Файл: Криминалистика (курс лекций).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2020

Просмотров: 6072

Скачиваний: 36

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

БАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Введение в криминалистику.

Криминалистическая техника

Криминалистическая методика – это система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по организации и осуществлению расследования и предотвращения отдельных видов преступлений.

Вопрос 1. Понятие и научные основы криминалистической идентификации (отождествления)

Идентификация по материально фиксированным отображениям признаков

Идентификация целого по части

Идентификация по мысленному образу

Идентификация по описанию

Вопрос 2. Понятие и значение установления групповой принадлежности

Вопрос 3. Понятие и сущность криминалистической диагностики

Основные узлы фотоаппарата и их характеристика.

Свойства и характеристика светочувствительных материалов.

Стадии фотографического процесса.

Фотографическая съемка – при подготовке к съемке фотограф должен произвести следующие действия:

Негативный процесс.

Третья стадия.

Позитивный процесс.

Вопрос 2. Понятие криминалистической фотографии, ее система и назначение

Средства и методы запечатлевающей криминалистической фотографии. Возможности исследовательской фотографии.

Вопрос 1. Понятие, задачи и научные основы криминалистического исследования следов. Механизм образования и классификация следов

Общие правила обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия следов.

Вопрос 2. Следы человека

Вопрос 3. Иные следы

Следы транспортных средств.

Прочие следы

При исследовании топографических признаков учитывают:

Вопрос 3. Технико-криминалистическое исследование документов

Вопрос 4. Назначение экспертизы по исследованию документов

Вопрос 1. Понятие, значение и научные основы криминалистического отождествления личности по признакам внешности

Чтобы использовать признаки внешности в уголовной регистрации и в целях отождествления человека, их необходимо классифицировать (сгруппировать) и при пользовании ими придерживаться единой терминологии.

Вопрос 3. Источники информации о признаках внешности человека и использование «словесного портрета» для идентификации личности

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ:

2. Криминалистика: Учеб. пособие в схемах / Под ред. А.Г. Филиппова.

Введение в криминалистику. Криминалистическая техника

При выборе точки съемки следует руководствоваться основными правилами фотосъемки: чтобы фотографическое изображение передавало снимаемый объект правдиво и выразительно. Перед съемкой определяют место установки фотоаппарата, при этом решают, снимать ли весь объект или только часть его.

Точка съемки объекта может быть нормальной (аппарат находится на уровне глаз фотографирующего), верхней и нижней. От выбора точки съемки зависит и угол (ракурс), под которым смотрят на снимаемый объект. Выбирая ракурс, следует помнить, что изображение не должно иметь перспективных искажений.

2. Наводка на резкость. Для наводки на резкость фотоаппараты снабжаются специальными фокусировочными устройствами: дальномером, матовым стеклом, шкалой символов или клиновым устройством. Кроме того, в каждом фотоаппарате имеется шкала расстояний.

Наводка на резкость фотоаппарата типа «Зенит» производится с помощью зеркального видоискателя. После того как избран объект съемки, необходимо медленно вращать кольцо фокусировки объектива до тех пор, пока в окне видоискателя получится резкое изображение снимаемого объекта. Обычно наводку производят на главный объект съемки.

Сложнее производится наводка на резкость при съемке многоплановых объектов, имеющих сравнительно большую протяженность в глубину. Здесь выбор точки наводки связан с диафрагмированием объектива, определением и установкой глубины резкости.

3. Освещение – одно из основных изобразительных средств в фотографии. С его помощью можно воспроизводить форму объектов съемки, их контуры, объем, рельеф поверхности. В криминалистической фотографии наилучшие результаты достигаются при сочетании прямого и бокового освещения.

При съемке на местности в дневное время фотоаппарат следует установить или держать так, чтобы солнце находилось сзади или сбоку фотографа. Если нельзя избежать съемки против солнца, то объектив защищают, надев на него бленду. При отсутствии бленды объектив загораживают рукой, фуражкой, книгой и т.д. При съемке внутри помещения не следует фотографировать «на окна».

Используются дополнительные источники света (электрическая лампочка сверху) и отражатели. В качестве отражателей можно использовать листы белой бумаги, белой ткани и т.п.

В качестве дополнительного источника искусственного освещения используется фотовспышка. Импульсная фотовспышка работает одновременно с затвором, освещая объект в момент съемки.

Освещенность зависит от многих факторов:

- времени года и суток;

- географической широты и высоты;

- погоды.

4. Определение выдержки.

Одним из основных условий получения качественного негатива является правильный выбор выдержки при фотосъемке.

Выдержка зависит от следующих факторов:

- освещения и яркости объекта;

- диафрагмирования объектива;


- кратности светофильтра;

- светочувствительности негативного материала (фотопленки).

Три последние фактора, как правило, всегда известны.

При переходе от одного негативного материала к другому светочувствительность изменяется приблизительно в 2 раза (32, 65, 130, 250 ед. ГОСТа), причем величина выдержки должна изменяться также в 2 раза.

5. Определение диафрагмы.

Величину диафрагмы выбирают в зависимости от условий съемки, в основном от необходимой глубины резкости и освещения.

Глубиной резкости объектива называется расстояние, в пределах которого все предметы, разно удаленные от объектива, будут на изображении достаточно резкими. При переходе от одного значения диафрагмы к другому величина выдержки изменяется вдвое.

6. Производство фотосъемки.

Когда все вышеперечисленные операции будут произведены плавно нажимаем на спусковую кнопку.

Вторая стадия.

Негативный процесс.

После окончания съемки фотоаппарат разряжается, и фотопленка в условиях фотолаборатории в полной темноте заряжается в фотобачок для последующей обработки.

Стадии негативного процесса:

1. Проявление.

2. Промежуточная промывка.

3. Фиксирование (закрепление).

4. Окончательная промывка.

5. Сушка.

Во время экспонирования в светочувствительном слое пленки образовалось скрытое изображение. Лучи света, падающие на фотослой, вызывает в нем в результате фотолиза образование скрытого изображения из скоплений атомов серебра в эмульсионном слое пленки.

1. Проявление – усиление скрытого изображения, образовавшегося в фотоматериале при освещении, в результате чего фотографическое изображение становится видимым.

Проявление осуществляется в проявителях, представляющих собой водные многокомпонентные химические растворы. В состав проявителей входят проявляющие, сохраняющие, ускоряющие, противовуалирующие и др. вещества.

В некоторые проявляющие растворы вводятся специальные добавки, которые могут существенно изменить их свойства – это растворители галогенида серебра, смачиватели, дубители, осветители.

Проявляющие вещества восстанавливают ионы серебра до металлического в освещенных при съемке микрокристаллах галогенида серебра, образуя видимое изображение (на основе производных бензола органические проявители – фенидон гидрохинол).

Сохраняющие (консервирующие) вещества в проявителе предохраняют проявляющие вещества от окисления их кислородом (сульфид метабиосульфид калия).

Ускоряющие вещества повышают активность проявляющих веществ в проявителе (едкий натрий, едкий калий, кальцинированная безводная сода).

Противовуалирующие вещества повышают контраст изображения, уменьшают вуаль (бромистый калий).

Типы проявителей:

- по действию на фотографические свойства изображения: выравнивающие мелкозернистые, универсальные, контрастные, высококонтрастные;


- по скорости проявления: медленные, нормальные, быстрые, сверхбыстрые, «тропические».

2. Промежуточная промывка (стоп-ванна) необходима для прекращения действия проявителя, сохранившегося в эмульсионном слое фотоматериала после его извлечения из раствора. Существуют специальные стоп-ванны, содержащие слабую кислоту, чаще же используется вода. Время промывки - 0,5-1 мин.

3. Фиксирование – процесс превращения галогенида серебра, не восстановленного во время проявления, в водорастворимые бесцветные соединения, вымываемые из фотографического слоя, другими словами, выведение из эмульсионного слоя галогенида серебра, неиспользованного для построения фотографического изображения.

В зависимости от состава различают фиксажи кислые и дубящие.

Кислые фиксажи быстро прекращают проявление, а дубящие препятствуют набуханию и размягчению эмульсии.

Дубящее вещество (борная, уксусная, серная кислота и др.) при соединении с желатином образует нерастворимое соединение, повышая тем самым устойчивость эмульсионного слоя к механическим и температурным изменениям. Дубящие фиксажи используются при повышенных температурах растворов и воды, используемой для промывки.

Средняя продолжительность фиксирования при 20°С до 15 мин.

После фиксирования фотопленку подвергают окончательной промывке и сушат.

4. Окончательная промывка негатива должна быть довольно длительной, чтобы во время ее из эмульсионного слоя полностью были удалены остатки фиксирующего раствора. Наличие в эмульсионном слое тиосульфата натрия приводит к ухудшению изображения при длительном хранении негативов.

Время промывки - 10-15 мин.

5. Сушка негативов должна происходить в помещении при комнатной температуре и отсутствии в воздухе пыли.

Кроме основной химической обработки, негативы для улучшения их качества могут быть подвергнуты ослаблению или усилению.

Третья стадия.

Позитивный процесс.

Позитивный процесс состоит из фотопечати и обработки позитива.

Сущность позитивного процесса состоит в получении с негатива на фотобумаге или другом светочувствительном материале изображения, соответствующего по тональности действительному.

Отличие от негативного процесса лишь в том, что используется более быстро работающий позитивный проявитель и процесс идет при красном лабораторном освещении. Кроме красного, могут применять фонари оранжевого и желто-зеленого света.

Позитивный процесс состоит из нескольких этапов.

I. Фотопечать.

Фотографию можно получить с негатива двумя способами: контактным и проекционным.

При контактной печати эмульсионную сторону негатива накладывают на эмульсионную сторону фотобумаги (при красном свете), приводят их в плотный контакт (отсюда название печати) и засвечивают белым светом со стороны негатива. Для этого используют различные приспособления, копировальные приборы (КП-8).


При проекционном способе печати пользуются фотоувеличителем. Лучи света от электрической лампы, пройдя через конденсор, матовое стекло и негатив, фокусируются объективом на экране, где образуется оптическое изображение.

Негатив вставляют в негативную рамку эмульсией вниз, перевернув изображение. На экране увеличителя помещают кадрирующую рамку, настроенную на необходимый размер снимка, затем, перемещая корпус осветителя и вращая фокусирующее кольцо, добиваются изображения нужных размеров и резкости. После этого лампу увеличителя выключают и в кадрирующую рамку помещают фотобумагу. Включив затем лампу увеличителя, производят экспонирование, подбирая выдержку опытным путем.

Для получения качественного фотоснимка немалое значение имеют определение времени засветки фотобумаги (выдержка) и правильный выбор фотобумаги.

Отечественная промышленность выпускает самые разнообразные по содержанию эмульсионного слоя фотобумаги, предназначенные для различных работ.

«Унибром» – бромосеребряная фотобумага, дающая нейтрально-черные изображения, находит широкое применение, поэтому заслужила название «универсальной».

«Бромпортрет» – хлорбромосеребряная фотобумага, дающая темно-коричневое изображение, рекомендуется для печати портретов.

«Фотобром» – бромосеребряная бумага, сходная с «Унибромом», но дает несколько лучшую проработку деталей.

«Фотоконт» – хлорсеребряная фотобумага, рекомендуется для копирования слабых негативов.

Фотобумагу по контрастности подразделяют на мягкую, полумягкую, нормальную, контрастную и особоконтрастную.

Чтобы получить отпечаток хорошей контрастности с нормального негатива печатают на нормальной фотобумаге, с умеренно контрастного негатива – на полумягкой бумаге, с мягкого негатива получают нормальный позитив на контрастной бумаге.

Величина выдержки при фотопечати зависит от следующих факторов:

- плотности негатива;

- мощности электрической лампы увеличителя;

- светосилы объектива увеличителя;

- масштаба увеличения;

- чувствительности фотобумаги.

Выдержку экспонирования определяют опытным путем методом проб на полосках бумаги (оптический клин). Полоска бумаги должна быть расположена на сюжетно важной части изображения. Полоска бумаги экспонируется по частям с различной выдержкой, кратной 2-м, например, 2, 4, 6, 8, 10 с.

При переходе на другой кадр или другое увеличение также необходимо изготовить пробный отпечаток, учитывая, что при подъеме осветителя по высоте в два раза, выдержка должна быть увеличена в 4 раза.

После экспонирования изображения на фотобумагу приступают к обработке позитива.

II. Обработка позитива.

Проявление.

Проявив лист полностью, т.е. не менее 1,5-2 мин., нормальная работа проявителя выбирает тот участок, который имеет наилучшее почернение изображения, и данная выдержка берется за основу.


Следует помнить, что при красном лабораторном свете изображение кажется более темным (на самом деле оно светлее), поэтому не следует бояться немного передержать фотобумагу под светом фотоувеличителя.

На нормальном по качеству фотоснимке самые темные места, тени должны иметь детали изображения объекта. Самые светлые участки (часто это небо, снег) должны быть несколько темнее белого поля (кромки) фотографии.

Промежуточная промывка – после проявления фотоснимок ополаскивают в воде.

Фиксирование – в фиксаж (закрепитель) фотоснимок помещают на 10-20 мин.

Окончательная промывка – фотоснимок промывают в проточной воде в течение 15-30 мин.

Сушка – после промывки фотоснимок сушат или глянцуют.

Соблюдение рекомендаций по использованию криминалистической фотографии позволит обеспечить наглядность и точность обстановки следственного действия, полноту экспертного исследования, проведение оперативно-розыскного мероприятия, ведение криминалистического учета.



Вопрос 2. Понятие криминалистической фотографии,
ее система и назначение


Криминалистическая фотография – это система приемов, методов и средств фотографической съемки, применяемой в процессе расследования для запечатления материальных следов преступления.

Криминалистическая фотография является частью криминалистической техники. Отличие криминалистической фотографии от общей выражается в создании способов фотографирования и разработке правил съемки применительно к объектам, специфическим для судебно-следственной практики и ее задач.

В системе запечатлевающей криминалистической фотографии можно выделить семь исходных оснований деления (оснований классификаций).

1. По форме использования: процессуальная и непроцессуальная фотосъемка.

Процессуальная – следственный осмотр, освидетельствование, следственный эксперимент, проверка показаний на месте, обыск, наложение ареста на имущество, предъявление для опознания, получение образцов для сравнительного исследования, судебная экспертиза;

Непроцессуальная – опознавательная съемка в целях уголовной регистрации, фотосъемка при производстве оперативно-розыскных мероприятий.

2. По объектам: фотосъёмка местности, сооружений, помещений, предметов, документов, следов, транспортных средств, живых людей, животных и их трупов.

3. По субъектам: фотосъёмку производят следователь, работник органа дознания, прокурор-криминалист, специалист, эксперт-криминалист.

4. По методам: простая, панорамная, стереоскопическая, макросъёмка, репродукционная, измерительная, опознавательная.

5. По объему фиксируемой информации: ориентирующая, обзорная, узловая и детальная.

6. По техническим приемам:

- создание особых условий освещения (лампы накаливания, ракеты, лампы-вспышки);

- изменение фокусного расстояния (удлинительные кольца, макроприставки и др.);