Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Особенности формирования рынка франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Рынок франчайзинга РФ, в отличие от американского или европейского, достаточно молодой. Тем не менее, темпы его развития высоки. Это подтверждает опрос предпринимателей, проведенный Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) в партнерстве с Российской ассоциацией франчайзинга (РАФ) в феврале 2015 г.

Более половины участников исследования имеют общее представление об организации бизнеса по подобной модели, еще четверть отметили, что они хорошо знают значение термина «франчайзинг». Впрочем, некоторые опрошенные предположили, что «франчайзинг» означает открытие филиалов или сетевой бизнес, а также выкуп бизнеса или идей.

Франчайзинг дает большие шансы на успех, и тем самым становится все более популярным способом организации бизнеса во всем мире.

В этой связи изучение франчайзинга, его специфических черт, а также перспектив развития за рубежом и в России является весьма актуальным сегодня в условиях экономического кризиса. Мировой финансовый кризис оказался роковым не только для малого бизнеса, но и для компаний-лидеров рынка в своем секторе. Крупные корпорации скупают более мелкие, наблюдаются многочисленные сокращения в разных структурах. Многие специалисты считают систему франчайзинга выгодным решением для выхода из кризисной ситуации, которое позволит повысить эффективность малого бизнеса, и возлагают на его развитие большие надежды.

Однако следует признать наличие в России ряда экономических, организационно-правовых и социально-психологических факторов, которые сдерживают развитие франчайзинга в России.

В этой связи на передний план выдвигается задача поиска оптимального решения обозначенных проблем, осознание достоинств, недостатков и рисков франчайзинга, что позволит определить сферу применения последнего и выбрать возможные направления продвижения франчайзинга в России.

Цель исследования состоит в разработке и обосновании теоретических подходов и практических рекомендаций франчайзинговой формы организации бизнеса.

Для достижения вышеуказанной цели поставлен ряд задач, которые были поставлены и выполнены в ходе курсовой работы:

- определить само понятие франчайзинга, раскрыть его сущностные характеристики;

- раскрыть ключевые достоинства и недостатки, присущие системе франчайзинга;

- определить сферы применения франчайзинга в России и обозначить тенденции его развития.

- сделать анализ присущих франчайзингу в России проблем и выработать подходы к их решению,


- разработать предложения по наиболее эффективному использованию франчайзинга в отечественной экономике.

Таким образом, последовательное выполнение поставленных задач позволит сформировать наиболее полную совокупность знаний по данной теме, выработать подходы к решению существующих проблем и применить их в практической деятельности.

Объектом курсовой работы являются экономические отношения, складывающиеся между субъектами франчайзинга в процессе организации совместной предпринимательской деятельности.

Предметом курсовой работы является зарубежная и отечественная практика применения франчайзинга, особенности франчайзинговой системы как эффективного инструмента развития бизнеса.

Методологическую основу курсовой работы составляют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания. В качестве научно-познавательных инструментов и приемов использованы общенаучные методы, такие, как системный, логический, исторический, сравнительный, прогностический, а также метод комплексного экономического анализа.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФРАНЧАЙЗИНГА КАК ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

1.1. Франчайзинг как форма международного бизнеса

В экономической литературе понятие франчайзинг трактуется по-разному. Большинство авторов сходятся на мнении, что это соглашение на право использования определенной торговой марки и возможности развивать свой бизнес по отработанным технологиям.

Система франчайзинга определяется как метод продвижения и сбыта продукции. Он включает в себя систему маркетинга, управления и дистрибьюторства, при которых один бизнесмен (франчайзи) получает право продавать товары или оказывать услуги по стандартам и технологиям другой стороны (франчайзера). При этом франчайзер сопровождает деятельность франчайзи на всех этапах, оказывая разную организационную и маркетинговую поддержку. За оказание данного рода услуг и использование бренда он получает оплату от франчайзи в виде финансовых отчислений:


  • паушального взноса – единоразового платежа, осуществляющегося при заключении договора франшизы;
  • роялти – ежемесячного отчисления в виде фиксированной ставки или процента от выручки созданного предприятия[1].

Сущность франчайзинга заключается в предоставлении успешной знаменитой компании небольшой фирме, часто новичку, право на определенный срок вести бизнес по отработанной технологии, использовать бренд с возможностью обучения и консалтинговой поддержки.

Существует несколько классификаций этого понятия. Рассмотрим их более детально. По видам отношений между сторонами франчайзингового договора выделяют:

  1. Товарный франчайзинг. Данный вид предпринимательской деятельности функционирует в торговой сфере и основан на продаже продукции, которая выпущена под торговой маркой франчайзера. При этом покупатель франшизы имеет право продавать полученный товар и получить гарантийное обслуживание. Как правило, в договоре о сотрудничестве строго прописаны все условия продаж, технологии обслуживания и правила пользования брендом производителя. Если предметом договора выступает недвижимость или технологии, франчайзер предоставляет помощь в обучении персонала, проводит маркетинговые мероприятия, оказывает консалтинговую помощь. Яркими примерами данного вида можно назвать франчайзинг «Остин», «Эко Лавка», «Эконика-обувь», «Пара Соло» и др. Как правило, товарный франчайзинг более распространен в производстве и продаже автомобилей, спиртных напитков, техники, обуви и одежды, горюче-смазочных веществ.
  2. Производственный (промышленный) франчайзинг. Открытие бизнеса по условиям франчайзинга характеризируется высоким порогом вхождения и большой конкуренцией. Но, несмотря на непростые условия, сегодня функционируют компании, которые успешно продвигаются в данном направлении и получают хороший доход. Сущность промышленного франчайзинга заключается в производстве определенной группы товаров. Франчайзер за фиксированную плату предоставляет свое сырье местным фирмам. Продавец франшизы, используя свои уникальные технологии, выпускает товар[2].

Франчайзи при этом не только использует известный бренд, но и входит в производственный цикл главного предприятия. Данный вид франчайзинга основан на тесном сотрудничестве партнеров (франчайзера и франчайзи), подробной регламентации всех действий во время производства и регулярном контроле со стороны главного предприятия. 


В России чаще всего производственный франчайзинг используется в продаже безалкогольных напитков. Любой региональный завод является франчайзи главной компании. К примеру, напитки под торговой маркой Coca-Cola выпускают по всей территории России. При этом местные заводы получают от франчайзера концентрат и подробную инструкцию дальнейших действий для выпуска известного напитка.

  1. Сервисный франчайзинг. Данный вид франчайзинга основан на праве пользования ноу-хау в виде технологий и использовании рецептуры для оказания разных услуг. Для открытия своего дела покупатель франшизы использует товарный знак главного предприятия и получает от него всестороннюю поддержку в момент открытия и дальнейшей деятельности, обучение персонала, помощь в оформлении разрешительной документации. 

Сервисным франчайзингом предусмотрен широкий доступ к внутренней базе главного офиса – программному обеспечению, клиентским базам, результатам проведенного мониторинга. Взаимоотношение между сторонами договора гораздо сложнее, чем в товарном франчайзинге. В условиях жесткой стандартизации каждый шаг франчайзи контролируется и корректируется, требует тщательной подготовки всех процессов. 

Особенностью сервисного франчайзинга является тесная зависимость от изменений моды, привычек, общественного отношения к тем или иным процессам. Для возникновения нового направления в сервисном франчайзинге необходимо появление новой тенденции, например, желание питаться в кафе, ресторанах или закусочных. Или, наоборот, рост спроса на заказы еды «на дом». 

Сервисный франчайзинг недостаточно популярен на территории отечественного пространства. Такие услуги, как химчистка или прачечная, не очень востребованы среди широких масс населения, а парикмахер домашних животных или подстрижка газонов вообще не пользуются спросом[3]. Примером данного вида организации бизнеса можно назвать франчайзинг KFC.

  1. Деловой франчайзинг. При данном варианте сотрудничества франчайзи получает не только право использования разрекламированного бренда, но и лицензию на функционирование бизнеса. В договоре между сторонами четко прописана концепция развития, указаны инструкции по подбору персонала, требования по оформлению вывески и дизайна помещения. Также указан порядок проведения маркетинговых мероприятий, ведения отчетности и особенности работы с поставщиками. Это означает, что франчайзи действует по специально разработанной и адаптированной к определенной местности концепции.

За следование общепринятым корпоративным нормам тщательно следят представители главного офиса. Часто подобные механизмы используют сети ресторанов быстрого питания (например, франчайзинг «Крошка Картошка»). Деловой франчайзинг в нашей стране набирает популярность. По мнению экспертов, он устойчив к кризисным явлениям и является одним из самых перспективных вариантов организации бизнеса[4].

Бизнес по франшизе очень выгоден для обеих сторон. Но, как и все варианты организации собственного дела, данное понятие не лишено недостатков. Рассмотрим основные плюсы и минусы франчайзинга (табл. 1.1).

Соотношение преимуществ и недостатков использования франчайзинга примерно равное, однако, учитывая, что такая форма организации и ведения бизнеса обладает большей динамичностью и адаптивностью, её имеет смысл рассматривать в качестве одного из источников получения и закрепления конкурентных преимуществ.

Таблица 1.1

Преимущества и недостатки франчайзинга

Преимущества

Недостатки

Узнаваемость торговой марки и популяризация бренда. Бренды могут иметь мировую известность или же узнаваемость на региональном уровне. Чем более популярна торговая марке, тем дороже будет стоить франшиза на ее использование.

Оплата стартовых и регулярных взносов. Безусловно, оплата роялти и паушального взноса является основным минусом, так как значительную сумму нужно перечислять на счет франчайзера.

Проведение тренингов, обучающих курсов – возможность обучаться у тех, кто уже добился успехов в данной сфере. Специфика обучения зависит от конкретного случая. Часто обучающие программы проходят и руководители проекта, и торговый/рабочий персонал.

Наличие строгих ограничений, постоянный контроль со стороны франчайзера.

Консалтинговая поддержка. Помимо стартового обучения, франчайзер никогда не бросит своего партнера в жестоких рыночных условиях, оказывая консультативную и юридическую помощь в решении вопросов.

Обязательство по сотрудничеству с контрагентами. Часто франчайзинговый договор предусматривает покупку сырья или технологий у внутрикорпоративного поставщика или у самого франчайзера. Иногда такие условия невыгодны, так как конкуренты предлагают гораздо выгодные цены.

Маркетинговая поддержка. Проводится на местном и региональном уровне.

После окончания срока договора право использовать торговую марку не остается за франчайзи и бизнесмен отправляется в «свободное плавание».