Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Анализ факторов рыночного окружения сети супермаркетов "Магнит").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Существующие на сегодня тенденции экономического развития, а также характер бизнес-процессов, указывают на то, что сетевой бизнес, является одним из перспективных направлений, по развитию мировой экономики.

Понятие сети, выступает в качестве концептуальной основы сетевого бизнеса. Под понятием сети, необходимо понимать, существующую совокупность устойчивых, относительно замкнутых связей, возникающую между хозяйственными агентами, или же совокупность фирм (или специализированных единиц). Сетевой бизнес, дает возможность, с большей долей эффективности, соответствовать динамике факторов, относящихся к внешней среде. Но в то же время, в течении своей деятельности, большое количество сетевых структур, сталкиваются с большим рядом объективных проблем. Таким образом, по мере развития сетевого бизнеса, в оборот, вовлекается все больший объем не только ресурсов, но и товаров. Такое положение, усложняет процесс по контролю над потоками запасов, находящихся внутри сетевой компании, а также ее управление. Такая проблема, в большей степени, связана с критерием масштаба, который является характерным, для большого количества сетевых компаний.

Актуальность темы исследования, обусловлена тем, что развитие сетевого бизнеса в России, на сегодняшний день, имеет достаточно экстенсивный характер. При этом, существует две проблемы, которые взаимно дополняют друг друга. Первая проблема, заключается в том, что существует недостаточная эффективность по управлению сетевым бизнесом. Вторая проблема, заключается в том, что имеется отсутствие сбалансированных механизмов, по повышению его инновационного роста. В связи с этим, поставленная проблема, требует подробного анализа, а также оценки.

Целью курсовой работы, является анализ факторов не только внешней, но также и внутренней среды, присущей сетевой организации. Достижение поставленной цели, предполагает собой, решение следующих задач:

  • рассмотрение теоретических основ и специфик деятельности сетевых предприятий.
  • рассмотрение характера управления сетевыми компаниями, в условиях современной рыночной экономики;
  • выявление основных факторов внешней, а также внутренней среды, которые определяют развитие сетевого бизнеса, выявление методов по управлению им;
  • исследование факторов внешней и внутренней среды, на конкретном примере сетевой организации г. Краснодара.

Объектом исследования, выступает розничная торговая сеть ЗАО "Тандер", под торговым названием "Магнит".


Предметом исследования - выступают факторы внешней и внутренней среды, которые существуют в процессе функционирования, и развития сетевых компаний.

В курсовой работе, были применены методы как экономического, так и статистического анализа, количественного и качественного изучения. Также, были применены принципы системности и развития.

Теоретической основой настоящей работы, являются труды отечественных, и зарубежных авторов, по стратегическому менеджменту, теории организации, менеджменту предприятия, маркетингу таких как С.Б. Авдашева, Т.В. Маринина, Л.Е. Басовский, Г.И. Хотинская, Н.А. Восколович, В.В. Глухов, В. Дементьева, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, В.В. Радаев, В.Н. Казаков, С.Б. Коробко, Ф. Котлер, Н.В. Миронова, Г.А. Ахинов, Ф.Ф. Райхельд, Ю.П. Свириденко, В.А. Тупчиенко, Х. Хакансон, Д. Белл и др.

В структурном отношении, работа представлена двумя теоретическими и одной аналитической главами. В них, последовательно рассматриваются, следующие вопросы: в первой главе, текст посвящен общему анализу сетевых организаций, их специфики, а также тенденциям развития. Во второй главе, рассматривается комплекс факторов как внешней, так и внутренней среды, присущей сетевой организации. В третьей главе, проводится анализ факторов внешней и внутренней среды, присущей сетевой организации г. Краснодара, а именно – ЗАО «Тандер».

Также, курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, иллюстрирована различным графическим материалом.

1. Сетевые предприятия, как современная форма деятельности организаций.

1.1 Общее понятие и сущность сетевых организаций

В последние десятилетия, в качестве ответа различных организаций во всем мире, на усиление конкуренции в глобальном масштабе, стал отход, от координируемой из центра, многоуровневой иерархии. Происходит движение к различным, значительно гибким структурам, которые скорее напоминают собой сети, чем привычные и традиционные, управленческие пирамиды. Процесс перенесения рыночных отношений, во внутреннюю сферу компаний, породило появление в жизни, совершенно новый тип структур, которым являлись сетевые организации. В таких организациях, последовательность команд, которые давались в иерархической структуре, заменялись цепочкой заказов, даваемых на поставку продукции. Также, происходило развитие взаимоотношений, с другими подобными фирмами. Сети, представляют собой, совокупность фирм (или специализированных единиц), деятельность которых, координируется рыночными механизмами. Координация деятельности таких фирм, посредством рыночных механизмов, происходит вместо командных методов. Такие фирмы, рассматриваются в качестве форма, способных ответить современным требованиям, исходящим от внешней среды.


Сеть, в самом общем значении, представляет собой свободную гибкую коалицию, которая управляется из единого центра [1, с.56-58]. Такой центр, возлагает на себя, осуществление таких немаловажных функций, как: образование альянсов, и управление ими. Помимо этого, он выполняет функции по координированию финансовых ресурсов, технологий, определению сфер компетенции, а также стратегии, соответствующих вопросов менеджмента, развитие отношений, возникающих с потребителями, и управление информационными ресурсами, которые связывают сеть воедино[1].

В более широком смысле, сетевая организация, которая выходит на уровень конечных потребителей, обращается внимание на то, что в данной совокупности взаимозависимых специализированных экономических единиц, со своими целями (независимых фирм, а также автономных организаций), которые действуют без иерархического контроля, и задействованы в системе «с общими целями, через многочисленные горизонтальные связи, взаимную зависимость и обмен».[2]

Исходя из этого, сетевые организации – представляют собой гибкие горизонтальные управленческие структуры, которые функционируют за счет общей ресурсной базы. В такой ресурсной базе, ключевым, является информационный ресурс, а также наиболее удачно сочетающие не только формальные, но также и неформальные процедуры, необходимые для координации, и согласования деятельности, фирм, являющихся участниками сети.

Особенностью сетевой структуры, является ее ориентация, на использование активов партнеров, для создания потребительской ценности, вместо того, чтобы сосредоточить все необходимые активы, внутри одной фирмы. [2, 32-36] При этом, все взаимодействие с партнерами, основано на использовании различных рыночных механизмов (а не административных процедур). Р.Майлз и Ч.Сноу, были первыми исследователями, сумевшими наиболее четко описать сетевые формы организации крупного бизнеса.[3] Эти исследователи, предложили классификацию сетевых структур. В данной классификации, было выделено 3 основные формы:

1) внутренняя,

2) стабильная

3) динамическая (см. рисунок 1).

По Майлзу и Сноу, сферы применения сетевых структур, подразделялись:

  • внутренние и стабильные сети, были наиболее приемлемыми, в зрелых отраслях, в которых требовались высокие капитальные вложения;
  • динамические сети, более подходили для низкотехнологичных отраслей, которым были присущи короткие циклы по разработке продуктов, а также для развивающихся отраслей, которые являются высокотехнологичными. Примером этого, могут быть электроника и биотехнология. [4, 56-67]

Внутренняя сеть, предполагает собой то, что корпорация, сохраняет свои размеры, свои границы, а также число компаний, входящих в нее. В тоже время, она вводит во внутрифирменную среду, рыночные механизмы. Другими словами, внутренние подразделения компании, начинают работать уже по рыночным, а не по трансфертным ценам. Тем самым, они могут продавать продукцию тем фирмам, которые не входят в корпорацию.

Рисунок 1 – Типы сетевых организаций по Р. Майлзу и Ч.Сноу

В результате, эффективность работы таких организаций растет. Это связано с тем, что они, полностью ориентированы на ведение самостоятельного бизнеса, а не на стабильный заказ, от материнской фирмы, которая в свою очередь, сравнивает цены своих внутренних, а также внешних поставщиков. К примеру, можно обратить внимание на внутренние сети компании General Motors, а также корпорации ABB. [5, 102-103]

Стабильная сеть, характеризуется тем, что головная (центральная) фирма, осуществляет контроль, над несколькими наиболее важными активами. такие активы, определяют собой, конкурентоспособность компании, в какой-либо сфере бизнеса. Остальные же активы, она получает, посредством тесного сотрудничества, которое осуществляется, со своими постоянными партнерами. К числу таких партнеров, можно отнести дистрибьюторов, поставщиков и т.п. К примеру, в компании "BMW", любой внутренний вид деятельности, является кандидатом на замену сторонним заказом. В свою очередь компания, контролирует только разработку новых материалов, различных технологий, электроники, и проведение фундаментальных исследований, в смежных областях. Преимущество этого типа сети – в стабильности, согласованности, ориентации на единую цель благодаря сильной взаимозависимости партнеров. Её основным недостатком, является – минимальная гибкость, существующая невозможность по быстрой замене партнера, а также переориентации, на производство иного продукта.

Динамическая сеть, выстроена на основе максимального выноса активов, за пределы стержневой фирмы. Такая стержневая фирма, контролирует, только один-два важных актива. Иногда, она даже не имеет их, а только лишь осуществляет координацию информационных и денежных потоков. Абсолютно всю деятельность, которая направлена на создание продукта, а также его реализацию, стержневая фирма (которая является брокером), передает своим партнерам. Такие партнеры, могут осуществлять операции, не только на данном рынке, но также и на тех рынках, которые являются смежными. Таким образом, сетью достигается максимальная гибкость, а сетевые деятели, имеют возможность легко переориентироваться, на другие рынки. В тоже время, фирма-брокер, может найти для своей деятельности новых партнеров. Сети такого вида, нашли свое распространение в тех отраслях, для которых характерным являются кардинальные изменения спроса, в течение короткого промежутка времени. Довольно часто, это те отрасли, которые испытывают на себе влияние моды.


Исследователи, проводя изучение распространения сетевых форм по организации бизнеса, указывают на несколько преимуществ, которые присущи им. К таким преимуществам, к примеру относятся единая ассортиментная политика, для каждого формата. Примером этого может быть торговля, супермаркет, минимаркет, гипермаркет и др. В тоже время, вместе с показателями эффективности сетевого бизнеса, которые были рассмотрены выше, можно указать на существующие дополнительные параметры. В первую очередь, стоит обратить внимание, на то, что в структуре затрат на производство, а также реализацию продукции, доля условно-постоянных расходов как правило, у сетевого, значительно меньше, чем у несетевого, примерно на 5 - 15%. Во вторую очередь, у сетевых структур, примерно на 3 - 5%, доля расходов выделяемых на рекламу, меньше, при выходе на новые рынки. В третью очередь, сетевая форма бизнеса, имеет на 60% больше средний доход. Также, они имеет на 8% больше загрузку площадей. Чаще всего, стоимость бизнеса в целом, при наличии сетевого бренда, в среднем повышается на 30%.[4]

1.2 Современное состояние и развитие сетевых организаций

Рост сетевой экономики в мире, отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые изучают проблемы сетевых организаций (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Относительная динамика роста количества сетевых организаций в некоторых странах мира

Исследователями, выделяются следующие основные тенденции, которые характеризуют современное состояние, присущее сетевым организациям:

  • консолидация рынка. Происходит увеличение количества сделок по слиянию и поглощению, внутри одной сети. Это происходит как между российскими операторами, так, и с привлечением иностранных операторов;
  • увеличение долговых заимствований, осуществляемых сетевыми организациями, при помощи облигационных займов. Также, привлечение синдицированных кредитов;
  • увеличение доли организованного сетевого бизнеса, с постепенным снижением, доли не сетевых организаций;
  • увеличение эксплуатации современных технологий, связанных с построением сетевых торговых организаций. К примеру, ИТ и строительство магазинов;
  • участие в процессе строительства торгово-развлекательных центров, а также других объектов недвижимости;
  • появление на каком-либо отраслевом рынке, «не профессиональных» компаний. Это может происходить в процессе диверсификации бизнеса, или же структурными изменениями, происходящими в бизнесе (деятельность которых, не каким образом не связана с данным рынком);
  • развитие альтернативных выходов на рынок, посредством франчайзинга. Создание совместных предприятий; [6, 302-304]