный принцип организации и деятельности органов исполнительной власти. Его исходная база была закрепление в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации. Как известно, федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов. [5]

Соответственно конституционно определен круг вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), включающий в себя установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. Одновременно были определены предметы ведения, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), включающие, в частности, установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти. Вне названных пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).[6]

Принцип федерализма выражается также в том, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов, последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.[7]


Органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.[8] На территории субъектов могут создаваться территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Взаимоотношения с ними осуществляются на основе сотрудничества и координации действий.

4. Законность – один из ведущих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Он исходит из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Федерации и их законодательства (см., например, ст. 15, 76 Конституции РФ).

5. Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне иерархичен и оснащен значительным количеством служащих, выполняющих повседневно его функции. [9]При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты, в силу чего постоянно осуществляются организационно-правовые меры по обеспечению экономии в расходовании государственных средств в сфере управления. [10]

В соответствии с российским законодательством относительно прав собственности реорганизация юридического лица представляет собой модификацию гражданско-правового института, регулирующий создание новых юридических лиц на базе уже существующих и действующих юридических лиц, порождающих при этом формально новые гражданско-правовые отношения, а также реорганизационно-правовые отношения. Результатом подобной модификации являются изменения правого статуса и положения

Установлено, что в процессе осуществления реорганизации юридического лица участвуют не только создаваемые или трансформирующиеся лица, но и иные участники данного процесса, между которыми осуществляется правовые и организационные отношения относительно прав собственности.[11]

Основные реорганизационные правоотношения представляют собой отношения правопреемства между реорганизуемым(и) и вновь создаваемым(и) юридическими лицами. Основные реорганизационные правоотношения при реорганизации в форме преобразования представляют собой отношения, влекущие изменение прав и обязанностей реорганизованного юридического лица в отношении учредителей (участников).[12]


2.3 Формы собственности коммерческих и некоммерческих организаций

Некоммерческие организации относительно прав собственности представляют собой некие субинституты, характеризующие права собствености кооперативов, распределяя права и обязанности избранного права относительно хозяйствования обществам и товариществам.

1. Сущность и содержание хозяйствования правами собственности некоммерческим организациям имеют ряд особенностей и характеристик юридического характера, которые обусловлены природой их личностных хозяйственных прав и обязанностей относительно собственности юридических лиц как участников правомочного юридического процесса в отношении юридического имущества избранной организации.

Согласно мнению и закрепленной юридически позиции законодателя как лица правоотношений, выраженной в ст. 48 ГК, товарищества хозяйственного типа и различные юридические общества распределяются к тем видам юридических лиц, которые обладают индивидуальными юридически закрепленными обязательными правами. Однако нельзя не отметить, что с точки зрения таких ученых-исследователей как Ю.С.Агапов и В.Е.Лукин, по своей природной сущности права и юридически закрепленные обязанности участников данного процесса относительно товариществ и кооперативов как видом некоммерческих организаций характеризуются наличием корпоративности и членства. Данные характеристики выступают в целях больших правомочий и контроля над данным видом юридического общества, в особенности за участием данного вида общества в управлении и решении собственной хозяйственной деятельности, а также в целях мониторинга и регистрации правомочий не только неимущественного, но и имущественного характера.

Типы некоммерческих организаций, согласно своему намерению соответствующему нормам законотворческой сферы вправе совершать в отношении принадлежащего им имущества любые действия по реализации и трансформаций с имуществом в том случае, если они не противоречат закону и не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе интересы его участников. К примеру, согласно ст. 575 ГК в отношениях между коммерческими организациями не допускается распоряжение имуществом в форме дарения, за исключением обычных подарков. Коммерческая организация также не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (ст. 690 ГК).


Юридически закрепленный в законотворческой сфере порядок осуществления и реализации правомочий хозяйственными сообществами и кооперативами распоряжения относительно собственного имущества определяется в соответствии с российским законодательством и иными законодательными актами и нормами учрежденными организационной структурой организации.[13]

Одними из важнейших оснований приобретения права собственности некоммерческими организациями являются создание и реализация избранного права в процессе его хозяйственной (предпринимательской) деятельности, в процессе обобществления собственного имущества организации, а также осуществления гражданско-правовых сделок.

2. Объектом права собственности хозяйственных обществ и товариществ является имущество, переданное в качестве вкладов или взносов (если только оно не передается на праве владения или пользования на основании договора); а также имущество, произведенное или приобретенное в процессе хозяйственной деятельности товарищества или общества либо приобретенное по иным основаниям, предусмотренным законом либо учредительными документами. Например, в результате принятия наследства.

Как уже отмечалось ранее, в составе имущества хозяйственных обществ и товариществ выделяют уставный, или складочный, капитал, призванный выполнять роль гарантии обеспечения интересов кредиторов.[14]

Имущество этих организаций, как правило, подразделяется на фонды, представляющие собой обособленные части имущества определенного целевого назначения: фонд накопления, резервный фонд, фонд социальной сферы, фонд потребления и др.

Виды фондов, источники их образования и пополнения, порядок расходования определены в учредительных документах, в особых положениях о фондах, разрабатываемых и принимаемых организациями, а также в законах и иных правовых актах. Так, в акционерном обществе в обязательном порядке образуется резервный фонд, который не должен быть менее 5% от его уставного капитала. Резервный фонд предназначен для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций акционерным обществом в случае отсутствия иных средств, и не может быть использован для иных целей.[15]

Кроме того, уставом акционерного общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства используются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества. Напротив, Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" отказался от требования обязательности создания резервного и иных фондов (ст. 35).[16]