Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Особенности формирования рынка франчайзинга).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Блок проблем 

Ситуация в 2005 году

Ситуация в 2015 году

Социально-психологические

Неуважение к интеллектуальной собственности и нежелание платить за нее

Положительные изменения: Улучшение правовой грамотности представителей франчайзеров приводит к более четкому оформлению договоров между правообладателем и пользователем. Финансовая заинтересованность предпринимателей вступать во франчайзинговую систему и выполнять финансовые обязательства.

Проблемная ситуация: Поиск путей обхода условий договора, выход успешных франчайзи, создание предприятий - подражателей

Отсутствие «прозрачной» достоверной информации о состоянии франчайзинговых отношений в стране 

Положительные изменения: создание баз данных франшиз общественными и консалтинговыми организациями

Проблемная ситуация: недоверие субъектов франчайзинговых систем к рейтингам, отсутствие понятного инструментария учета франшиз в России

Недоверие к франчайзинговой технологии со стороны предпринимателей, «боязнь потерять собственное лицо» субъектами малого и среднего предпринимательства

Положительные изменения: Рост осведомленности предпринимателей о франчайзинге, рост числа публикаций и проведение специализированных мероприятий в области франчайзинга способствует формированию объективного мнения о преимуществах и недостатках приобретения франшизы.

Проблемная ситуация: Рост числа «лжефраншиз» и недобросовестное поведение субъектов франчайзинговой системы приводит к недоверию со стороны предпринимателей к франчайзинговой технологии.

В учебных планах вузах отсутствуют дисциплины, нацеленные на обучение интеграционным технологиям, в том числе и на получение знаний в области франчайзинга

Положительные изменения: в большинстве вузов в рамках подготовки специалистов, бакалавров и магистров разработаны дисциплины нацеленные на получение знаний, умений и навыков в сфере франчайзинга.

 Источник:[25]

Социально-психологические проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.

Входя во франчайзинговую систему, франчайзи испытывает ряд опасений, вызванных как экономическими, так и правовыми аспектами,

Также обстоит и дело с социально – психологическими проблемами. Несмотря на то, что бизнес-сообщество проводит активную работу в сфере преодоления этих проблем, недоверие у субъектов малого предпринимательства к франчайзингу до сих пор существует. Проведенное анкетирование показывает, что более 50 процентов опрошенных предпринимателей до сих пор считают, что франчайзинговые отношения более выгодны для крупного бизнеса и имеет существенные риски для малого бизнеса. Такое мнение необъективно и не соответствует реальности. Однако такое отношение к франчайзинговой технологии вызвано тем, что недобросовестные предприниматели продают «дутые» франшизы, т.е. франшизы, которая реально не имеет экономической ценности (не содержит оригинальной технологии ведения бизнеса и не предоставляет ее приобретателю получить дополнительные конкурентные преимущества), а также не предусматривает взаимодействия «правообладатель – пользователь франшизы» на постоянной долгосрочной основе.


Самая главная проблема, которую признает большинство экспертов, это отсутствие соответствующей законодательной базы в сфере коммерческой концессии. Без этого франшиза не будет работать в полную силу. Кроме того, необходима мощная государственная поддержка проектов, связанных с притоком иностранных инвестиций.

Основные слабые места документа, который отражает главные принципы коммерческой концессии следующие:

-возможность одной из сторон прервать соглашение путем простого извещения контрагента за полгода до расторжения контракта

- необходимость регистрировать франчайзинговый договор органом, регистрировавшим правообладателя, в качестве которого выступает франчайзер

- сохранение договора коммерческой концессии в силе, в том случае если одна из сторон меняется

Эксперты отмечают, что разрешить данные противоречия и наметить реальные перспективы развития поможет разработка и внедрение федерального закона «О франчайзинге».

Поддержка субъектов франчайзинга различными видами финансовых организаций сейчас ведется недостаточно. Это еще один значимый фактор, из-за которого франчайзинг в России развивается медленно. Банки не имеют специальных кредитных программ и не заинтересованы в таких клиентах.

Выходом из сложившейся ситуации может стать государственная поддержка, которая станет стимулом для того, чтобы франшиза для малого бизнеса работала, как эффективный экономический инструмент. Это будет способствовать открытию новых направлений в области кредитования.

Подводя итог анализу проблем франчайзинга, можно еще раз высказать точку зрения, что для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия.

Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты.

Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга.

Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы.

Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета.

Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России.

Рассматривая перспективы развития франчайзинга в России, можно отметить, что в Российской Федерации в ближайшее время следует ожидать повышения интереса к анализируемой форме открытия и развития бизнеса.


Решение существующих проблем франчайзинга видится путем формирования и разработки специализированных программ, направленных на упрощение существующих механизмов запуска сетей: государственное субсидирование стартапов и помощь в продвижении региональных брендов и внедрение налоговых льгот.

Заинтересованность со стороны физических лиц – возможных предпринимателей будет определенувеличением реальных доходов и возможностями формирования накоплением с последующим их использованием для открытия компаний. Данное заявление подтверждается еще тем, что по свидетельству ряда учёных-социологов имеется увеличение интенсивной части населения к открытию собственных небольших компаний, способных гарантировать повышение доходов, а в будущем, вполне вероятно поменять общественный статус бизнесмена. Аналогичное явление в макросоциальном проекте в ближайшее количество лет способно прирастить количество среднего класса, а еще изменить структуру ВВП государства в части доминирования в его (ВВП) разработке небольших и средних фирм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с тем, что франчайзинговые модели в России имеют множество серьёзных проблем, в рамках изучения, имеет смысл выявить вероятные варианты разрешения этих проблем.

Поскольку франчайзинговые модели требуют постоянства и непоколебимости экономики, франчайзинг начнёт автоматически распространяться в стране, как только экономическая сфера придёт в норму и стабилизируется. Более того, стоит упразднить процедуру получения трастов для стартового капитала, внедрить некоторую поддержку франчайзинга государством. Тем самым благоприятно посодействовав развитию малого бизнеса, и франчайзинга, в особенности.

Устранить социально-психологические проблемы будет возможно по истечении времени и благодаря накопившемуся опыту. Т.к. чем сильнее франчайзинг будет процветать в стране, тем менее значительными станут социально- экономические трудности, ведь они заключаются в непросвещенности касательно «франчайзинга» как такового.

Обучение квалифицированных специалистов в области франчайзинга – одна из наиболее насущных потребностей в данный момент. Помимо этого настоятельно необходимо создание четкого правового инструмента для франчайзинга в России.

В Гражданский кодекс РФ необходимо ввести определение франчайзинга, выявить основные концепции (товар, объект и субъект франчайзинга (франчайзер и франчайзи)), сформировать классификацию видов франчайзинга и отличительные факторы их применения.


Успешное внедрение всех выше перечисленных изменений может приблизить российский франчайзинг к высокому уровню развития мирового франчайзинга, что может благоприятно сказаться на создании франчайзинговых систем с привлечением иностранного капитала.

Правительственный закон РФ «О франчайзинге в Российской Федерации» должен расширить основные положения ГК РФ и включать в себя:

- базовые концепции и определения (дефиниции), включая определение «франчайзинг», которое должно соответствовать по своему смыслу и содержанию с аналогичным понятием на Западе;

- классификацию главных понятий франчайзинга;

- понятие «роялти» (в настоящий момент существует в ФЗ РФ «О соглашениях о разделе продукции», но в укороченном и недостаточно информативном для работы системы виде), «франчайзинговый (паушальных) платеж»

- характеристику рекламного фонда (минимальная ставка, условия вкладов и т.п.) и других специфичных понятий;

- порядок уступок товарных знаков, лицензий, авторских прав, патентов, ноу-хау (понятие ноу-хау на основе ГК РФ можно расширить);

- приложения в виде списка документов, подробно описывающих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающие примеры договоров и список документов, необходимых при различных типах франчайзинга .

В итоге у бизнесменов будет достаточное количество базовых шаблонов для заключения договоров, исходя из которых они будут использовать необходимые им документы, в зависимости от предпочитаемой схемы работы.

Принятие во внимание этих положений поможет ускорить процесс увеличения количества передовых товаров на рынках России и снизить траты предпринимателя на рыночную инфраструктуру.

В нормативных актах, которые контролируют права на интеллектуальную собственность и ответственность за посягательство на неё, обязательно должны быть учтены франчайзинговые схемы, чего в настоящее время не наблюдается.

Для членов франчайзинговых систем будет иметь немалое значение ввод льготного режима взымания налогов. На это имеется три причины:

- недостаток в России прославленных торговых марок и брэндов, привлекающих потенциального покупателя. Для формирование такого рода брэндов требуются большие затраты, которые ослабляют производительность франчайзинговых систем;

- завышенные выплаты для франчайзи, для которых и без этого очень существенными являются и роялти, и паушальные платежи, а также вывод средств в централизованный рекламный фонд;


- обязательное условие соответствия внешнего оформления с принципами работы (униформа, интерьеры и т.д.).

Эти издержки, особенно во время совершенствования российских торговых марок, не дают франчайзинговым системам возможности конкурировать с традиционными системами производства иреализации товаров. По истечении нескольких лет работы по франчайзинговым моделям качественные и узнаваемые российские товары, возможно, смогут преодолевать эти издержки без особого урона.

Как показывает мировая практика, франчайзинг - один из самых эффективных методов развития бизнеса для уже достигших успеха компаний, которые хотят умножать свой успех и дальше. В то же время, франчайзинг – это наилучшая возможность начать собственное дело для предпринимателя в сфере малого бизнеса, начинающего бизнесмена, даже для человека, который никогда не занимался бизнесом. На сегодняшний день франчайзинг достиг неимоверной популярности в развитых странах.

Ведение бизнеса по принципу франчайзинговых моделей принято считать самым надежным методом ведения коммерческой деятельности в отличие от свободного малого предпринимательства, т.к. данная модель уже проверена и является полноценной частью франчайзинговой сети.

Франчайзинг имеет немалое количество положительных свойств, которые дают возможность оказывать государственную поддержку малого предпринимательства более действенно и надежно. Смысл франчайзинга заключается в серьёзной программе обучения ведению малого бизнеса. Ни в одном другом учёбном заведении предприниматель не получит таких всеобъемлющих практических знаний от опытных и заинтересованных в его успехе преподавателей, как в учебных центрах франчайзеров.

Эволюция международного франчайзинга является причиной значительных иностранных вкладов в экономику РФ.

Опираясь на изложенные факты, можно с уверенностью говорить о преимуществах государственной поддержки франчайзинга в России, потому как его развитие:

- улучшит культуру предпринимательских отношений в стране;

- усилит правовую защищенность малого предпринимательства;

- поспособствует образованию новых рабочих места;

- откроет новые методики, техники и представления о малом бизнесе;

- повысит эффективность положительного государственного воздействия, как на усовершенствование определённых видов деятельности, так и на малое предпринимательство в целом;

- повлияет на развитие комплексной системы практической подготовки предпринимателей малого бизнеса, не создавая каких-либо специализированных учебных подразделений и структур;