Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Анализ факторов рыночного окружения сети супермаркетов "Магнит").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При этом, общепризнанным фактом является то, что торговля, выступает в качестве основного сектора бизнеса, в котором происходит рост сетевой организации хозяйственной деятельности. Национальные торговые сети, охватывают собой целые страны. В тоже время, на мировом рынке, весьма широко, представлены транснациональные ритейлинговые сети. Хотя сетевая организация бизнеса, является свойственной многим отраслям деятельности (банкам, гостиничным комплексам, операторам сотовой связи, и др.), все же, сети розничной торговли, являются наиболее типичными представителями, сетевого бизнеса.

В России в 2015 году, на сетевые магазины, пришлось примерно 30,1% оборота, на российском рынке товаров конечного потребления. Это происходило в то время, как на открытые рынки, приходилось чуть более 10% продаж (см. диаграмму 1).

Доля сетевых организаций в российском секторе розничной торговли

Диаграмма 1

Данная тенденция, обусловлена тем, что происходит строительство современных магазинов, а также торговых центров, постепенным ростом доходов населения, а также изменением его потребительской культуры. Операторами рынка, прогнозируются тенденции того, что в течение 3-4 лет, российские сети, увеличат долю рынка до 40-45%. Это будет происходить, за счет вытеснения рыночной торговли. [7, 202]

Существует еще одна тенденция, свойственная сетевому ритейл-бизнесу: если раньше, обязательно присутствовала «цепочка» по доведению продукта до потребителя: "производитель – крупный дистрибьютор" (который в свою очередь, занимался перепродажей, а также распространением товара, в розничных сетях), то теперь, данная «цепочка» укоротилась: "производители, работают непосредственно с торговыми сетями". Такое положение, непременно влияет на цену продаваемых продуктов. И это в свою очередь, увеличивает спрос покупателей в сетевых магазинах, на продукты данной категории. Существенно разнятся формы сетевой организации, даже внутри отрасли. Таким образом, в соответствии с анализом, который был проведён исследовательской компанией «Step by Step», доля современных форматов сетевой торговли, в 2015 году, была распределена следующим образом (см. диаграмму 4):

Рыночная доля форматов в общем объёме сетевой торговли

Диаграмма 2

Из диаграмме 2, видно то, что самыми популярными форматами, стали два формата: это «гипермаркет» и «дискаунтер». Их доли рынка, значились 39% и 33% соответственно. «Супермаркеты», значительно уступают им, занимая всего 20% сетевого рынка. В то время, когда на долю остальных форматов, в рыночной доле сетевых игроков, приходится только 8%. [8, 314]


Деятельность сетевых предприятий, охватывает собой, множество структурных элементов, находящихся внутри одной системы. Она довольно часто, сильно диверсифицирована территориально. Из этого следует, и соответственно является очевидным то, что на деятельность таких организаций, значительное влияние, оказывают факторы как внешней, так и внутренней среды. Данный вопрос, будет рассмотрен, в следующей главе.

ГЛАВА 2. факторы внешней и внутренней среды в деятельности сетевых организаций

2.1 Внешняя среда сетевых организаций

Несмотря на то, что сетевые предприятия, наделены многими схожими чертами с организационной точки зрения, их сферы и отрасли деятельности, являются настолько различными, что не дают возможности, выявить какие-либо специфические факторы внешней среды, которые имеют не только решающее, но и определяющее значение, присущее именно для этого типа организаций. В целом, все факторы внешней среды, для сетевых организаций, являются аналогичными. Это выражено в том, что они оказывают влияние, на деятельность обычных несетевых предприятий. Стоит отметить, что существует некоторая отраслевая специфика, присущая каждому конкретному сетевому предприятию. Таким образом, к примеру, международная банковская сеть, является наиболее подверженной влиянию такого фактора внешней среды, как мировая политическая обстановка. А гостиничная сеть, во многом зависит, от факторов природного характера, которые определяют продолжительность сезона, а также количество туристов, которые были привлечены. [9, 105-123]

При этом, для всех без исключения сетевых организаций, весьма значимыми являются такие факторы внешней среды, как: конкуренты, потребители, партнеры. Сетевая организация, как открытая система, зависит от поставок таких категорий, как: ресурсы, энергия, кадры. также сюда стоит отнести поведение клиентов сетевой компании.

В связи с тем, что факторы внешней среды, имеют различную силу влияния, оказываемую на сетевую организацию, их разделяют, на: прямые и косвенные факторы. В свою очередь, всю внешнюю среду, подразделяют на среду: прямого действия и косвенного действия. Ниже, данные факторы, рассмотрены более подробно.


Потребители - являются теми лицами, которые заинтересованы, или могут быть заинтересованы, товарами или услугами, которые производятся организацией.

Необходимость по удовлетворению потребностей покупателя, оказывает влияние на те процессы, которые происходят внутри сетевой организации. Это связано с тем, что количеством потребителей, в конечном итоге определяются все необходимые производственные ресурсы. А характеристика потребителей - влияет на необходимый ассортимент товаров, а также услуг, и их качество. Принципиально, абсолютно всех потребителей сетевой организации (в зависимости от сферы ее деятельности), можно подразделить, на четыре большие группы:

  • конечные потребители (или население);
  • промышленные потребители, которые являются представителями различных отраслей хозяйства;
  • посредники, или торговые организации, которые приобретают товар, для его дальнейшей перепродажи;
  • государство, в качестве хозяйствующего субъекта.

Важной составляющей внешней среды, являются конкуренты. Каждый руководитель, должен осознавать то, что если он, не будет удовлетворять своих потребителей, также эффективно (с определенным как качеством, так и ценой), как и его конкуренты, то такое предприятие, в рыночных условиях, долго про существовать не сумеет. [10, 47] Под конкурентами, могут подразумеваться не только те компании, которые предоставляют такие же товары, но с другой маркой, но также и те компании, которые выпускают похожие заменители. В связи с этим, у абсолютно любой сетевой организации, существуют два вида конкурентов:

  • прямые конкуренты. Прямыми конкурентами, являются производители аналогичных товаров, или аналогичных услуг. К примеру, банковская группа «Раффайзен» и BSGV;
  • косвенные конкуренты. Косвенными конкурентами, являются производители заменителей. К примеру, сеть гостиничных предприятий «Mariott», а также сеть развлекательных центров «Star Galaxy». Две эти сети, предлагают своим клиентам отдых. [11, 32-34]

Для того чтобы вести хозяйственную деятельность каждой компании, необходимы внешние поставки, такие как: сырье, материалы, трудовые ресурсы, капитал. В данном случае, возникает прямая зависимость, существующая между сетевой организацией, а также сетью поставщиков, которые обеспечивают поставки указанных ресурсов. Организацию, на рынке закупок, больше всего, интересуют условия по получению ресурсов. Конкретно к этому можно отнести: цену, качество, а также условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно такие тенденции на рынке закупок, оказывают влияние, на общий товарооборот, имеющийся у предприятия.


Некоторые общественные организации, также могут оказывать непосредственное влияние, на осуществляемую деятельность сетевых предприятий. За последние годы, такое воздействие, усилилось особенно. Является хорошо известным, факт влияния профсоюзных организаций, которые осуществляют борьбу за права работников. Тем самым, они устанавливают баланс отношений, возникающий между собственниками, и наемными рабочими. Происходит расширение влияния тех организаций, которые осуществляют борьбу, за права потребителей, а также за экологическую чистоту. Таким образом, к примеру, в 1992 году, в России, был принят Закон, касающийся защиты прав потребителей. Данный закон, усилил позиции общественных организаций, которые защищали права потребителей, на покупку качественных товаров, а также на получение достоверной информации. [12, 28]

Государством, оказывается воздействие, на сетевые организации. Такое воздействие, оказывается преимущественно, через законодательное регулирование деятельности. Количество, а также сложность законов, которые непосредственно посвящены бизнесу, значительно возросли.

В связи с тем, что деятельность сетевой организации, довольно часто, отличается высокой географической концентрацией, а также мощной не только финансовой, но также и ресурсной базой, то они, наделены возможностью, по монополизации какого-либо рынка. Такое обстоятельство, влечет за собой, повышенное внимание к ним, со стороны антимонопольных органов. [13, 78]

Под средой косвенного воздействия, понимаются те факторы, которые могут не осуществлять непосредственного, или же немедленного влияния, на деятельность. Но в тоже время, в перспективе, они могут сказываться на ней. В этом случае, речь идет, о состоянии экономики в целом, а также научно-техническом развитии, социальных, культурных, и политических изменениях.

Рассмотрим более подробно факторы, которые осуществляют влияние:

1) Экономические факторы. Факторы, которые существуют в экономической окружающей среде, присущей сетевой организации, должны постоянно оцениваться. Это связано с тем, что состояние экономики, оказывает влияние на цели фирмы, а также способы по их достижению. К ним можно отнести: темпы инфляции, международный платежный баланс, уровень занятости населения, ставку кредитования бизнеса и т.п. Каждый из них, может представлять какую-либо угрозу, или же новую возможность, для предприятия. Таким образом, колебания курса доллара, относительно валют других стран, могут выступать в качестве причины, для обретения или потери, крупных сумм денег.


2) Политические факторы. Для сетевого бизнеса, весьма большое значение, имеет политическая стабильность, которая царит в обществе. От данного уровня, зависит степень притока инвестиций, а также другого рода ресурсов, в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу, может быть выражена, в установлении различных льгот, или пошлин. Такие льготы и пошлины, могут либо развивать бизнес в регионе, или вытеснять его, тем самым, создавая неравноправные условия, для различных организаций. Также, могут быть использованы приемы, по лоббированию интересов, определенных промышленных групп, как в правительственных учреждениях, так и в других структурах. Это несомненно также оказывает влияние, на весь бизнес в целом.

3) При организации деятельности, нельзя не учитывать, ту культурную среду, в которой она происходит. В данном случае, в первую очередь, речь идет о преобладающих в обществе, жизненных ценностях, а также традициях. На этой основе, как раз и базируется стандарт поведения. Общеизвестным является принципиальное отличие американского, от японского стандартов. В случае американского стандарта, выраженным является «индивидуалистический» подход к организации. В японском случае, выраженным является «семейный» подход. Из этого, нормой поведения, в американском подходе, выступает стремление к карьерному росту, с регулярной сменой мест работы. В японском подходе, человек, работает в организации всю жизнь. Он относится к начальнику, как к отцу, которого ему необходимо слушать.

4) Научно технический прогресс. Данный фактор, определяет возможность по повышению эффективности производства. Следовательно, он определяет возможность повышения эффективности способов, по удовлетворению потребителей. Для того, чтобы организация, могла быть конкурентоспособной, необходимо не только осуществлять сбор, но также и хранение, распределение больших объемов информации, касающихся новаций, которые возникают в среде деятельности. За последние годы, были созданы совершенно новые технологии, по обработке ресурсов и информации. К ним можно отнести: компьютерную и лазерную технику, робототехнику, спутниковую связь, биотехнологии, и др. Исследователи, указывают на высокую скорость изменения технологий. Причем данная тенденция, сохраняется.

5) Международные факторы. Ранее считалось, что международная среда, представляет собой объект внимания, только для тех сетевых организаций, которые в свою очередь, работают на экспорт, или же являются транснациональными. На сегодняшний день, изменения в мировом сообществе, практически затрагивают все предприятия. В современном мире, присутствует тенденция, по глобализации рынка. Это означает то, что стираются границы, которые имеются между бизнесом, в различных странах. Происходит развитие транснациональных корпораций. Все большее влияние, оказывают международные экономические, а также политические организации. К тем факторам, которые обуславливают развитие международного бизнеса, могут быть отнесены: более низкие издержки, для ведения бизнеса за границей, стремление уйти, от торговых ограничений внутри страны. Также, к этому списку стоит отнести инвестиционные, и производственные возможности, имеющиеся у других стран. [14, 28-29]