Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические аспекты понятия конкуренции
1.1 Сущность конкуренции, эволюция и ее факторы
1.2 Типы рынков и характер конкуренции
1.3 Основные виды и методы конкуренции
1.4 Формы конкурентных действий
Глава II. Анализ конкуренции и конкурентной среды в России и РТ
2.1 Исследование процесса отраслевой конкуренции РФ и РТ
2.2 Стратегические вопросы конкурирующих отраслей конкуренция россия татарстан
В последние годы энергетический рынок РФ претерпел ряд фундаментальных реформ, пройдя через процедуры реструктуризации и приватизации, а также существенные изменения в тарифном регулировании. Сегодня новые правила игры дают энергокомпаниям шанс для динамичного развития и кратного роста стоимости в случае, если они смогут быстро и эффективно решать стоящие перед ними стратегические задачи, такие как:
повышение операционной эффективности;
выбор инвестиционных приоритетов;
внедрение инноваций;
покупка и продажа активов;
взаимодействие с государством;
проведение реструктуризации и другие.
Многолетний опыт консультирования компаний энергетического сектора позволил нам сформировать передовые подходы и методики к решению наиболее актуальных вопросов, среди которых:
разработка стратегии развития;
диагностика операционной эффективности на основе сравнения с лучшей международной практикой;
оптимизация ключевых процессов и систем (стратегическое планирование, управление закупками, управление активами, управление инвестициями, управление инновациями);
проведение организационных изменений (совершенствование организационной структуры, разработка и внедрение систем управления по целям и контрольным показателям);
взаимодействие с государством (сопровождение в регуляторных процедурах, поддержка проектов в области частно-государственного партнерства).
Таким образом, повышение конкурентоспособности и производительности труда во многом зависит от отраслевой специфики и особенностей экономики региона. Если это агропромышленный кластер или сектор информационных технологий, где чаще доминируют компании среднего и малого размера, фокус может быть сделан больше на малые и средние предприятия. Если это металлургический или химический кластер, то больший эффект обеспечит повышение производительности на крупных предприятиях. Для автомобильного кластера можно одновременно повышать производительность на крупных предприятиях и средних/малых, которые являются важными поставщиками для головных компаний.
Заключение
Повышение конкурентоспособности организации - один из самых актуальных вопросов для современной России. Решить комплексные проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и применение инструментов конкурентоспособной экономики - сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, современных методов и моделей управления.
Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.
В современном мире усиливается конкуренция между странами и регионами за ресурсы развития. Обеспечивать высокое качество жизни, постоянно повышая конкурентоспособность экономики, — это ключевая стратегическая задача для властей. Поиск новых возможностей для развития связан с большими сложностями и требует сфокусированных напряженных усилий со стороны всех ключевых игроков в регионе, координируемых в рамках единой стратегии.
На вооружении конкурентов состоят цена, качество, особенности предлагаемых товаров и услуг, гарантии и гарантийное обслуживание, реклама, распределительная и дилерская розничная сеть, восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса и т.п.
В зависимости от занимаемой доли рынка выделяют четыре типа фирм-конкурентов: лидеры (40%); претенденты на лидерство (30%); ведомые (20%); аутсайдеры и новички (10%), т.е. каждой группа фирм обладает собственным статусом на рынке.
Оценка, прогнозирование и моделирование последствий конкурентных действий, предпринимаемых субъектом предпринимательского бизнеса в условиях относительной неопределенности результатов этих действий, является важной частью внутрифирменного менеджмента.
Вопрос о повышении производительности в отрасли, как основного конкурентного преимущества сводится к тому, что для одних регионов это в первую очередь повышение производительности и ускоренное развитие существующих отраслевых кластеров (например, через содействие отдельным компаниям в использовании современных технологий и методов управления, развитие малого и среднего бизнеса, переобучение или повышение квалификации человеческих ресурсов и другие меры), для других регионов это поиск совершенно новых точек роста и возможностей. Вероятно, что для Татарстана этот вариант является более подходящим в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этих целей в республике важно разработать и запустить современную промышленную политику, которая доказала свою работоспособности в других странах и регионах.
Список литературы
- Александрович Я.М. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции // Экономический бюллетень, 2008. - №7. - С. 86-98.
- Белоусова С.Н. Маркетинг. Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 271 с.
- Белый Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг, 2008. - № 4. – С. 55.
- Блайт Дж. Основы маркетинга: Пер. со 2 – го англ. изд. М.: Знания Пресс, 2006. 130 с.
- Ващекин Н.Г. Маркетинг: Учеб. пособие, М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. – 312 с.
- Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. – 356 с.
- Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство, М: Финпресс, 2006. – 272 с.
- Виханский О.С. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2006. – 234 с.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика, СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
- Кревенс Д. Стратегический маркетинг.– М.: Вильямс, 2008. –512 с.
- Максимов М.М. Менеджмент: Учебник. – М.:ЮНИТИ, 2010. – 323 с.
- Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2008. – 310 с.
- Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учеб. – 6-е изд., перераб. и доп. М,: Маркет ДС, 2007. – 608 с.
- Сафиуллин А.Р. Инвестиционная привлекательность территории как фактор ее конкурентоспособности // Экономические стратегии. – 2009. – №8. – С.140-149.
- Сафиуллин А.Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики на мезоуровне (23.08.2010) / http://dibase.ru/article/23082010_safiullinar/4
- Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - 12-e изд. М.: Вильямс, 2011. – 928 с.
- Тараненко П. Почему низка конкурентоспособность России? // Вузовский вестник, №19. - 2008. – С.39.
- Экономика отрасли. - Под ред. проф. А. С. Пелиха. Ростов на Дону, 2008. – 237 с.
- Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации, М.: Маркет ДС, 2008. – 426 с.
- Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.
- Хороший потребитель – довольный потребитель или что приходит в голову, когда говорят про удовлетворенность и лояльность. Учебное пособие / Под ред. Адлера Ю.П., Турко С.В. – М.: Стандарты и качество, 2008. – 44 с.
- «Ограничение конкуренции снижает мотивацию к повышению производительности труда»/ http://www.strategy.ru/publications/199/
Приложение 1
Некоторые примеры определения термина «конкурентоспособность»
Автор |
Определение |
М.Портер |
Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений |
М. Гельвановский |
В самом общем смысле – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования |
Р.Завьялов |
Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке |
Р.А. Фатхутдинов |
Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке |
И.У. Зулькарнаев, Л.Р. Ильясова |
Интегральная конкурентоспособность предприятия – это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю |
М. Мескон, А.Альберт, Ф.Хедоури |
Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей |
Приложение 2
Типы рынков и характер конкуренции
Характер конкуренции |
Основные параметры |
|||
Количество фирм, производящих продукт |
Контроль над ценами |
Товарная дифференциация |
Легкость входа |
|
Совершенная конкуренция |
Много независимых фирм, нет контроля над рынками |
Цены определяются рынком |
Продукты неразличимы по свойствам и качеству |
Относительно легкий вход |
Монополистическая конкуренция |
Много фирм, производящих сходные товары и услуги |
Влияние ограничено возможностью замены |
Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка |
Относительно легкий вход |
Олигополия |
Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги |
Существует влияние «ценового лидера» |
Существенна доля отдельных продуктов (например, автомобиль). Мала для стандартизованных (например, бензин) |
Трудный вход, часто требует больших инвестиций |
Монополия |
Один продукт и одна фирма |
Практически полный контроль |
Нет |
Очень трудный |