Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Усовершенствование выпускаемой продукции дает фирме долговременное преимущество. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, так как «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:

- промышленный (экономический) шпионаж;

- переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;

- выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а потому обычно на много дешевле;

- махинации с деловой отчетностью;

- сокрытие дефектов и т.д.

Основными объектами внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества [7, c.94].

Все промышленные монополии имеют засекреченные лаборатории, где по всем параметрам сравнивают уровни технически решений, качество, производительность и надежность своей продукции с аналогичной продукцией конкурентов. В этих лабораториях разбирают каждый узел и агрегат собственных машин и аналогичной продукции конкурентов, чтобы объективно сравнить их и выявить действительную ценность той или иной продукции. Учитываются все недостатки или преимущества своих и чужих товаров. Все лучшее у конкурентов перенимают и приспосабливают для своих машин, механизмов и конструкций, если при этом можно обойти патентное законодательство или если это выгодно фирме.

Наряду с широко известными методами современный промышленный шпионаж пользуется новейшими достижениями науки и техники. Очень часто стали использоваться различного рода микроскопические приборы на основе различных электронных схем [13, c.478].

Специальная технология позволяет перехватывать любую информацию, предаваемую устно, через телефон, телефакс, компьютер. Оконные стекла могут служить микрофонами: по их колебанию специальные устройства восстанавливают картину разговора. Использование электронной техники обеспечивает специальным службам монополий, как и спецслужбам государств, возможность получать необходимую информацию о состоянии дел конкурентов, их переговорах и т.д.


Еще одним из эффективных способов экономического шпионажа является внедрение «своего человека» в государственные органы, призванные регулировать деятельность промышленных монополий, что позволяет получать необходимую информацию о конкурентах, контролировать действия связанные с антимонопольной политикой и т.п.

Частное собственность на изобретения устанавливается через патентование. С экономической точки зрения патентование равнозначно монополизации выгод, связанных с использованием патента. В основном патент предоставляет реальные выгоды в течение семи лет, что позволяет за это время получить немалую прибыль его владельцу. Но с другой стороны, появление патента, запрещающего использовать какое-либо патентованное открытие непосредственно конкурентами, заставляет их на форсированную разработку каких-то новых технических приемов, технологий. Кроме того, многие крупнейшие изобретения часто не патентуются, чтобы не привлекать к ним внимания конкурирующих компаний. Это чаще всего относится к технологиям, техническим процессам, которые трудно скопировать, в отличие от создания новых товаров. Путь от изобретения до коммерческого использования требует больших финансовых, трудовых и материальных затрат. Поэтому, если нет опасности, что конкурент не внедрит изобретение быстрее чем сама корпорация, то изобретение не патентуется, если же существует риск, что изобретение будет использовано конкурентом, его сразу же патентуют и конкурент вынужден 15-20 лет ожидать, пока истечет срок монопольного права. Наличие патента служит мощным средством для контроля над рынком, так как его нарушение карается конфискацией незаконно произведенной продукции, возмещением убытков и уплатой нарушителем крупных штрафов, достигающих 10 млн. долларов [13, c.479].

Таким образом, патенты применяются, прежде всего, для охраны продукции фирмы от подделок или имитации качественных товаров. Для фирм, чью продукцию копируют, подделки имеют катастрофические последствия: резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок. Подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.

1.4 Формы конкурентных действий

Общими для всех форм конкурентных действий, применяемых в процессе соперничества субъектов предпринимательского бизнеса, являются следующие их особенности:


- формы конкурентных действий не являются самостоятельными видами конкурентных действий, они составляют лишь внешнюю оболочку их проявления;

- формы конкурентных действий распространяются не только на прямых или условно-прямых соперников, но и на других представителей внешнего окружения, которые непосредственно связаны с этой фирмой или попадают в зону ее непосредственного влияния;

- формы конкурентных действий имеют объективную и субъективную природу; их объективный характер обусловливается видом и степенью интенсивности конкурентных действий с одной и с другой стороны, субъективный характер обусловливается необходимостью выбора той или формы в ходе соперничества;

- формы конкурентных действий компаний зависят от личных ка честв владельцев и руководителей этих компаний, их темперамента, психологического типа, этической основы, навыков делового общения;

- формы конкурентных действий проявляются в соответствии с развитием конкурентных ситуаций, причем в каждой подобной ситуации выбор той или иной формы конкурентных действий зависит не только от устойчивых факторов, но и от сиюминутных, таких как настроение уполномоченных менеджеров компании, их физическое состояние;

- один и тот же вид конкурентных действий может по мере разви тия конкурентной ситуации приобретать последовательно сменяемые друг друга формы [13, c.359].

Обратимся к классификации форм конкурентных действий. Первым критерием их классификации является степень активности действующих и противодействующих (сопротивляющихся) субъектов предпринимательского бизнеса.

В соответствии с названным критерием формы конкуренции можно подразделить на: инициативные, безынициативные и нейтральные. Инициативную форму имеют конкурентные действия, осуществляемые компаниями, которые проявляют повышенную активность на рынке и стремятся к постоянному опережению соперников в продвижении своих бизнесидей.

Конечно, всякие действия внешне выглядят активными, пассивным может быть только бездействие. Но не всякая активность имеет инициативный характер – для этого необходимо постоянно выдвижение новых деловых и профессиональных инициатив, которые побуждали бы всех участников конкурентного соперничества к развитию и, тем самым, способствовали бы дальнейшей эволюции конкурентных действий с обеих сторон. В этом и состоит повышенная активность фирм-конкурентов. Интенсификация конкурентных действий всегда приводит к повышению активности субъектов предпринимательского бизнеса.


Безынициативную форму имеют конкурентные действия, осуществляемые субъектами бизнеса, которые не намерены интенсифицировать свое поведение на рынке и не стремятся к опережению соперников в области новых бизнесидей. Безынициативный характер формы конку рентных действий компании не свидетельствует о бездействии такой компании. Просто рассматриваемый субъект предпринимательского бизнеса действует на рынке вслед своим более инициативным соперникам. Его действия лишь отражают то, что было инспирировано конку рентами и другими представителями внешнего окружения, он лишь приспосабливается к тому, что уже было предложено рынку и признано рынком.

Нейтральную форму имеют конкурентные действия, осуществляемые субъектами бизнеса, которые, с одной стороны, не торопятся с выдвижением и продвижением новых инициатив, а, с другой стороны, не стремятся принимать новации в качестве объекта подражания. Нейтральная форма конкурентных действий характерна лишь для одного из видов конкурентных действий, а именно для изоляционистских конкурентных действий. Такая форма поведения не является типичной – типичными являются инициативная и безынициативная формы конкурентных действий, характерные для всех видов конкурентных действий, а также их комбинаций. Инициативную форму может иметь на начальной стадии и изоляция субъектов бизнеса, но в дальнейшем такие действия обязательно приобретают нейтральную форму.

Вторым критерием классификации форм конкурентных действий является степень воинственности субъектов предпринимательского бизнеса в процессе воздействия на соперников при проведении конку рентных действий. В соответствии с указанным критерием можно выделить следующие формы конкурентного поведения:

- агрессивное;

- миролюбивое;

- покорное;

- компромиссное [12, с.158].

Агрессивными являются конкурентные действия субъектов бизнеса в тех случаях, когда данные компании обрушиваются на соперников всеми доступными им методами конкуренции, включая привлечение для этих целей ресурсов других компаний и органов государственной власти и управления. Фирма агрессор стремится немедленно повалить противника, а если этого не удается, то она старается непрерывно преследовать данного противника вплоть до его полного подавления. Агрессивная форма конкурентных действий обычно предусматривает не только инициативный наезд на соперников, желательно, внезапный, но и сопровождение таких действий многочисленными дискредитирующими их шумовыми эффектами. Все это, по замыслу, должно заставить соперников смириться с неминуемым поражением, а наблюдателей – поверить в бесперспективность какого-либо сопротивления наезду, согласиться с неизбежностью и даже с правильностью подобного исхода борьбы.


Таким образом, зарождение и возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. В эпоху капитализма свободной конкуренции существует два основных вида конкурентной борьбы - внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные сферы приложения капитала, за лучшие условия производства и купли-продажи.

Глава II. Анализ конкуренции и конкурентной среды в России и РТ

2.1 Исследование процесса отраслевой конкуренции РФ и РТ

Минэкономики РТ начинает концептуальную разработку программы повышения производительности труда в республике. Работа осуществляется в рамках мероприятий, направленных на достижение целевых параметров Программы социально-экономического развития республики на 2011-2015 годы. В связи с этим особое внимание уделяется вопросам повышения производительности труда как ключевому фактору роста конкурентоспособности региональной экономки.

В начале июня на конференции Всемирного экономического форума по Центральной и Восточной Европе Strategy Partners совместно со Сбербанком РФ представила доклад о конкурентоспособности России 2011. Согласно ему Россия сейчас занимает 63-е место среди 139 стран в рейтинге Индекса глобальной конкурентоспособности. По усредненному показателю Россия отстает как от развитых стран, так и от стран БРИК. До финансового кризиса наблюдалось значительное улучшение показателей страны (по оценке на 2008/2009 гг.), но в посткризисный период ее позиция снова ухудшилась.

Россия продолжает демонстрировать низкую эффективность рынков, говорится в докладе. Это является в значительной степени результатом доминирования небольшого количества фирм и наличия серьезных барьеров для торговли и инвестиций. Вмешательство государства на многих уровнях еще больше ограничивает конкуренцию и сдерживает предпринимательскую деятельность. Более того, система налогообложения искажает конкуренцию и препятствует инвестициям. Из-за торговых барьеров, неэффективной таможни и чрезмерных ограничений на прямые иностранные инвестиции Россия по-прежнему остается в основном закрытой от международной конкуренции.