Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Особенности формирования рынка франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практика франчайзинга в России доказала свою необыкновенную эффективность. Тем не менее, степень его использования является низкой.

Широкое распространение сталкивается со следующими сложностями:

− нечеткая правовая и законодательная база по отношению к франчайзингу, существование правовых барьеров;

− недостаточная информированность предпринимателей о возможностях и особенностях этого способа ведения бизнеса в качестве франшизы;

− отсутствие механизма франшизы кредитования;

− отсутствие квалифицированного персонала для работы по франчайзингу;

− отсутствие знаний, в первую очередь правовые, необходимые для ведения бизнеса в качестве как франчайзера, так и франчайзи[11].

Рост российского рынка франчайзинга в уходящем году составил 15%. Это на 10% меньше, чем в 2014 году, подсчитали аналитики Российской ассоциации франчайзинга (РАФ).

Эксперты пришли к выводу, что рынок продолжает расти благодаря хорошей выживаемости франшизных предприятий, и прогнозы по десятикратному увеличению количества точек франчайзинга к 2025 году вполне реалистичны.

Более 40% мирового товарооборота проходит через франчайзинговые сети. В России сегодня около 40 тысяч точек франчайзинга и около 1050 работающих франшиз. Еще около тысячи франшиз предлагается к продаже, но, по оценкам РАФ, не могут считаться полноценными франшизами. В 2010 году в России было 18,5 тысячи точек готового бизнеса. За пять лет рынок франчайзинга вырос в 2,5 раза. Во всем мире франчайзинг является инструментом международной экспансии. По оценкам РАФ, сегодня в мире Россия представлена единичными концепциями, но наше возможное присутствие оценивается минимум в 2,5 тысячи брендов.

По франчайзингу работают магазины и рестораны, медицинские и оздоровительные центры, учреждения образования, гостиницы. Готовый бизнес проникает в производство и в сельское хозяйство. Самыми востребованными сегодня на рынке являются франшизы стоимостью от 400 тысяч до 4 млн рублей. Но острее всего рынок ощущает дефицит франшиз за 1 млн рублей. Такие концепции могли бы предлагать именно российские компании, но пока они в меньшинстве, импортных франшиз все же больше.

Спрос на качественные франшизы формируется в жилищно-коммунальной сфере и на транспорте. Даже в этом году, несмотря на общеэкономический спад, готовый бизнес в России увеличился на 15%.

Согласно исследованию НАФИ, только 2% предприятий ведут франчайзинговый бизнес в России, 17% хотели бы работать по такой схеме, а 35% опрошенных респондентов вообще не знают, что такое франчайзинг.


2015 год показал несколько ярких трендов, серьезно меняющих рынок готового бизнеса. Во-первых, банки практически перестали кредитовать франчайзи. Во-вторых, франчайзинг стал развиваться в нетрадиционных отраслях: агросекторе, строительстве, зоотоварах и ветеринарии. В-третьих, держатели франшиз усилили продвижение в соцсетях и в целом в Глобальной сети. РАФ и компания Google презентовали совместный проект продвижения франшиз. Россия стала четвертой страной в мире, где владельцы национальных концепций заручились поддержкой глобального интернет-сервиса. В-четвертых, многие франчайзи серьезно снизили паушальный взнос либо вообще его отменили. В-пятых, владельцы коммерческой недвижимости, потерявшие арендаторов, принимают решение заняться бизнесом самостоятельно, и покупка франшизы - наиболее быстрый способ начать получать прибыль[12].

Одна из наиболее перспективных отраслей для франчайзинга на ближайшие годы - частная медицина. Сегодня в частные медицинские организации обращаются 54% пациентов. Уровень удовлетворенности пациентов частными клиниками на 43% превышает уровень удовлетворенности государственными учреждениями здравоохранения. Особенно ярко проявляются преимущества коммерческих лабораторий, предлагающих высокий уровень сервиса. В структуре франчайзинга России лабораторная диагностика занимает менее 3%. Рынок не консолидирован, здесь много мелких игроков. Более 50% мелких частных медицинских учреждений закрываются в первый год работы, не выдерживая конкуренции.

По мнению эксперта, в этой отрасли выгоды франшизы очевидны. Без поддержки крупного федерального игрока в лице франчайзи малый предприниматель столкнется со сложностями в деле лицензирования, обучения и контроля медицинского персонала, серьезными инвестициями в лабораторный центр (от 100 млн рублей).

Еще одна перспективная отрасль - агентства недвижимости и риелторской бизнес. По словам Кирилла Кашина, президента компании «CENTURY 21 Россия», покупка франшизы серьезного франчайзи в этой сфере открывает неплохие перспективы. По его словам, рынок недвижимости не может упасть до нуля, он очень интересен и динамичен.

Неофициальная статистика гласит, что бизнес по франшизе пополняет российский ВВП на 1%. К примеру, в США этот показатель достигает 10%. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98%. При этом высокие темпы его развития, по утверждению экспертов организации, продолжится и в ближайшие пять лет.  Россия находится в числе лидеров по динамике роста стартапов, открывшихся по франшизе.


На эту модель ведения бизнеса начинают обращать внимание не только бизнесмены, но и представители государственных структур. Так, на Московском международном форуме по франчайзингу прозвучала идея применить основы франчайзинга в сфере ЖКХ. Чиновники обещали подумать над этим предложением. Президент РАФ Мераб Бен-Эл убежден, что у подобных инициатив перспективное будущее. По его мнению, франчайзинг занимает особое место в системе экономических приоритетов.[13]

На сегодня готовый бизнес стал едва ли не единственным механизмом, который позволяет быстро развить отрасли, отвечающие массовому спросу потребителей. Поэтому представители РАФ добиваются принятия госпрограммы поддержки франчайзинга. От чиновников они просят помощи в создании инфраструктурных проектов (продвижении потребительских кластеров; развитии транспортных узлов; создание структуры, которая  продвигала интересы российских франчайзи за рубежом).

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КОМПАНИЙ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ФРАНЧАЙЗИНГА И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

2.1.Анализ современного состояния рынка франчайзинга в России

Франчайзинг в России начали использовать с середины прошлого века, в основном нефтяными компании, используя схему арендных отношений с передачей операторам прав на использование товарного знака. После чего широко начал использоваться договор коммерческой концессии, который появился в российском праве в 1996 году. Франчайзинговый бизнес в России уже доказал свою перспективность. Ведь именно, благодаря франшизе, в наши города пришли знаменитые бренды. Количество компаний, начавших работать по франшизе возросло с 50 в 2001 году до 750 в 2008, что само по себе характеризует востребованность этого формата в России.

Анализ структуры франчайзинга по сферам деятельности свидетельствует о том, что преобладающей сферой, на протяжении более чем пяти лет, является розничная торговля.


Снижение доли сектора общественного питания обусловлено тем, что сфера услуг увеличила темпы роста: с 18 % в 2012 году до 26 % в 2015 году, что постепенно приближает уровень развития российского франчайзинга к мировым уровням.

Рисунок 2.1 – Динамика структуры франчайзинга в России по сферам деятельности, 2012-2015 гг., %[14]

Российские франчайзеры готовы жертвовать прибылью и тратить ресурсы на поддержку своих франчайзи для сохранения доли на рынке в кризис. Без дополнительных антикризисных расходов многие покупатели франшиз в этом году потеряют свою финансовую устойчивость и могут прекратить существование, говорят эксперты. Впрочем, позволить себе поддерживать франчайзи может не каждая компания, а значит, российский рынок может лишиться некоторых мировых брендов. В настоящее время отечественная розница претерпевает существенные структурные изменения.

Российский фирмы, реализующие одежду через сеть своих магазинов, активными темпами осваивают восточноевропейский рынок. Первым бредом, который вышел на европейский рынок стал Oggi, который потянул за собой такие компании как Kari, Centro. По мнению экспертов, стремление российских брендов освоиться на заграничном рынке обусловлено не только желанием заработать, но и тем, что в восточноевропейских странах имеются максимально выгодные условия для работы, включая солидный выбор подходящих площадей, которые можно использовать в торговых целях.

Российский рынок по-прежнему остается привлекательным для международных розничных сетей, несмотря на неблагоприятную макроэкономическую ситуацию. В 2015 году в России на рынок вышло 40 международных брендов, среди которых стоит отметить ASUS Republic of Gamers, Mafrat, Malo, Orient, Seiko, Tchibo и Wrangler. Из них около 40% розничных сетей можно встретить в крупнейших торговых центрах, открытых в прошлом году – ЦДМ, ТРЦ «Авиапарк», «Кунцево Плаза». В свою очередь 20% новых розничных игроков основались на центральных торговых улицах.

В 2016 году еще, как минимум, 10 новых международных брендов, среди которых John Varvatos, Kidzania, Superdry, Tallinder, Victoria’s Secret Pink выйдут на российский рынок. Некоторые из представленных брендов будут развиваться по франчайзингу.

Текущую ситуацию на российском рынке нельзя назвать простой: большинство ритейлеров в 2017 году пересматривают свою стратегию развития. Примечательно, что не всегда изменения связаны с сокращением или закрытием торговых точек. В наступившем году «гиганты» розницы (OBI, Leroy Merlin, «Декатлон»), широкораспространенные на российском рынке франчайзинговые сети фаст-фуда (KFC, Baskin Robbins, Hesburger, Subway, Nathan`s Famous), а также представители fashion-ритейла средней ценовой категории (H&M, Mango, Uniqlo, Monki, Forever 21, Furla) планируют провести активную экспансию как в столице, так и в регионах.


Таблица 2.1

Российские розничные сети на зарубежных рынках в 2015 г.[15]

Место

Компания

Формат магазинов

Выручка млн руб.

Число магазинов

Владельцы

География бизнеса

1

X5 Retail Group

Дискаунтеры «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток», «Зеленый перекресток», гипермаркеты «Карусель»

219020

1101

Альфа-групп (47,9%), основатели Пятерочки (23,1%)

Российская Федерация, Украина

2

Евросеть

Салоны связи «Евросеть»

115120*

4245

Александр Мамут (50,1%), Вымпелком (49,9%)

Российская Федерация, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, страны Балтии

3

Рольф

Автосалоны «Рольф»

113470

30

Сергей Петров

Москва, Санкт-Петербург, Оренбург, Казахстан

3

Эльдорадо

Гипермакеты и супермаркеты «Эльдорадо»

96057

356

Игорь Яковлев, PPF Group

Российская Федерация, Украина, Казахстан

4

Связной

Салоны связи «Связной», «Связной 3»

59338*

1772

Максим Ноготков

Российская Федерация, Белоруссия

5

Седьмой континент

Гипермаркеты «Наш гипермаркет», «Простор», супермаркеты «Седьмой континент»

39900

140

Александр Занадворов (74,8%), Владимир Груздев (10%)

Москва и Московская область, Калининградская область, Санкт-Петербург, Рязань, Челябинск, Пермь, Ярославль, Белоруссия

6

Группа Атлант М**

Автосалоны «Атлант М»

37733

25

Валерий Зотов, Игорь Мальгин, Сергей Савицкий

Москва, Санкт-Петербург, Орел, Смоленск, Тюмень, Ярославль, Украина, Белоруссия

7

Детский мир

Гипермаркеты и супермаркеты «Детский мир»

19750

130

АФК Система

49 регионов России, Украина

В свою очередь необходимо отметить, что в течение 2015 года российский рынок покинуло рекордное число игроков – 11 международных ритейлеров закрыли свой бизнес в России в связи с оптимизацией стратегии развития. Наибольший урон для российского рынка принес уход таких сетей как Stockmann, Camaieu, Lindex и Rockport.