Файл: Виды юридических лиц (Правоотношения, возникающие по поводу образования и прекращения юридических лиц).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При конкретизации этого правила законодателю придется разрешить целый ряд непростых вопросов:

- на основании, каких данных будет проводиться проверка достоверности документов, и каковы ее пределы?

- будут ли налоговые органы обязаны взаимодействовать с иными органами, ведущими базы данных, и если да — то в каких случаях (всегда или только при возникновении сомнений в достоверности документов)?

- необходимо ли использовать картотеки данных арбитражных судов, чтобы подтвердить отсутствие текущих судебных споров, решение по которым может повлиять на регистрацию нового юридического лица или внесение изменений в данные ЕГРЮЛ в отношении уже существующих организаций?

- вправе ли налоговые органы запрашивать документы и сведения у третьих лиц (к примеру, подтверждение у арендодателя факта заключения договора аренды при регистрации изменения места нахождения юридического лица)?

- наконец, в какие сроки должна быть проведена подобная экспертиза?[15]

Решение данных вопросов, в конечном счете, упирается в круг полномочий налогового органа. К примеру, вправе ли налоговая, для принятия решения о регистрации изменений запрашивать какие-либо дополнительные документы, помимо поименованных в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон о регистрации)? Несмотря на прямой запрет подобных действий со стороны регистрационного органа, закрепленный в ч. 4 ст. 9 Закона о регистрации, решение этого вопроса на практике вызывало разногласия и до введения рассматриваемого правила о правовой экспертизе документов. Так, суд может обязать налоговую выполнять требования не только Закона о регистрации, который носит общий характер, но и специальных законов — например, Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", абз. 2 ч. 6 ст. 15 которого закрепляет в качестве обязательного условия государственной регистрации образованного путем реорганизации юридического лица наличие доказательств уведомления кредиторов. В данной ситуации суд заключил, что налоговый орган обязан был потребовать представления таких доказательств, несмотря на то, что они не входят в закрытый перечень документов, утвержденный ст. 14 Закона о регистрации (постановление ФАС ВСО от 26 февраля 2009 г. № А74-2856/2007-Ф02-569/2009).

2. Вводится презумпция полноты и достоверности сведений, занесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для использования их третьими лицами (ч. 2 ст. 51 ГК РФ). В действительности эта презумпция уже давно сложилась на практике и теперь просто получила законодательное закрепление.


Изучение выписки из ЕГРЮЛ в отношении другой стороны сделки вошло также в обыкновение подавляющего большинства предпринимателей — в том числе и потому, что при заключении договора с фирмами-"однодневками" впоследствии существует риск признания контрагента таких фирм недобросовестным налогоплательщиком, и, следовательно, доначисления сумм налогов в отношении него. Это также свидетельствует о том, что государственные органы рассматривают ЕГРЮЛ в качестве официального и достоверного источника информации о юридических лицах.

Кроме того, теперь юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

3. Регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица (абз. 1 ч. 4 ст. 51 ГК РФ). Пока законодатель не определил случаи, круг таких заинтересованных лиц, а также сроки и порядок их уведомления. Скорее всего, заинтересованными лицами будут признаны все учредители (участники) юридического лица, держатели реестров акционеров акционерных обществ и лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица[16].

Логично, что заинтересованными лицами при процедуре регистрации изменений учредительных документов или сведений ЕГРЮЛ в отношении конкретного юридического лица являются также его кредиторы. Однако налоговые органы не могут знать о всех контрагентах юридического лица, обратившегося за такой государственной услугой. Вместе с тем, к примеру, факт реорганизации юридического лица дает основания его кредиторам потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (ч. 2 ст. 60 ГК РФ).

В связи с этим законодатель предусмотрел еще одну меру, обеспечивающую интересы третьих лиц.

4. Заинтересованные лица вправе направить в налоговую возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ (абз. 2 ч. 4 ст. 51 ГК РФ). Такая мера позволит регистрирующему органу получить информацию, способную повлиять на вынесение решения о государственной регистрации — например, о рассмотрении дела в арбитражном суде о признании недействительным собрания акционеров, на котором было принято решение о реорганизации.


Новые правила регистрации изменений учредительных документов и сведений ЕГРЮЛ позволят учредителям (участникам) организаций заблаговременно узнать о возможных рейдерских действиях путем регистрации изменений состава участников юридического лица, увеличения уставного капитала и т.д. Некоторые нововведения уже начали реализовываться — так, ФНС России запустила сервис "Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации".

Он позволяет узнать, какие и когда документы были поданы для регистрации изменений в отношении того или иного юридического лица, в какой налоговый орган, лично или в иной форме, входящий номер заявления, а также дату готовности документов и вид решения, если оно было принято. Однако пока возможности поиска информации с помощью этого сервиса несколько затруднены. К примеру, нельзя посмотреть, по каким юридическим лицам подавались документы в конкретный налоговый орган за тот или иной период времени. Получить сведения можно только в отношении конкретного юридического лица, зная его точное наименование или ОГРН.

Какие изменения в процедуре государственной регистрации юридических лиц можно ожидать в ближайшем будущем?

В сфере регистрации обществ с ограниченной ответственностью как основной организационно-правовой формы малого и среднего бизнеса основные направления государственной политики содержатся в соответствующем плане мероприятий («дорожной карте»), утвержденном распоряжением Правительства РФ (распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р). Этот план предусматривает такие меры, как:

- рассрочка оплаты уставного капитала (максимальный срок – два месяца со дня государственной регистрации);

- использование типового устава юридического лица;

- отмена обязательного наличия печати до момента государственной регистрации юридического лица;

- исключение необходимости нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя при личной подаче документов;

- регистрация через посредников – «регистрационных агентов» (в том числе банки и нотариусы);

- возможность предварительной проверки представленных на регистрацию документов на предмет комплектности и соблюдения требований к форме и т. д.[17]

Некоторые законопроекты, находящиеся на рассмотрении Госдумы, также способны существенно повлиять на процедуру и итоги регистрации юридических лиц в случае их утверждения. К предложениям относятся, к примеру, дополнение перечня сведений о юридическом лице данными о сроке истечения полномочий лица, имеющего право действовать без доверенности, сокращение сроков регистрации юридических лиц и ИП в государственных внебюджетных фондах, противодействие "миграции" недобросовестных налогоплательщиков путем расширения перечня оснований отказа в регистрации изменений, связанных со сменой адреса и другие.


Таким образом, законодательно были расширены обязанности, как налогового органа, так и заявителя. В целом правовое регулирование порядка регистрации развивается с тенденцией упрощения процедуры регистрации юридического лица с одновременным повышением ответственности его учредителей за соблюдение правил направления сведений для внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Вместе с тем, нововведения в ГК РФ носят рамочный характер и требуют детализации в Законе о регистрации по целому ряду положений:

- порядок и срок проверки достоверности сведений, представленных заявителем;

- случаи, сроки и порядок уведомления заинтересованных лиц о предстоящей регистрации изменений, а также круг этих лиц и содержание уведомления;

- порядок, сроки и последствия рассмотрения регистрирующим органом возражений заинтересованных лиц.

2.2. Реорганизация юридического лица

Реорганизация юридического лица – одна из форм изменения правового положения юридического лица, в результате которого происходит создание одного или нескольких новых юридических лиц, слияние нескольких юридических лиц в одно или прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к другому юридическому лицу[18].

В соответствии с действующим Российским законодательством выделяется несколько форм реорганизации:

Слияние - форма реорганизации юридических лиц, при которой их права и обязанности переходят к вновь созданному юридическому лицу, а сами юридические лица, участвующие в реорганизации в форме слияния, ликвидируются.

Разделение - форма реорганизации юридического лица, при которой его права и обязанности переходят к вновь созданным компаниям (двум и более).

Присоединение - форма реорганизации юридических лиц в виде присоединения одного юридического лица к другому, к которому переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Выделение - форма реорганизации юридического лица, в результате которой из состава юридического лица производится выделение одной или нескольких новых компаний, к каждой из которых переходят права и обязанности организации, которая подвергается реорганизации.

Преобразование - форма реорганизации юридического лица в виде изменения организационно-правовой формы компании и передачи всех прав и обязанностей вновь образованному юридическому лицу иной организационно-правовой формы[19].


При проведении реорганизации юридического лица после 1 сентября 2014 года понадобится учесть ряд новых правил.

Дело в том, что с 1 сентября вступили в силу изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Закон № 99-ФЗ). Эти поправки коснулись, в частности, положений о реорганизации юридического лица.

А именно в отношении реорганизации закон:

- расширил круг ситуаций, когда можно будет реорганизовать юридическое лицо;

- упростил порядок реорганизации в форме преобразования;

- установил необходимость составлять передаточный акт при разделении или выделении и отменит такую обязанность для реорганизации в форме слияния, присоединения, преобразования;

- изменил порядок расчетов с кредиторами реорганизуемого юридического лица;

- увеличил минимальный срок, по истечении которого можно будет зарегистрировать создаваемое юридическое лицо;

- предусмотрел последствия на случай, если решение о реорганизации признают недействительным либо реорганизацию корпорации несостоявшейся[20].

Расширился круг ситуаций, когда можно будет провести реорганизацию

Юридическое лицо можно реорганизовать в гораздо большем количестве случаев, чем было до принятия Закона, но в то же время понадобится учитывать установленные ограничения.

Во-первых, разрешили сочетать между собой разные формы реорганизации: слияние и разделение, преобразование и выделение и т. д. (абз. 2 п. 1 ст. 57 ГК РФ, подп. «а» п. 12 ст. 1 Закона № 99-ФЗ). Это существенно упростило и ускорило процесс реорганизации.

Закон предусматривает исключение лишь для акционерных обществ: можно провести разделение или выделение АО одновременно со слиянием или с присоединением (ст. 19.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Во-вторых, в реорганизации смогли участвовать юридические лица разных организационно-правовых форм, которые закон разрешил преобразовывать друг в друга (абз. 3 п. 1 ст. 57 ГК РФ, подп. «а» п. 12 ст. 1 Закона № 99-ФЗ).

Например, ООО можно будет присоединить к АО в рамках одной процедуры.

Однако, несмотря на новые возможности для проведения реорганизации ГК РФ стал предусматривать ряд ограничений.

1. Специальные нормы закона смогли запрещать использовать те или иные формы реорганизации, сочетать их и (или) проводить реорганизацию с участием юридических лиц разных организационно-правовых форм. Это следует из абзаца 4 пункта 1 статьи 57 ГК РФ.