Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. Модернизация экономики на основе рыночных механизмов в условиях активизации международной интеграции и усиления глобальной конкуренции требует глубоких структурных преобразований, реализация которых должна сопровождаться качественным изменением методологических подходов к проблемам промышленной политики. Модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы является «вопросом выживания» страны в современном мире, требующим незамедлительного решения.

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ №135-ФЗ от 26.07.2006 года «О защите конкуренции».

Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Степень разработанности проблемы. При написании курсовой работы использовались различные источники. Например, материалы:

- учебное пособие «Конкуренция и конкурентоспособность» Философовой Т.Г., в основе которого лежит четкое, системное и методически выверенное изложение теоретических основ конкуренции;

- учебное пособие «Управление конкурентоспособностью организации» Фатхутдинова Р.А., дающее следующее определение: «Конкурентоспособность – это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Она определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке»;

- учебник «Стратегический менеджмент: искусство разработки реализации стратегий», где зарубежные авторы Артур А. Томпсон-мл и А. Дж. Стрикленд предлагают выявлять ключевые факторы успеха организации, в том числе такие, как: качество и характеристики продукции, репутация (имидж), производственные мощности, использование технологий, дилерская сеть и возможности распространения, инновационные возможности, финансовые ресурсы, обслуживание клиентов и т.д.;

- учебник «Стратегический маркетинг» Кревенса Д., в котором автор считает, что при разработке стратегических перспектив руководство организации (компании) должно во главу угла ставить ключевые компетенции, которые определяются именно конкурентными преимуществами;

- в учебнике Белоусова В.Л. «Маркетинг» определяются возможные критерии конкурентоспособности организации, которые сгруппированы автором по отдельным элементам комплекса маркетинга (продукт, цена, доведение продукта до потребителя, продвижение продукта на рынок или маркетинговые коммуникации);


- в учебнике по менеджменту автор Максимов И. рассматривает в качестве основных критериев конкурентоспособности организации эффективность ее производственной деятельности, финансовое положение, эффективность организации сбыта и продвижения товара на рынке, конкурентоспособность продукции и т.д.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения работ отечественных и зарубежных авторов и современного практического опыта исследовать рыночную конкуренцию и ее виды.

Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

    • изучить понятие конкуренция: сущность, эволюция, факторы;
    • рассмотреть типы рынков и характер конкуренции;
    • исследовать основные виды конкуренции;
    • выявить методы конкуренции;
    • определить формы конкурентных действий;
    • исследовать процесс отраслевой конкуренции;
    • проанализировать позиции конкурирующих компаний отрасли.

Объектом исследования в работе является рыночная конкуренция.

Предметом исследования – анализ отдельных видов конкуренции.

Теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных ученых, статистические материалы, материалы периодической печати.

Методологическую основу исследования составляет системный подход, включающий исследование внешнего окружения и внутренних сторон изучаемого объекта. Системный подход, метод восхождения от абстрактного к конкретному, использования принципов анализа и синтеза.

В системе рыночных отношений покупатели и продавцы свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает многие экономические проблемы общества; в переводе с латинского она означает «сходиться», «сталкиваться». Это свободное соперничество между производителями и покупателями за получение максимального дохода. Конкуренция является определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики.

Новые научные результаты определяются поиском направлений наиболее эффективного анализа производства и конкуренции в процессе исследования отраслевой конкуренции.

Практическая значимость работы состоит в анализе на основе модели пяти сил конкуренции, предложенной М. Портером, которая крайне полезна при проведении систематических оценок давления конкуренции на рынке.

Структура работы. Курсовое исследование состоит из введения, двух глав, содержащих 7 параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений. Первая глава посвящена теоретическим вопросам процесса конкуренции и ее видов. Во второй главе проведен анализ конкуренции и конкурентной среды по России и РТ, а также освещены стратегические вопросы основных конкурирующих отраслей. Курсовую работу выполнила Смагулова Г.С.


Глава I. Теоретические аспекты понятия конкуренции

1.1 Сущность конкуренции, эволюция и ее факторы

Одним из элементов рыночного механизма саморегулирования является конкуренция. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные сферы приложения капитала, за лучшие условия производства, купли-продажи товаров.

Она обусловливается суверенным правом каждого из субъектов рынка на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению их интересов, к достижению поставленных ими целей за счет ущемления интересов других участников рыночных отношений. Конкуренция порождается объективными условиями: экономической обособленностью субъектов рынка, их зависимостью от хозяйственной конъюнктуры [13, с.92].

Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению друг к другу как соперники или конкуренты.

Если предложение какого-либо товара превышает спрос, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы реализовать свой товар, вынужден снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению производства данного товара. Если спрос превышает предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены покупатели. Чтобы приобрести дефицитный товар, они предлагают более высокую цену. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара [12, с.96].

В марксистской экономической теории конкуренция трактуется как:

- свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров;

- как механизм стихийного регулирования пропорций общественного производства. Конкуренция при капитализме - это конкурентный механизм анархичного функционирования и развития производства.

Трактуя понятие «конкурентоспособность», многие авторы опираются на термин «конкуренция», определяя его как «экономическое соревнование» (Приложение 1). Однако в современной экономике все чаще термин «конкурентоспособность» используется для определения категорий разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли национальной экономики и др. и, наконец, конкурентоспособность государства.


Прежде всего, необходимо определиться с понятием «фактор». Поскольку понятие «фактор» происходит от латинского «factor» — делающий, производящий, это дает основание сформулировать его определение как конкретной движущей силы процесса, способной изменить один или несколько показателей его качества [16, c.110].

Необходимо отметить, что во всех приведенных классификациях факторов конкурентоспособности продукции можно выделить одну общую особенность, а именно: их деление на внешние факторы и внутренние.

Великая промышленная революция ХХ века во многом послужила толчком для изменений экономической ситуации на мировых рынках. Важнейшими изменениями экономики стали концентрация производства, образование крупных корпораций, усиление их экономической власти. Согласно традиционной экономической науке конкуренция и монополия – взаимоисключающие понятия. Однако, в н. 30-х гг. были выдвинуты новые точки зрения, которые привели, по оценке ряда специалистов, к революции в экономической теории.

Именно в ХХ веке появился структурный подход в теории конкуренции. Среди основоположников данного подхода можно назвать американского экономиста Э. Чемберлина (1899-1967), которым было введено в экономическую науку понятие «монополистическая конкуренция». В книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) он отмечает, что реальные цены на рынке стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой чистой конкуренции и чистой монополии [17, с.12].

Таким образом, конкурентоспособность находится в прямой зависимости от разноплановых факторов, среди которых первостепенное значение имеют издержки производства, производительность и интенсивность труда.

1.2 Типы рынков и характер конкуренции

Издержки производства – это выраженные в денежной форме затраты фирмы, связанные с приобретением факторов производства и их использованием.

Производительность труда – это один из основных показателей, определяющих товарную конкурентоспособность на мировом рынке, поскольку именно в процессе производства закладываются материальные основы конкуренции, которые проявляются на рынке через сравнительный уровень цен и прибыльности [15, c.31].

Интенсивность труда оценивается по индексам интенсивности производства (промышленного и сельскохозяйственного), которые представляют собой обобщенные темпы среднесуточных объемов выпуска продукции за каждый месяц рассматриваемого периода по отношению к базовому месяцу. Все эти показатели влияют на цену и качество изделий.


Применительно к каждой стране можно говорить о внутренних и внешних рынках.

В зависимости от характера конкуренции обычно различают рынки совершенной, монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

В условиях совершенной конкуренции существует столько продавцов и покупателей, что все участники могут игнорировать влияние собственных продаж или покупок на рынок в целом, пассивно принимая уровень цен и имея возможность купить или продать любое количество товара.

Согласно неоклассическим взглядам рынок совершенной конкуренции состоит из множества независимых мелких фирм, производящих одинаковую продукцию и не влияющих на рыночную цену. В свою очередь покупатели имеют «совершенное знание» о качестве товаров, ценах и выгоде торговли [17, с.11].

Совершенная конкуренция является чистой и не зависит от вмешательства государства и монополий. В реальной жизни подобная интенсивная конкуренция встречается довольно редко.

Типы рынков и характер конкуренции описаны в приложении 2.

Э. Чемберлин показывает, что на рынке существует большое число фирм, по сути своей независимых друг от друга, имеющих свободный доступ на рынок. При этом покупатели отдают предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить даже повышенную цену.

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними и противоположными формами рыночной структуры. В условиях совершенной конкуренции существует множество фирм с незначительной рыночной долей и однородной продукцией, и возможен свободный вход в отрасль новых фирм. В чисто монопольной рыночной структуре только одна фирма реализует все рыночное предложение определенного продукта или услуги, а появление новых фирм невозможно.

Чистая монополия — это теоретическая абстракция, так как, во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. При этом покупатели не имеют возможности выбора, а производитель-монополист не нуждается в рекламе типа «наше лучше, чем их». Вместо восхваления своего товара или услуги монополист пытается убедить, что он не намерен эксплуатировать другие фирмы своих служащих и тем более покупателей [17, c.12].