Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Анализ факторов рыночного окружения сети супермаркетов "Магнит").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с этим, спектр факторов внешней среды, которые влияют на деятельность сетевых организаций, является обширным. В тоже время, кроме внешней среды, также на деятельность сетевых организаций, влияние оказывает внутренняя среда. Внутреннюю среду, рассмотрим более подробно в следующем параграфе.

2.2 Внутренняя среда сетевых организаций

При рассмотрении внутренней среды сетевой организации, необходимо обратить внимание на то, что сами организации, представляют собой системы, которые созданы людьми. В связи с этим, существующая в организации внутренняя среда, в основном, представляет собой результат управленческих решений. Но это, не означает того, что все внутренние факторы, руководством полностью контролируются. Довольно часто, внутренний фактор, представляет собой нечто «данное». то есть то, что руководство, должно в своей работе преодолеть. Основными переменными, требующими внимания руководства в самой организации, являются: цели, структура, технология, финансы, управление, персонал, коммуникации (см. рисунок 5). Ниже, все перечисленные факторы, рассмотрены более подробно.

Рисунок 3 – Факторы внутренней среды сетевой организации

Цели. В качестве первого, и основного элемента внутренней среды, в сетевой организации, можно назвать- наличие цели. Определение цели, может быть дано, двояким образом. Для внешних наблюдателей, а также участников и пользователей продукцией организации, определение цели может быть другое, чем для ее собственных участников, а также сотрудников, которые включены в процесс функционирования. [15, 83]

Существующее многообразие целей, которые перед собой ставит сетевая организация, обычно не может быть сведено, к какому-либо одному измерителю. Общепринятым является то, что в качестве основной цели работы, для большинства организаций, выступает удовлетворение рыночной потребности в продукции, или услугах, а также извлечение прибыли. Прибыль – представляет собой, ключевой показатель организации. В тоже время, это является справедливым, только для коммерческих предприятий. Для религиозных организаций, которые по своей сути являются сетевыми, а также благотворительных фондов, и прочих некоммерческих предприятий, цели будут совершенно другими. Подобное разнообразие направленности деятельности, может быть распростерто и дальше. Это будет связано с тем, что крупные сетевые организации, имеют множество целей, находящихся внутри единой концепции бизнеса. Некоммерческие сетевые организации, тоже ставят перед собой разнообразные цели. Но эти организации, вероятно будут больше уделять внимания, социальной ответственности, и социальной направленности этих целей. И наконец, цели, для отдельных подразделений, существующих в различных организациях (которые имеют сходную деятельность), будут ближе между собой, чем те цели подразделений в одной организации, которые занимаются различными видами деятельности. [16, 102-105]


Структура. Следующим немаловажным элементом, является структура сетевой организации. Конкретные схемы структуры сетевой организации, были рассмотрены, в первой главе данной курсовой работы. В целом, развитие структур управления, не стоит рассматривать, в отрыве от развития систем управления. Это связано с тем, что структура, представляет собой одну из характеристик сетевой организации, как системы в целом.

В связи с этим, структура управления сетевой организацией, дает представление, об ее подразделениях, а также службах, и отдельных должностных лицах. В этот список, также можно включить их специализацию, соподчиненность и взаимосвязь (по вертикали, и горизонтали). [17, 302]

Технология. В качестве третьего элемента в представленной схеме, выступает понятие технологии. Довольно часто, в качестве основной характеристикой любой организации, которая определяет ее специфику, выступает технология, которая используется ей. Другими словами, способ преобразования сырья, в искомые продукты, а также услуги.

Технология, может выступать в качестве основного определяющего фактора развития сети, который позволяет обычной организации, развиться до сетевого уровня. К примеру, можно привести существующие и развивающиеся многочисленные сети мини-химчисток, которые обладают технологией по очистке одежды, и позволяют разворачивать пункты химчистки, без значительных капитальных вложений.

Финансы. Следующий элемент среды сетевой организации – финансы. Под финансами как элементом организации чаще всего понимаются не только денежные, но и другие ресурсы, которыми располагает или которые может привлечь организация для осуществления собственной деятельности.

Управление. Еще одним немаловажным элементом, в рассматриваемой схеме, выступает понятие «управление». При рассмотрении внутренней среды сетевой организации, в качестве системы с множеством элементов, необходимо обратить внимание на то, каким образом происходит процесс управления. Современное понятие «управление», выступает как процесс, связанный с координацией различных деятельностей, с учетом их целей, а также условий выполнения и этапов реализации. [18, с. 64]

Персонал. Кадровая политика организации, выступает следующим звеном, в цепочке элементов внутренней среды. Под персоналом (кадрами), понимают совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает сетевая организация. В лице персонала, могут выступать сотрудники организации, а также её партнеры, которые могут быть привлечены, к реализации некоторых проектов, или эксперты, посредством которых могут быть привлечены возможности, для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т. п.


Коммуникация. Существующая проблема коммуникации в сетевых организациях, занимает особого внимания. Таким образом, исследования указывают на то, что трудности в производственном процессе организации, были вызваны, недостатком общения, или же неумело организованными способами, необходимыми для передачи информации. Западными учеными было выявлено то, что в средней или крупной компании, существует определенная, и при этом прочно связанная, коммуникационная цепочка, тянущаяся от высшего руководства, вниз к сотрудникам. При этом, эффективность работы компании, существенно зависит от того, насколько четко, а также быстро, осуществляется связь по цепочке. [19, 97-98]

Для сетевой организации, чья деятельность, напрямую связана с осуществлением большого количества параллельных, а также взаимосвязанных бизнес-процессов, довольно часто, еще и географически рассредоточенных в масштабах одной страны (или всего мира), фактор коммуникации, зачастую имеет весомое, решающее значение.

Как можно увидеть из осуществленного анализа, внутренняя среда сетевой организации, полностью пронизывается, всеми теми факторами, которые должны быть подвергаться, серьезному изучению. Не существует аспектов, которые более или менее важны, для организации. Организация, может существовать, только с грамотно поставленной целью, а также с четко выстроенной структурой, и финансированием. Но кроме этого, ей еще нужен преданный персонал, и немаловажным является хорошо сформированный процесс коммуникации.

3. Анализ факторов рыночного окружения сети супермаркетов "Магнит"

3.1 Анализ факторов внешней среды сети ЗАО «Тандер»

ЗАО «Тандер», представляет собой владельца крупнейшей по числу магазинов, а также территории их покрытия, сети продуктовых супермаркетов-дискаунтеров в России. Она выступает под единой торговой маркой «Магнит».

Ввиду того, что характер деятельности сети «Магнит», представляет собой общенациональный масштаб, а сама сеть, имеет общероссийское распространение, в целом, наибольшее влияние на ее деятельность, оказывают глобальные факторы внешней среды. Такие факторы, оказывают влияние, на предприятие, как на национальном, так и мировом уровне. Оценку влияния данных факторов внешней среды, целесообразно провести, при помощи PEST-анализа.


анализ факторов внешней среды сети «Магнит»

Таблица 1

Политика

Р

Экономика

Е

Политическая стабильность органов региональной исполнительной власти

Государственное регулирование конкуренции в отрасли (влияние антимонопольных органов)

Повышенное внимание со стороны налоговых органов

Влияние экономического кризиса (снижение уровня потребления населения)

Повышение уровня инфляции

Развитие розничной сети

Повышение отпускных цен поставщиков

Появление новых конкурентов

Социум

S

Технология

Т

Снижение прироста населения

Изменение структуры доходов населения

Снижение социальной мобильности населения

Повышение уровня социальной напряженности

Внедрение новых стандартов розничной торговли

Применение программного обеспечения планирования логистики

Развитие новых энергосберегающих технологий

Очевидным является то, что не все перечисленные факторы внешней среды «Магнит», могут оказывать равное влияние, на деятельность сети «Магнит». Для того, чтобы выявить наиболее значимые из них, необходимо произвести экспертную оценку, а также присвоить каждому из них, весовой коэффициент, который бы отражал степень влияния на бизнес. Таким образом, появится возможность по получению комплексной оценки влияния факторов внешней среды, на деятельность сети «Магнит».

Результаты PEST-анализа факторов внешней среды сети «Магнит»

Таблица 2

Внешние стратегические факторы

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Возможности

Политическая стабильность

Развитие розничной сети

Применение энергосберегающих технологий

Внедрение нового ПО

0,05

0,10

0,20

0,15

4

2

5

1

0,20

0,20

1,00

0,15

Угрозы

Усиление государственного регулирования

Конкуренция на внутреннем рынке

Повышение отпускных цен производителей, цен на энергоносители

Снижение активности потребителей

0,05

0,10

0,15

0,20

4

4

2

2

0,20

0,40

0,30

0,20

Суммарная оценка

1,0

3,05


В этом случае, оценка 3,05 указывает на то, что реакция предприятия на стратегические факторы внешней среды, находится на среднем уровне.

Определив при помощи PEST-анализа, глобальные стратегические факторы внешней среды, можно перейти, к рассмотрению более конкретных блоков, находящихся внутри данного элемента бизнес- окружения сети «Магнит». В качестве первого направления анализа, будет выступать такой фактор внешней среды, которым является конкуренты. [20, с. 78]

Учитывая то, что формат сети «Магнит» – является дискаунтером, то прямая конкуренция (по данному направлению), среди сетевых торговых организаций, существующих на рынке краснодарского края, отсутствует. На общероссийском рынке (в сегменте дискаунтеров), конкуренцию сети «Магнит», составляют такие торговые сети, как: «Пятерочка», «Копейка». А в сегменте супермаркетов, такие как: «Перекресток», «Рамстор», «Седьмой Континент» и «Паттерсон».

На рынке г. Краснодара, в сегменте супермаркетов, конкуренцию сети «Магнит», также составляют магазины таких сетей, как: «Ашан», «Лента» и «Карфур».

Ниже, представлена диаграмма, которая отражает конкурентные позиции сети «Магнит», по сравнению с другими конкурирующими сетями (см. рисунок 4).

товарооборот

магазины, ед.

Рисунок 4 – Характеристика основных конкурентов сети «Магнит»

Как следует из представленного рисунка, сетью «Магнит», занято лидирующее положение, среди конкурентов. Это выражается как по количеству действующих магазинов, так «Магнит» занимает второе место по товарообороту, после сети «Пятерочка».

Говоря о той конкуренции, которая существует между форматами, стоит отметить то, что различные типы магазинов, всецело нацелены, на различные целевые группы потребителей. Они являются дифференцированными по уровню дохода. Таким образом, покупатели, которые посещают дискаунтеры, не представляют собой, текущую целевую аудиторию для супермаркетов (ценовой уровень в которых, в среднем, на 10-15% выше, чем в первых).

Лояльность потребителей, является основным показателем эффективности компаний, находящихся в конкурентной борьбе. Другими словами, какое количество потребителей, отдает предпочтение совершать покупки, именно в этой сети магазинов.

На данный момент, не существует в свободном доступе, исследований по лояльности потребителей, на краснодарском рынке. В то же время, можно воспользоваться общероссийскими показателями. Таким образом, в соответствии с проведенным в Москве исследованиям, в качестве абсолютного лидера в сегменте дискаунтеров, является "Пятерочка". В этой сети, в течение 6 месяцев, совершали покупки порядка 60% респондентов. А вот 28% опрошенных, регулярно делают покупки в магазинах сети. На втором месте, по критерию узнаваемости, находится "Копейка", с показателями в 48% и 14% соответственно (см. рисунок 5).