Файл: Нотариат в РФ (Развитие нотариального права как подотрасли Гражданского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я думаю, что такое нововведение пока не будет активно использоваться в обществе. Во-первых, в силу неосведомленности людей о такой возможности, и, во-вторых, отсутствия у людей доверия к цифровым технологиям, т.к. возможна утечка данных и эти подписи будут в открытом доступе.

4. Как образуются цены за нотариальные услуги.

Часто на практике сумма, которую приходится уплатить нотариусу, превышает законодательные нормы. Так, установленный тариф для заверения доверенности составляет 200 руб., а в реальности нотариусы берут за такую услугу порой не меньше 1000 руб. Дело в том, что стоимость нотариальных услуг обычно включает в себя не только сумму законного тарифа (госпошлины), но и плату за сопутствующие услуги.

К примеру, нотариус может предварительно составить нужную для компании бумагу: доверенность, договор, заявление или устав. Другими словами, выполнить техническую работу, предусмотренную статьей 23 Основ законодательства РФ о нотариате. Для таких дополнительных услуг госпошлина или нотариальный тариф не предусмотрены – нотариус устанавливает расценки сам.

Чтобы признать такие затраты в налоговом учете, важно знать, какие конкретно услуги оказал нотариус. Ведь Налоговый кодекс разрешает признавать нотариальные расходы в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке (п. 39 ст. 270 и подп. 14 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Все, что нотариус взял «сверху», придется списывать по другим основаниям. Скажем, стоимость подготовки проекта договора или доверенности можно учесть в составе расходов на юридические услуги.

Минфин России подтвердил в письме от 16 ноября 2007 г. № 03-03-06/2/217, что если нотариус изготовил копии документов, то уплаченную за это сумму можно признать как затраты на консультационные и иные аналогичные услуги (подп. 15 п. 1 ст. 264 кодекса).

При этом Налоговый кодекс не устанавливает для указанных расходов каких-либо ограничений. А значит, их можно учесть при расчете налога на прибыль в полном объеме.

Федеральная антимонопольная служба не раз пыталась обвинить региональные нотариальные палаты в картельном сговоре. Под огонь критики попадали цены на услуги "правового и технического характера". Но нотариуса нельзя приравнивать к предпринимателю, поэтому и о картелях речи идти не может. Позицию Федеральной нотариальной палаты поддерживало и Министерство юстиции России. Как бы то ни было, с 1 февраля 2014 года все вопросы были сняты. "Отношения, связанные с оплатой нотариальных действий и других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, не являются предметом регулирования антимонопольного законодательства", - говорится в законе (Ст. 22). Теперь антимонопольное ведомство больше не сможет предъявлять свои претензии нотариальным палатам по поводу тарифов.


С одной стороны хорошо, что законодатель не признал нотариусов объектом деятельности ФАС, но с другой, так и не определил фиксированную сумму, которую будут платить граждане за оказание услуг.

Следовательно, вопрос о реальной стоимости оказания той или иной услуги нотариусом остается открытым.

Я считаю, что нужно придумать другой способ осуществления контроля за ценами услуг нотариусов (например, уполномочить определенный орган исполнительной власти или закрепить фиксированную сумму в законе).

5. Еще одним значимым дополнением в Основы законодательства РФ о нотариате является добавление главы VII.1. ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА НОТАРИАТА, которая вступила в силу с 1 июля 2014г. В ст. 34.1. дается определение, что единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена). Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения.

В соответствии со ст. 34.2. единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:

1) нотариальных действий;

2) наследственных дел;

3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам.

«Единая нотариальная информационная система» – Минюст обязал всех нотариусов заключать договоры на предоставление этой услуги.

Специалисты отказываются, имея, по их же словам, веские основания не доверять новой системе ЕИСН не обеспечивает соблюдения охраняемой законом тайны совершения нотариальных действий. Прецеденты разглашения сведений о совершённых нотариальных действиях уже есть, и более того, выяснилось, что эти данные доступны в Интернете. Мало того, что это открытое вмешательство в частную жизнь, так оно ещё и создаёт угрозу жизни и здоровью лиц, обратившихся к нотариусу.

Сейчас Минюст ввело запрет на пользование ЕИСН для всех нотариусов, не заключивших договор с НИТ (национальные информационные технологии). Начались повсеместные проверки несогласных нотариусов[22].


Я думаю, что пока не стоит полностью доверять данной системе, до тех пор, пока государство в лице своих органов не сможет обеспечить более эффективную защиту информации.

Анализируя действующее и проектное законодательство, можно сделать вывод, что данные изменения хотя и имеют недостатки, но в целом они, по моему мнению, способствуют повышению эффективности деятельности нотариата, наиболее полно обеспечивать и защищать конституционные права и интересы граждан. Также перечисленные нововведения, особенно связанные с недвижимостью, будут способствовать более быстрым и гарантированным действиям, требующим нотариального удостоверения. Непосредственно это положительно будет сказываться на судебных органах тем, что снизится число спорных ситуаций, возникающих между нотариусами и другими субъектами гражданских правоотношений[23].

2.2. Развитие нотариального права как подотрасли Гражданского права

Традиционно исследование правового института нотариата осуществлялось учеными-правоведами, специализирующимися в вопросах гражданского процессуального права. По настоящий день данный правовой институт изучается в рамках учебной дисциплиной гражданского процессуального права. Несмотря на это, отечественная доктрина не выработала однозначного подхода к определению места нотариального права в системе отраслей российского права. Так, выделяется несколько подходов к данной проблеме:

1) признается существование нотариального законодательства, но не в качестве отрасли нотариального права;

2) признается существование нотариального права в качестве подотрасли конституционного права;

3) нотариальное право в качестве отрасли права не рассматривается и деятельность органов нотариата включается в предмет гражданского процессуального права;

4) нотариальное право рассматривается как комплексная отрасль права;

5) нотариальное право рассматривается как самостоятельная отрасль российского права[24].

Необходимо отметить, что в настоящее время нотариальное право сложилось как комплексная отрасль права с гражданско-правовой составляющей, регулирующей общественные отношения, возникающие на стыке различных отраслей права, связанные с совершением нотариального действия[25]. Нотариальное право относится к материальным отраслям права и не может существовать в отрыве от гражданского права, так как «развитие нотариата во многом совпадает с изменением отношений и содержания гражданского оборота. Сама потребность в нотариате как особой функции и нотариусах как носителях этой функции возникала и увеличивалась по мере развития торгового оборота, необходимости удостоверения различных юридически значимых обстоятельств в этой сфере»[26]. Таким образом, существуют перспективы развития нотариального права в качестве подотрасли гражданского права.


Как отмечал О.С. Иоффе, подотрасль права должна содержать в себе совокупность норм, регулирующих однородные отношения разных видов, с включением в свой состав и таких норм, на основе которых могут быть приобретены конкретные права и обязанности[27].

По мнению М.Ю. Челышева, «чистых» отраслей права в современной правовой системе не существует[28].

На наш взгляд, данный тезис можно относить и к «подотраслям» права: в нашем случае мы можем говорить о перспективе развития комплексной отрасли в комплексную подотрасль гражданского права, межотраслевые связи которой в силу организационного (служебного) характера прослеживаются со многими отраслями права.

Обозначая возможную перспективу развития нотариального права в качестве комплексной подотрасли гражданского права, мы должны выявить предмет регулирования гражданского права и место нотариального права в системе гражданского права.

Так, по мнению О.А. Красавчикова, наиболее общим является подразделение предмета регулирования гражданского права на две части: имущественные и неимущественные отношения. Под имущественными отношениями понимаются конкретные общественно-экономические отношения по владению, пользованию и распоряжению конкретными благами, складывающиеся на основе экономических актов участников данных социальных связей. Имущественные отношения, в свою очередь, дифференцируются на два элемента:

• конкретные отношения собственности, выражающие присвоенность определенных материальных благ конкретными лицами;

• конкретные имущественные отношения, выражающие «общественный обмен веществ» и фиксирующие не столько статику, сколько динамику – движение материальных благ от одних лиц к другим[29].

Неимущественная часть предмета гражданско-правового регулирования

слагается из трех элементов:

• личные неимущественные отношения;

• неимущественные отношения, складывающиеся по поводу объектов

творческой деятельности;

• организационные отношения.

Организационные отношения, регулируемые гражданским правом, по мнению О.А. Красавчикова, связаны с отношениями имущественными и играют своего рода служебную роль по отношению к последним. Организационные отношения обладают относительной самостоятельностью в связи с тем, что в целом ряде случаев они являются лишь элементом, стороной имущественных отношений. Однако это обстоятельство не должно заслонять того факта, что гражданское право наряду с имущественными и неимущественными «личными» и «творческими» отношениями регулирует также некоторые организационные связи, построенные на началах равенства (координации) между субъектами гражданского права[30].


Г.Н. Давыдова, соглашаясь в целом с концепцией О.А. Красавчикова, считает, что наиболее универсальным термином, точно отражающим сущность организационных отношений в гражданском праве, является понятие юридическая процедура[31]. Так, соотношение исследуемых категорий организационные отношения и юридическая процедура, по мнению автора, наиболее удачно раскрывается через понятие объекта отношений. Организационное отношение имеет своим объектом установление определенной последовательности совершения юридически значимых действии, то есть юридической процедуры. Таким образом, автор отмечает, что юридическая процедура выступает объектом организационных отношений.

Приведенные рассуждения о возможности расширения структуры предмета гражданского права позволяют автору заключить, что в предмете гражданско-правового регулирования необходимо выделять:

1) основные – материальные гражданские отношения (имущественные и личные неимущественные) и

2) дополнительные, служебные – процедурные гражданские отношения[32].

Соглашаясь с позициями указанных авторов, мы полагаем, что общественные отношения, связанные с совершением нотариальных действий, в силу того что выполняют роль «нотариального подтверждения того или иного материального гражданского права (например, права на наследство) или факта (согласия супруга на распоряжение недвижимым имуществом другого супруга) либо нотариального удостоверения сделки (договор ренты)», тем самым по отношению к материально-гражданским отношениям выполняют служебную роль, то есть выступают в качестве процедурно-гражданских отношений[33].

Более того, они строятся на отношениях координации, так как общественные отношения, связанные с совершением нотариального действия, возникают лишь в случае обращения заинтересованного лица к нотариусу и в рамках данного отношения заинтересованное лицо имеет только право, а нотариус – обязанность.

Нотариус не имеет никаких властных полномочий по отношению к заинтересованному лицу, так как он не применяет санкций правовых норм, а основывается на применении диспозиции норм материального права[34].

В частности, при реализации гражданско-правовых норм в нотариальной деятельности нотариальные действия выступают одновременно как юридическая процедура и как элемент юридической процедуры (смешанная юридическая процедура). Нотариальное удостоверение сделок является обязательным в случаях, указанных законом. Так, закон предусматривает обязательность нота- риального удостоверения: