Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем экономической деятельности (по данным американских экономистов, в США это не менее 5— 6% ВНП) ведется в условиях, близких к чистой монополии. Кстати, чистая монополия чаще характерна для местных рынков, чем общенациональных. Мы сталкиваемся с местными монополиями в небольших городах и поселках на каждом шагу: единственная телефонная компания, единственный терапевт или зубной врач, один книжный магазин и т.п.

Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, когда рыночная власть отдельных фирм позволяет влиять на: цену и ограничивать объемы производства и сбыта с целью повышения экономической прибыли. К таким структурам относятся монополистическая конкуренция и олигополия.

Основным содержанием монополистической конкуренции является монополия продукта. По мнению Э. Чемберлина, фирма стремится захватить контроль над предложением товара и диктовать цену на рынке, чтобы получить максимальную прибыль. Этого можно достигнуть, создавая товар, дифференцированный от товара конкурента, обладающий специфическими свойствами, что в конечном итоге должно привлечь новых покупателей и обеспечить возможность поднять цену.

Отсюда, получает распространение неценовая конкуренция. К ее основным инструментам можно отнести: повышение качества товаров, выпуск новых моделей, привлекающие внимание дизайн и упаковка, улучшение обслуживания клиентов. Э. Чемберлин отмечает, что «продукт – самая подвижная в экономической системе категория, более подвижная, чем цена».

Когда продукт дифференцирован, продавец одновременно является и монополистом и конкурентом. Э. Чемберлин определяет термин «дифференциация продукта» достаточно широко, учитывая не только различные свойства продукта, но и все условия и услуги, связанные с реализацией, и даже географическое положение [37, с.13]. Другими словами, низкие цены не являются решающим фактором обеспечения конкурентных преимуществ, и в формировании спроса должно много внимания уделяться качеству товара, рекламе, сервисному обслуживанию потребителей. Таким образом, пределы власти каждой группы монополистов и контроль над их предложением товаров ограничены вследствие существования товаров-заменителей и возможной высокой эластичности спроса по цене.


Успех фирмы часто зависит не столько от цены и от потребительского качества продукции, сколько от того, сумел ли продавец завоевать привилегированное положение на рынке. Отсюда в условиях «монополии по дифференциации продукта» монопольная прибыль может возникнуть, если при определенной защите от вторжения конкурентов сформирован и активизирован спрос на определенную продукцию.

Таким образом, состояние «монополистической конкуренции», по Э. Чемберлину, ведет к тому, что в масштабе общества потребители платят за товары больше, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица.

1.3 Основные виды и методы конкуренции

Различают конкуренцию:

- функциональную (это конкуренция определенного товара);

Функциональная конкуренция возникает вследствие того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами. Например, для занятий спортом или интеллектуальных игр - это шахматы, шашки, нарды, карты и т.д.; для туризма - лодки, велосипеды, машины и пр.

- видовую (по цене и качеству);

Видовая конкуренция возникает вследствие наличия товаров, предназначенных для одной и той же цели, но имеющих различия по каким-то важным характеристикам. Например, магнитофоны с различным уровнем выходной мощности.

- межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

Межфирменная конкуренция — борьба между предприятиями одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды.

- внутриотраслевую и межотраслевую [10, c.129].

Внутриотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции, специфическая форма антагонистического соперничества и борьбы между отдельными товаропроизводителями, капиталистическими предпринимателями, акционерными компаниями, монополистическими союзами капиталистов, занятыми в одной и той же отрасли хозяйства.

Межотраслевая конкуренция, один из видов капиталистической конкуренции; специфическая форма борьбы между отдельными капиталистами, акционерными компаниями и монополистическими объединениями. М. к. представляет собой процесс перелива капиталов из одной отрасли в другую, благодаря чему стихийно складываются пропорции воспроизводства общественного капитала.


В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а) большое количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить значительную долю общего спроса. Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных производителей. При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной [15, c.203].

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий.


Таким образом, конкуренция и монополизм - это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

Для понимания механизма конкуренции большое значение имеет правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов. В практике бизнеса в качестве таких причин принято выделять цену и неценовые факторы, а также соответствующие им виды конкуренции.

Рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее [2, c.85].

Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

В современном мире ценовая конкуренция утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется «война цен», она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что «война цен» в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара.

В экономической литературе принято разделять конкуренцию на:

- ценовую (конкуренцию на основе цены);

- неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости) (таблица 1).

Таблица 1

Методы конкуренции

тип

Характеристика метода конкуренции

Ценовая конкуренция

  1. продажа товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты;
  2. снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли;
  3. мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли;
  4. крупные монополии иногда отказываются от прибыли для дальнейшего вытеснения остальных конкурентов с рынка, с помощью низких цен;
  5. используется фирмами:

- нет достаточных сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции;

- в ходе проникновения на рынки с новыми товарами;

- при укреплении позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

6. ценовая конкуренция делится на:

- прямую (фирма широко оповещают о снижении цены на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары);

- скрытую (на рынок выводятся новые товары с улучшенными потребительскими свойствами, а цена при этом повышается не значительно).

Неценовая конкуренция

1. предложение товара: - более высокого качества, с лучшими показателями надежности и сроком службы;

- с более высокой производительностью;

- более широкого ассортимента.

2. значение приобретают такие параметры продукции, как экологичность, энергоемкость.

3. важный инструмент в конкурентной борьбе торговые марки и торговые фирмы


Источник: Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.

В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Применяется она в настоящее время обычно в следующих случаях:

- фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми, в сфере неценовой конкуренции, у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей;

- для проникновения на рынки с новыми товарами;

- для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта [16, c.274].

При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

Большую роль играет до и послепродажное обслуживание покупателя, так как необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п. [14, c.39].

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы, реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы. С помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Еще один вид неценовой конкуренции - дифференциация продукции. То есть предложение широкого ряда типов, стилей, марок данного продукта. При этом диапазон свободного выбора расширяется, а разнообразие и оттенки потребительских вкусов удовлетворяются более полно. Правда существует угроза, что увеличение ассортимента продукта может достичь такого уровня, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным и покупки будут занимать много времени.

Каждая фирма имеет продукт, который в настоящее время отличается от продуктов конкурентов. В любом продукте имеются свои резервы для его дальнейшего изменения и развития. Поэтому очень часто помимо выпуска на рынок новых товаров производители используют политику модификации, т.е. изменение наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, качества товара, изменение внешнего оформления или формы упаковки. Благодаря этому фирма может изменить имидж товара, сориентировать его на новые сегменты сбыта [15, c.130].