Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Более полутора веков руководства компаний всего мира улучшают деятельность своих организаций. Необходимость оптимизации продиктована растущей скоростью технического прогресса. Все быстрее и вместительнее стали корабли, железные дороги покрыли землю своей сетью, появилась авиация, в том числе и транспортная. В конце XX века в обиход массово вошла компьютерная техника и человечество получило Интернет, что привело к высокой скорости прохождения информации. Все это сделало необходимостью для выживания компаний – оптимальность организации внутренних процессов.

В мире, появились множество подходов по управлению организацией и организации производства. Например, TQM, «6 сигм», «Бережливое производство», «Цикл Деминга». Все они, так или иначе, стремятся улучшить деятельность организации для получения более качественного продукта. В 50-х годах прошлого века, американским ученым Уильямом Эдвардсом Демингом был широко развернут статистический метод управления Уолтера Шухарта. Впоследствии этот метод стали называть «цикл Деминга-Шухарта» и он вошел в основу многих методик управления. Тогда же в Японии набрала обороты концепция Just-in-time примененная на Toyota Motors, в дальнейшем концепция «точно в срок» стала основой для методики «бережливое производство».

Первая волна по улучшению качества продукта началась в 80-90 е года прошлого века. Ее особенностью стала минимизация уровня дефектов, но, как и все, она имела и ряд недостатков. Попытка исправить эти недостатки путем автоматизации и компьютеризации привела к тому, что ошибки можно стало делать быстрее и больше. Поэтому появилась методология, которая называлась «Улучшение бизнес процессов» (Business process improvement).

Цель данной работы – описать оптимизацию бизнес-процессов с помощью процессного подхода.

Задачи данной работы:

  • Рассмотреть понятие «бизнес-процесс»;
  • Рассмотреть понятие «процессный подход»;
  • Показать применение процессного подхода к оптимизации процессов.

Глава 1. Понятие бизнес-процесс

Что же такое «бизнес-процесс»

В определенный момент, с середины XVIII века по середину XIX века, промышленная революция заменило ремесленничество на фабрично-заводскую. В организациях стали появляться отделы основанные на выполнении одинаковых или похожих работ, потом отделы начали организовываться в департаменты и дивизионы. Такое разделение дает определенные преимущества, но не лишено и недостатков. Одним из которых является противоречие между организационной структурой и процессами. Как правило, в организации есть процессы, которые проходят сквозь всю организацию. А отделы, как правило, выполняют в них определенную узкую функцию. На рисунке 1, мы видим два сквозных процесса проходящих через всю организацию.


Рис. 1. Отделы и процессы

Давайте разберемся, что же такое «бизнес-процесс». Я собрал несколько определений от различных авторов в таблицу.

Автор

Определение

Д. Харрингтон

Бизнес процесс – это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю.

Б. Андерсен

Бизнес-процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально) с целью достижения определенных измеримых результатов или продукции для удовлетворения внутренних или внешних потребителей.

Инталев

Процесс - последовательность исполнения работ (функций, операций), направленных на создание результата, имеющего ценность для потребителя.

В.В. Репин

Бизнес-процесс — это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.

А.Г. Киселев

Бизнес процесс – организационная подсистема, создающая экономическую ценность для организационной системы путем удовлетворения потребностей ее внутренних и внешних клиентов в ресурсах и услугах. Существенными свойствами данной подсистемы будут:

  • способность приобретать, хранить и потреблять необходимые ресурсы (выступать в качестве заказчика необходимых ресурсов, товаров и услуг);
  • способность производить и хранить произведенные им продукты вплоть до передачи их потребителю;
  • способность к самоуправлению на основе накопленной внутренней экспертизы и опыта;
  • возможность комплексной экономической оценки деятельности.

Теперь сгруппируем сами процессы. Выделяют две основные группы:

  • Основные процессы – это процессы, в результате которых создается добавленная стоимость (возникает новое качество) продукта. К основным процессам могут относится: производство, закупка и логистика, хранение ТМЦ.
  • Вспомогательные процессы – это процессы, не создают дополнительной ценности и обслуживают основные бизнес-процессы, т.е. создают инфраструктуру, ведут административное обслуживание. К вспомогательным процессам относятся, например: управление финансами, управление персоналом, управление информационно-техническим обслуживанием.

Теперь, определившись с понятием «бизнес-процесс» посмотрим на проблему с отделами шире.

Каждое подразделение стремится расширить свое влияние и свои полномочия и в то же время оптимизировать свой собственный уровень показателей. Каждый отдел оптимизирует области своей ответственности формируя свой «локальный оптимум», что ведет к конфликту целей организации и отдела, и возможно к конфликту действий. В итоге конечный результат работы организации может быть не только положительной суммой работы ее подразделений, но и отрицательной величиной. Это хорошо описано в работе Э. Голдратта «Цель» на примере завода.

В современных методиках процессного управления, предприятие рассматривается не как совокупность отделов, а как совокупность бизнес-процессов.

Выводы:

• каждый процесс имеет потребителя, и сосредоточение на каждом процессе способствует лучшему удовлетворению потребителей;

• определение границ рассматриваемого процесса, а также поставщиков и потребителей, позволит обеспечить лучшее взаимодействие и понимание требований, которые следует удовлетворить;

• при управлении целостным процессом, который проходит сквозь множество отделов, а не отдельными отделами, снижается риск появления «локального оптимума»;

• при назначении владельцев процессов, ответственных за процесс, удается избежать распределения ответственности по фрагментам, что часто бывает на функциональных предприятиях;

• управление процессами позволяет создать лучшие основания для контроля времени выполнения работ и ресурсов.

Большинство из этих элементов основано на том, что каждый отдельный процесс имеет поставщика и потребителя. Модель «поставщик-потребитель» — центральная для понимания, что такое бизнес-процесс и процессного подхода.

Понятие процессного управления

Рассмотрим три подхода к управлению:

Функциональный подход к управлению – делегирование полномочий и ответственности через функции. Функция – подсистема организации, выделенная по принципу схожести работ, выполняемых сотрудниками. Существует четыре основных функции в организации (вариант): маркетинг, производство, персонал, финансы. Кроме этого, можно выделить некоторое количество вспомогательных функций, например, безопасность, юридическое сопровождение. Соответственно, в рамках функционального подхода к управлению система (организация) делится на функции, во главу которых ставятся функциональные руководители, наделяемые полномочиями и ответственностью по их управлению. Затем функции делятся на подсистемы - подфункции (подразделения), во главе которых находятся руководители, наделенные полномочиями и ответственностью по управлению вверенных им подразделений, и так далее. Таким образом, создается система делегирования полномочий и ответственности, пронизывающая всю организацию в целом. Функциональный руководитель отвечает за максимально результативную и эффективную деятельность вверенного ему подразделения. Данный подход к управлению применяется для управления регулярной (многократно повторяющейся) деятельностью.


Проектный подход к управлению – делегирование полномочий и ответственности через проекты, где проект это «разовая» деятельность, для реализации которой создается кросс функциональная команда, один из участников которой назначается руководителем проекта, другой - главным инженер проекта (при необходимости). Полномочия и ответственность, связанные с достижением целей проекта (результативность и эффективность), делегируются руководителю проекта. В этом случае участники проектной команды попадают под двойное управление: руководителя проекта (проектная, «разовая» деятельность) и функционального руководителя (регулярная деятельность), создается матричная организационная структура, связанная с реализацией двух подходов к управлению одновременно.

Для проектных организаций все немного сложнее, у них существует «стабильный» функционал руководителей проектов и главных инженеров проектов, хотя общий подход не меняется.

Процессный подход к управлению – делегирование полномочий и ответственности через бизнес процессы, В рамках Процессного подхода предполагается выделение проблемного Бизнес-процесса и его участников, назначение одного из участников Бизнес-процесса Владельцем и делегирование полномочий и ответственности по управлению данным Бизнес процессом ему. Возникает матричная структура при управлении регулярной деятельностью. Участник Бизнес процесса подчиняется функциональному руководителю и владельцу Бизнес-процесса, что связано с применением одновременно двух подходов к управлению регулярной деятельностью: функционального и процессного. Что, кстати, не исключает и тройного подчинения, если он (сотрудник) так же является членом проектной команды (не регулярная деятельность).

Процессный подход это одна из концепций управления, которая окончательно сформировалась в 80-х годах прошлого века. В соответствии с этой концепцией вся деятельность организации рассматривается как набор процессов. Для того чтобы управлять, необходимо управлять процессами. Он стал одним из ключевых элементов улучшения качества.

В отличие от функционального подхода, управление процессами позволяет концентрироваться не на работе каждого из подразделений, а на результатах работы организации в целом. Процессный подход меняет понятие структуры организации. Основным элементом становится процесс. В соответствии с одним из принципов процессного подхода организация состоит не из подразделений, а из процессов.


Процессный подход основывается на нескольких принципах. Внедрение этих принципов позволяет значительно повысить эффективность работы, однако вместе с тем, требует и высокой корпоративной культуры. Необходимо внедрять процессный подход, как идеологию, иной раз кардинально меняя сознание сотрудников. Переход от функционального управления к процессному требует от сотрудников постоянной совместной работы, несмотря на то, что они могут относиться к различным подразделениям. От того, насколько удастся обеспечить эту совместную работу, будет зависеть «работоспособность» принципов, заложенных в процессный подход.

Принципы процессного управления:

  • Процессное управление основывается на управлении по целям.
  • Количество и форма процессов определяется целями.
  • Ответственность за результат и выполнение процесса возлагается на владельца процесса.
  • Процесс имеет внешние границы и взаимодействует с окружением через интерфейсы (вход – ресурсы, выход – продукты и услуги).
  • Требования к результатам процесса предъявляют клиенты процесса.

Таким образом, организацию можно представить в виде сети процессов, которые должны быть взаимоувязаны с целями предприятия (рис. 2).

Рис. 2 Увязка целей и процессов предприятия.

Как мы видим, один и тот же процесс может быть средством достижения разных целей. Для управления процессами, организации необходимо иметь две вещи:

  • Поставленные цели, которые формируются на этапе разработки стратегии.
  • Описанные бизнес-процессы, которые выделяются на этапе инжиниринга.

Многие организации, пытаются решить вопрос перехода на процессное управление частично. Путем описания основных процессов и привязкой текущей функциональной структуры. Очень часто, проект перехода на процессное управление останавливается на описании части процессов и формировании части регламентов этих процессов, где то идут немного дальше и назначают ответственного за процесс (владельца процесса). Там, где владелец процесса не может в силу структуры организации влиять на какую либо часть процесса, на этом и останавливается внедрение процессного управления и делаются выводы о неприменимости данного вида управления к организации. Так же, частой ошибкой становится делегирование построения процессов и системы управления на уровень руководителей среднего звена и специалистов. Очень часто собственники и топ-менеджеры компаний не участвуют или мало участвуют в таких проектах, что, как правило ведет к провалу внедрения процессного управления.