Файл: социология учебник.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2020

Просмотров: 1227

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этот термин был предложен американским социологом Дж. Морено в 30е гг. XX века, который считал, что условием гармонизации отношений во всей социальной системе выступает изменение психологических отношений в малой группе.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т. е взаимных симпатий и антипатий между членами группы.

Целями проведения социометрической процедуры являются:

1) изучение степени сплоченности или разобщенности в группе;

2) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии или антипатии, «лидеров» и «отвергнутых». Социограмма может показать, в каком соотношении находятся формальный и неформальный лидер, кто является инструментальным лидером («лидер-отец»), который помогает группе достичь поставленной цели, а кто эмоциональным лидером («лидер-мать», выполняющий функции психологической поддержки);

3)обнаружение группировок – сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Дж. Морено рассматривает социометрию как метод предупреждения социальных революций и замены «революции диктатуры революциями сотрудничества». Социометрия позволяет выяснить планы населения в «отношении всех видов деятельности, в которых оно участвует или собирается участвовать» (Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 286).

3.3.6. Case study – исследовательская стратегия, направленная на глубокий и полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Характеризуется опорой на качественные методы сбора и анализа эмпирического материала (свободное интервью, полуструктурированное интервью, групповые беседы, включенное наблюдение), с помощью которых можно реконструировать сферу неформальных отношений между людьми, получить информацию о латентных процессах, обеспечить лучшее понимание социальной реальности, уникальности каждого объекта, в то же время выделить общие черты для дальнейшего обобщения.




Задания для самостоятельной работы


1. Соотнести термины и их определения

выборочная совокупность

все население или та его часть, которую социолог намерен изучить

генеральная совокупность

свойство выборки отражать характеристики генеральной совокупности

репрезентативность

множество людей, опрашиваемых социологом



2. Социальный факт это:

- каким-то образом фиксированный, описанный фрагмент социального действия;

- предположительное суждение о причинной связи явлений;

- утверждение, содержащее систему взаимосвязанных гипотез.


3. Соотнести термины и их дефиниции

Аналитическое исследование

Сжатое по объему, упрощенное по программе предварительное исследование

Разведывательное исследование


Исследование, которое применяется для составления относительно целостного представления об изучаемом явлении, процессе, его структурных элементах

Описательное исследование

Углубленное изучение, не только описание, но и выявление причин

Пробное (пилотажное) исследование

изучение конкретного человека, события, одиночного явления.

Ситуационное исследование


испытание вопросов и методов в панельной группе.

Панельное исследование

неоднократное изучение одного и того же объекта через определенные интервалы.



4. Опрос – это

- метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социологической информации;

- множество людей, которых социолог опрашивает;

- это участник, который отвечает на вопросы анкеты, интервью.


5. Эксперимент – это

- изучение поведения человека в искусственно созданных условиях;

- изучение поведения человека в естественных условиях.

6. Является ли ситуационное исследование репрезентативным

- является;

- не является.


7. Использование данных, в частности статистических, собранных для решения другой задачи

- наблюдение;

- интервью;

- вторичные исследования.


8. Что такое документ?

- материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка и т. п.);

- тетрадь с записями опроса;

- электронный носитель информации.


9. О каком методе социологического исследования идет речь - «проводится при личном контакте в виде беседы»

- наблюдение;

- интервью.


10. Респондент – это

- тот, кто опрашивает в социологическом исследовании;

- тот, кого опрашивают в социологическом исследовании;

- организатор социологического исследования.


11. С какого времени проводятся переписи населения?

- с середины 18 века;

- с начала 19 века;

- с начала 20 века.


12. Каким может быть анализ документов?

- стандартизированным и нестандартизированным;

- включенным;

- количественным и качественным.




Тема 4.

ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ


План

1. Понятие, признаки, виды и функции социальных институтов.

2. Социальная организация, ее типы, элементы. Бюрократия как тип социальной организации.

3. Общественное мнение как институт гражданского общества.


4.1. Понятие, признаки, виды и функции социальных институтов.

«Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов» (Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие. М., 1996). Например, институты семьи, образования, здравоохранения, материального и духовного производства, досуга и отдыха, обеспечения безопасности членов общества и другие.

Определяющей чертой институционального взаимодействия можно отметить организованность, а важнейшие элементы институциональной структуры – социальные нормы, роли, ожидания. Мы используем понятие «социальный институт» в том случае, если рассматриваем крупные группировки формальных ролей. Так, понятие «институт материального производства» подразумевает не конкретную социальную организацию одного из предприятий, а комплекс норм, которые реализуются во множестве социальных организаций предприятий, выпускающих материальную продукцию. Таким образом, каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, способствующими достижению этой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющего поведения. Рассмотрим для примера структуру высшей школы как социального института. Она включает работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию и общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-исследовательские лаборатории, библиотеки и т.п.). Основная цель (функция) высшей школы – удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высокой квалификации.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией социальной деятельности на различные виды: экономическую, политическую, культурную и др. С точки зрения содержания исполняемых функций социальные институты делятся на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.), политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации). С социальными институтами тесно связаны социальные организации.


4.2. Социальная организация, ее типы, элементы. Бюрократия как тип социальной организации.

Социальная организация - это в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле - социальная подсистема организации.

В социологии организация рассматривается как элемент социальной структуры. В этом плане социальная организация понимается как система отношений, объединяющих какое-то число таких элементов, например, видов (групп) для достижения определенной цели.

Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Группа людей в форме социальной организации получает институциональное оформление социальных различий, сформировавшихся в разных сферах жизнедеятельности людей. Каждый член группы имеет свою собственную позицию, отражающую его положение в системе разделения общественного труда. Например, организация предприятия включает представителей рабочих, инженерно-технических работников, разных профессий и возрастов.

Социальные организации имеют ряд основных черт:

1. Они создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели. Организации представляют собой одновременно средство и инструмент обеспечения функции объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку.

2. Члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация - это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей, входящих в нее членов. Она дает возможность индивиду реализовать свои потребности и интересы в тех границах, которые устанавливаются социальным статусом человека, нормами и ценностями, принятыми в конкретной социальной организации.

3. Характерная черта организации, как считает А. И. Пригожин, возникает на основе разделения труда, его специализации по функциональному признаку, Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальной структуры. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.

Организации различаются в соответствии с основными сферами жизнедеятельности общества. Большинство из них включают в себя несколько качественно различных подсистем. Так в производственной организации, как правило, имеются техническая, экономическая, управленческая, социальная подсистемы. Отношения в социальной организации, их формы определяются функциональными особенностями конкретной организации, типом общества. Социальная организация объединяет своих членов общими интересами, целями, ценностями, нормами, поэтому предъявляет к своим членам двоякие требования: как безличный институт и как человеческая общность. В свою очередь, каждый индивид предъявляет к организации свои требования: защита его социального положения, обеспечение его профессионального и статусного положения, создание условий для развития его личности. Взаимодействие этих требований - один из важных источников развития организации. От их реализации зависит ее социальная эффективность.


Как правило, социальная организация - это целостная социальная система, состоящая из различных подсистем и элементов. Целое всегда больше своих составляющих и качественно отличается от них. Поэтому всякая социальная организация характеризуется особым кооперативным эффектом, приростом дополнительной энергии, называемым синергетикой, а общая энергия организации превышает сумму индивидуальных усилий ее субъектов. Этот прирост, по мнению специалистов, образуется в результате того, что организация интегрирует усилия всех своих элементов (субъектов). Координация, одновременность усилий этих субъектов дает прирост энергии: элементы организации, включенные в ее систему, приобретают новое качество, превращаясь в частично специализированные, выполняющие более узкие функции, однонаправленные элементы, субъекты. Эта специализация действия элемента, индивида позволяет увеличить эффективность его функционирования, усилить отдачу, так как энергия концентрируется на одной цели - управляющая подсистема координирует действия людей.

Типология социальных организаций

Социологи, изучающие организации, классифицируют их по самым различным признакам. Современные российские социологи выделяют преимущественно следующие виды социальных организаций:

1. Деловые организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию (предприятия, корпорации, фирмы, банки и др.);

2. Общественные организации, представляющие собой массовые объединения, членство в которых позволяет удовлетворить политические, социальные, культурные, другие потребности (политические партии, профсоюзы, и т.д.);

3. Промежуточные организации, сочетающие признаки деловых и общественных организаций (кооперативы, артели, товарищества и т.п.);

4. Ассоциативные организации, возникающие на основе взаимной реализации интересов (научная школа, клубы по интересам, неформальные группы и т.д.).

Широкое распространение получила типология организаций по отраслевому признаку: промышленно-хозяйственные, финансовые, административно-управленческие, научно-исследовательские, образовательные, лечебные, социокультурные др.

Наиболее распространенными типами организации являются
формальные и неформальные. Главными критериями такого разделения служит степень формализации существующих в системах связей, статусов и норм.

Формальная организация, как правило, возникает в результате соответствующего административного, политического решения, в ее основе лежит разделение труда, ей присуща глубокая специализация, деятельность такой организации, четко регламентирована, обусловлена юридическими нормами и т.д. Разделение труда выступает как система статусов - должностей, а каждая из них наделена определенными функциями. В такой организации строго упорядочиваются должностные статусы по сходству функциональных задач, создается иерархия: руководитель - подчиненные.
Для успешного функционирования формальной организации необходима деловая информация. Ее прохождение, принятие верного управленческого решения зависят от организации многосторонних связей, включая и обратную. Как правило, формальная организация безлична, рассчитана на индивидов, подготовленных для выполнения определенных функций. Между субъектами не предусматриваются никакие иные отношения, кроме служебных, регламентированных правилами внутреннего распорядка, приказами и т.д. Эти и другие документы, указания администрации нормируют работу организации. В основе ее деятельности лежит принцип целесообразности.