Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы энергетический рынок РФ претерпел ряд фундаментальных реформ, пройдя через процедуры реструктуризации и приватизации, а также существенные изменения в тарифном регулировании. Сегодня новые правила игры дают энергокомпаниям шанс для динамичного развития и кратного роста стоимости в случае, если они смогут быстро и эффективно решать стоящие перед ними стратегические задачи, такие как:

повышение операционной эффективности;

выбор инвестиционных приоритетов;

внедрение инноваций;

покупка и продажа активов;

взаимодействие с государством;

проведение реструктуризации и другие.

Многолетний опыт консультирования компаний энергетического сектора позволил нам сформировать передовые подходы и методики к решению наиболее актуальных вопросов, среди которых:

разработка стратегии развития;

диагностика операционной эффективности на основе сравнения с лучшей международной практикой;

оптимизация ключевых процессов и систем (стратегическое планирование, управление закупками, управление активами, управление инвестициями, управление инновациями);

проведение организационных изменений (совершенствование организационной структуры, разработка и внедрение систем управления по целям и контрольным показателям);

взаимодействие с государством (сопровождение в регуляторных процедурах, поддержка проектов в области частно-государственного партнерства).

Таким образом, повышение конкурентоспособности и производительности труда во многом зависит от отраслевой специфики и особенностей экономики региона. Если это агропромышленный кластер или сектор информационных технологий, где чаще доминируют компании среднего и малого размера, фокус может быть сделан больше на малые и средние предприятия. Если это металлургический или химический кластер, то больший эффект обеспечит повышение производительности на крупных предприятиях. Для автомобильного кластера можно одновременно повышать производительность на крупных предприятиях и средних/малых, которые являются важными поставщиками для головных компаний.

Заключение

Повышение конкурентоспособности организации - один из самых актуальных вопросов для современной России. Решить комплексные проблемы в условиях жесткой конкуренции поможет знание и применение инструментов конкурентоспособной экономики - сущности и механизма действия экономических законов, законов организации, научных подходов, принципов, современных методов и моделей управления.


Конкуренция является движущей силой развития общества, главным инструментом экономии ресурсов, повышения качества товаров и уровня жизни населения.

В современном мире усиливается конкуренция между странами и регионами за ресурсы развития. Обеспечивать высокое качество жизни, постоянно повышая конкурентоспособность экономики, — это ключевая стратегическая задача для властей. Поиск новых возможностей для развития связан с большими сложностями и требует сфокусированных напряженных усилий со стороны всех ключевых игроков в регионе, координируемых в рамках единой стратегии.

На вооружении конкурентов состоят цена, качество, особенности предлагаемых товаров и услуг, гарантии и гарантийное обслуживание, реклама, распределительная и дилерская розничная сеть, восприимчивость к достижениям научно-технического прогресса и т.п.

В зависимости от занимаемой доли рынка выделяют четыре типа фирм-конкурентов: лидеры (40%); претенденты на лидерство (30%); ведомые (20%); аутсайдеры и новички (10%), т.е. каждой группа фирм обладает собственным статусом на рынке.

Оценка, прогнозирование и моделирование последствий конкурентных действий, предпринимаемых субъектом предпринимательского бизнеса в условиях относительной неопределенности результатов этих действий, является важной частью внутрифирменного менеджмента.

Вопрос о повышении производительности в отрасли, как основного конкурентного преимущества сводится к тому, что для одних регионов это в первую очередь повышение производительности и ускоренное развитие существующих отраслевых кластеров (например, через содействие отдельным компаниям в использовании современных технологий и методов управления, развитие малого и среднего бизнеса, переобучение или повышение квалификации человеческих ресурсов и другие меры), для других регионов это поиск совершенно новых точек роста и возможностей. Вероятно, что для Татарстана этот вариант является более подходящим в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этих целей в республике важно разработать и запустить современную промышленную политику, которая доказала свою работоспособности в других странах и регионах.

Список литературы

  1. Александрович Я.М. Методологические подходы к определению уровня конкурентоспособности продукции // Экономический бюллетень, 2008. - №7. - С. 86-98.
  2. Белоусова С.Н. Маркетинг. Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 271 с.
  3. Белый Е. Конкурентоспособность и качество продукции: два уровня управления // Маркетинг, 2008. - № 4. – С. 55.
  4. Блайт Дж. Основы маркетинга: Пер. со 2 – го англ. изд. М.: Знания Пресс, 2006. 130 с.
  5. Ващекин Н.Г. Маркетинг: Учеб. пособие, М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2006. – 312 с.
  6. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2010. – 356 с.
  7. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство, М: Финпресс, 2006. – 272 с.
  8. Виханский О.С. Менеджмент. М.: Высшая школа, 2006. – 234 с.
  9. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика, СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
  10. Кревенс Д. Стратегический маркетинг.– М.: Вильямс, 2008. –512 с.
  11. Максимов М.М. Менеджмент: Учебник. – М.:ЮНИТИ, 2010. – 323 с.
  12. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2008. – 310 с.
  13. Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учеб. – 6-е изд., перераб. и доп. М,: Маркет ДС, 2007. – 608 с.
  14. Сафиуллин А.Р. Инвестиционная привлекательность территории как фактор ее конкурентоспособности // Экономические стратегии. – 2009. – №8. – С.140-149.
  15. Сафиуллин А.Р. Управление конкурентными преимуществами при проведении промышленной политики на мезоуровне (23.08.2010) / http://dibase.ru/article/23082010_safiullinar/4
  16. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Д. Стрикленд; Пер. с англ. А.Р. Ганиева, Э.В. Кондукова. - 12-e изд. М.: Вильямс, 2011. – 928 с.
  17. Тараненко П. Почему низка конкурентоспособность России? // Вузовский вестник, №19. - 2008. – С.39.
  18. Экономика отрасли. - Под ред. проф. А. С. Пелиха. Ростов на Дону, 2008. – 237 с.
  19. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью организации, М.: Маркет ДС, 2008. – 426 с.
  20. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие/ Т.Г. Философова, В.А. Быков; под ред. Т.Г. Философовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 271 с.
  21. Хороший потребитель – довольный потребитель или что приходит в голову, когда говорят про удовлетворенность и лояльность. Учебное пособие / Под ред. Адлера Ю.П., Турко С.В. – М.: Стандарты и качество, 2008. – 44 с.
  22. «Ограничение конкуренции снижает мотивацию к повышению производительности труда»/ http://www.strategy.ru/publications/199/

Приложение 1

Некоторые примеры определения термина «конкурентоспособность»

Автор

Определение

М.Портер

Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений

М. Гельвановский

В самом общем смысле – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования

Р.Завьялов

Концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешнем рынке

Р.А. Фатхутдинов

Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

И.У. Зулькарнаев,

Л.Р. Ильясова

Интегральная конкурентоспособность предприятия – это его способность занимать определенную долю рынка продукции и способность увеличивать/уменьшать данную долю

М. Мескон,

А.Альберт,

Ф.Хедоури

Выраженная компетентность заключается в том, что фирма делает что-то лучше, чем ее конкуренты, т.е. сохраняет конкурентоспособность, позволяющую фирме привлекать и сохранять потребителей

Приложение 2

Типы рынков и характер конкуренции

Характер конкуренции

Основные параметры

Количество фирм, производящих продукт

Контроль над ценами

Товарная дифференциация

Легкость входа

Совершенная

конкуренция

Много независимых фирм, нет контроля над рынками

Цены определяются рынком

Продукты неразличимы по свойствам и качеству

Относительно легкий вход

Монополистическая конкуренция

Много фирм, производящих сходные товары и услуги

Влияние ограничено возможностью замены

Товары и услуги дифференцированы для сегментов рынка

Относительно легкий вход

Олигополия

Несколько крупных фирм, производящих товары и услуги

Существует влияние «ценового лидера»

Существенна доля отдельных продуктов (например, автомобиль).

Мала для стандартизованных (например, бензин)

Трудный вход, часто требует больших инвестиций

Монополия

Один продукт и одна фирма

Практически полный контроль

Нет

Очень трудный