Файл: Нотариат в РФ (Развитие нотариального права как подотрасли Гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», в части касающейся «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» вступили в силу 15 января 2008 года.

В связи с принятием ФЗ от 29.12.2006г. №258-ФЗ Министерством юстиции РФ Приказом от 27 декабря 2007г. №256 утверждена и зарегистрирована за №10832 Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных административных поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, которая вступила в законную силу с 15 января 2008г.

В связи с этим Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти, утвержденная заместителем министра юстиции РФ А.М. Степановым 19 марта 1996г., признана утратившей силу.

В действующей Инструкции указано, что в случае отсутствия в поселении нотариуса глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения имеют право совершать нотариальные действия.

Следует заметить, что в большинстве сельских поселений России на сегодняшний день отсутствует нотариус, следовательно, главы таких поселений обязаны регулярно осуществлять нотариальные действия. Контроль за правильностью осуществления нотариальных действий в данном случае не предусмотрен ни Основами, ни каким-либо другим нормативным актом.

В соответствии с внесенными изменениями должностные лица местного самоуправления наделяются правом совершать определенные нотариальные действия. Предусмотрев право указанных лиц совершать нотариальные действия, законодатель оставил без внимания вопросы о профессиональном уровне подготовки этих должностных лиц. Также в Основах ни слова не сказано о контроле за их деятельностью, об их ответственности за совершение нотариального действия с нарушением законодательства и так далее.

Имеющаяся система контроля за нотариальной деятельностью не предусматривает осуществление контроля за нотариальной деятельностью лиц, не являющихся нотариусами, хотя в то же время Основы наделяют глав муниципальных образований, поселений возможностью осуществлять нотариальные действия в случае отсутствия в поселении нотариуса.

Очевидно, что отсутствие единого системного подхода в части внесения изменений в законодательство о нотариате на практике будет провоцировать больше вопросов, чем ответов на них.


Как указано в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» необходимость внесения изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, вызвана серьезными причинами.

Появились новые виды гражданско-правовых отношений, которые существенно усложнили их нотариальное оформление. Это потребовало предъявления более высоких требований к профессиональной подготовке нотариусов, их способности вести нотариальную деятельность на современном уровне.

Практика работы органов юстиции, а также государственных нотариусов и нотариусов, занимающихся частной практикой показала, что необходимо внесение существенных изменений и дополнений в действующее законодательство о нотариате[17].

На протяжении уже нескольких лет в Государственной Думе обсуждаются законопроекты о внесении тех или иных изменений в законодательство о нотариате, однако данные изменения носят, как правило, уточняющий характер и не изменяют ни роль, ни положение нотариата в обществе, тогда как законодательство во многих сопричастных нотариату сферах претерпело существенные изменения.

Совершенствование законодательства о нотариате – это только одна из составляющих в деле повышения качества защиты прав граждан и юридических лиц, в реформировании имеющейся системы нотариата.

Особая роль в процессе совершенствования законодательства о нотариате отведена государству, которое должно взять на себя не только правотворческую, но и контрольную функцию в сфере нотариальной деятельности. Эффективный государственный контроль подразумевает выработку механизма государственного надзора в сфере нотариата за соблюдением требований нотариального законодательства, выявления фактов их нарушения, разработку процедуры применения мер ответственности за нарушения и отслеживание результата применения этих мер.

Необходимость государственного контроля за организацией нотариальной деятельности и осуществлением производства нотариальных действий предопределяется важностью функции нотариата по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц[18].

При этом целью государственного контроля и надзора должно быть не только выявление, устранение и наказание лиц, виновных в нарушении законодательства о нотариате, но также осуществление профилактики данных нарушений и работа по формированию правовой культуры и правосознания всех участников нотариальных правонарушений. Расширение целей и функций государственного контроля и надзора за нотариальной деятельностью связано сегодня с развитием самого государства, попыткой предпринять новые, «широкие» шаги на пути построения правового государства. Очевидно, что в современных условиях развития Российского государства соответствующие властные структуры не могут ограничиться просто управленческой или контрольной функцией. Сказанное особенно касается нотариальной деятельности, т.к. нотариат выступает своего рода посредником между обществом и государством, а следовательно эффективное использование возможностей нотариата только окажет содействие государству в укреплении гражданского общества и построении правового государства.


ГЛАВА 2. РЕФОРМА НОТАРИАТА В РОССИИ

2.1. Институт нотариата в свете изменений

Нотариат является не просто важным, но и необходимым инструментом правового обеспечения гражданского оборота, т.к. большое количество юридических действий не обходится без участия нотариуса[19].

Необходимость института нотариата для общества диктуется обеспечением им правоохранительных функций и законности для всех участников гражданского оборота.

На сегодняшний день институт нотариата в России не без оснований претендует на расширение функционала и укрепление роли в обществе. Так, начиная с 2013 года и продолжая нынешним годом, нотариат претерпевает значительные изменения. В Основы законодательства РФ о нотариате вносятся поправки, помимо этого, разрабатывается проект закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», который должен добавить полномочия нотариусам и увеличить эффективность нотариата в целом.

При этом как среди профессионального сообщества, так и в обществе в целом постоянно ведутся дискуссии относительно развития института нотариата, расширения его полномочий, укрепления доверия к нотариусам со стороны граждан и организаций.

На мой взгляд, можно выделить ряд важных изменений, возникших в результате реформирования нотариата.

1. Анализируя законопроект «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации», можно выделить такой дискуссионный вопрос как введение единого понятия «нотариус» вместо государственного и частного нотариусов. В первую очередь, необходимо остановиться на понятии самого нотариата, которое в настоящее время требует существенной доработки. Нотариат в Российской Федерации представляет собой систему органов и должностных лиц, которые в соответствии с законом совершают различные нотариальные действия. В эту систему входят государственные и частные нотариусы, должностные лица консульских учреждений за рубежом, главы местной администрации поселений и специально уполномоченные лица местного самоуправления поселений.

Данное изменение обуславливается тем, что упраздняется институт государственных нотариусов, тем самым государство сокращает расходы на их содержание.


Введение единого понятия и отказ от разделения, на мой взгляд, весьма правильно, т.к. частные и государственные нотариусы выполняют одни и те же функции, и их объединение будет способствовать более эффективному регулированию со стороны государства.

2. Самый острый вопрос в озвученных реформах - новые полномочия нотариусов. С 1 июля 2014 года сделки, на которые требуется государственная регистрация, стало возможным оформлять через нотариуса. Так согласно п.25 ч.1 ст. 35 Основ о нотариате «Нотариусы, занимающиеся частной практикой, представляют документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а ст. 86.2. данного закона, вступившая в законную силу с 1 февраля 2014 года, более подробно регламентирует эту деятельность: Нотариус, удостоверивший сделку, выдавший свидетельство или совершивший исполнительную надпись об оставлении залогодержателем заложенного имущества за собой, на основании которых подлежит государственной регистрации право на недвижимое имущество или сделка с ним, по просьбе лиц, обратившихся за совершением соответствующего нотариального действия, представляет заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрационный орган). Если иное не согласовано с лицами, обратившимися за совершением нотариального действия[20].

При подписании заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также осуществлении иных действий, нотариус выступает от своего имени в интересах лиц, от имени и по поручению которых совершено нотариальное действие. Данные полномочия нотариуса, предусмотренные настоящей статьей (86.2), осуществляются без доверенности.

При этом в положениях ст. 550, 560 и 574 ГК РФ отсутствуют изменения, касающиеся нотариального удостоверении сделок с недвижимым имуществом, хотя некоторые ученые придерживаются мнения, что нотариату необходимо передать полномочия по обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью, а следовательно, внести соответствующие изменения на законодательном уровне.

В науке и практике существуют различные мнения относительно обязательного нотариального удостоверения сделок с недвижимостью.

Сейчас это необходимо при удостоверении завещания, брачного договора, отдельных видов доверенностей, ренты и в некоторых других случаях.


Я считаю, что одним из положительных моментов нотариального удостоверения сделок с недвижимостью можно назвать то, что данная процедура избавит граждан от обращения в различные инстанции по поводу сбора множества документов. Предполагается, что это будет делать нотариус с помощью электронного документооборота.

Согласно законопроекта о нотариате и нотариальной деятельности, нотариус помимо удостоверения личности совершающих сделку проверяет наличие ограничений, обременений, арестов в отношении объекта недвижимости, а также принадлежность недвижимости на праве собственности или ином законном праве продавцу на основании публично достоверных данных, а также проверяет законность сделки[21].

При этом институт проверки дееспособности участников рынка оборота недвижимости вообще не получил ни в проектах к этому закону, ни в принятых к нему изменениях серьезного развития, хотя основанием значительной части дел, рассматриваемых судами об оспаривании сделок с недвижимостью, в том числе оспаривании доверенностей, выданных нотариусами, является участие в них (сделках) таких лиц.

3. Закон вводит новые правила, касающиеся современных технологий. Теперь нотариусу можно принести и электронный документ, заверенный электронной подписью. Такой файл вполне сойдет за обычную бумагу с печатью. Более того, нотариусы могут удостоверять, что электронный документ равнозначен бумажному, и наоборот.

В теории это означает, что в перспективе можно будет перевести в электронный формат все свои документы, в том числе водительские права, удостоверения личности, свидетельства о браке или разводе и многое другое.

А дорожному инспектору в таком случае будет достаточно показать планшет с цифровыми правами. Но это дело будущего. В целом закон вносит серьезные поправки и в Основы законодательства о нотариате, и в закон об электронной подписи.

Так с 21 декабря 2013 года в ст. 11 Основ о нотариате добавилось, что для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись.

Теперь, как рассказывают эксперты, придется многое поменять, например, программное обеспечение, оборудование. А нотариусов придется переучивать для работы в новом формате информационной системы.

Я думаю, что данное нововведение имеет важное значение в деятельности нотариусов. Это связано с тем, что в век развития информационных технологий появилась возможность совершать различные сделки через Интернет, но всегда есть риск недобросовестности исполнений таких обязательств, а электронные документы, удостоверенные нотариусом, будут способствовать большей защищенности прав граждан, совершающих подобные действия.