Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы обусловлена тем, что повышение эффективности коммерческой деятельности торговой организации является одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений. Разработка основных направлений развития коммерческой деятельности торговых организаций необходима для укрепления конкурентных позиций на рынке товаров и услуг. В этой связи возникает необходимость конкретизации сущности и цели коммерческой деятельности торговых организаций, разработки рекомендаций по организации, планированию и прогнозированию коммерческой деятельности.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений основной проблемой торговых предприятий является обеспечение непрерывности развития в рамках жесткой конкурентной борьбы. Поэтому торговые предприятия в быстроменяющейся ситуации должны концентрировать свое внимание на внутреннем состоянии дел: повышать эффективность своей коммерческой деятельности, ориентированной на рынок, и постоянно ее совершенствовать.

Изучение проблемы совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия сегодня является актуальным. Это объясняется следующим:

  • ростом торговых предприятий, создающих жесткую конкуренцию;
  • спецификой работы торгового предприятия (например, типом торгового предприятия; продаваемым им ассортиментом; группами покупателей и т.д.);
  • совершенствованием коммерческой деятельности торгового предприятия, нацеленной на получение прибыли, при использовании различных комбинаций, разрабатываемых и реализуемых мероприятий;
  • избирательностью самого покупателя.

Для решения задач связанных с организацией коммерческой деятельности необходимо применять методы, которые позволяют правильно выбрать поставщика, наладить товароснабжение, сформировать товарный ассортимент. Рациональная организация коммерческой деятельности означает приобретение товаров нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, у надежного поставщика, по приемлемой цене.

Целью исследования является изучение основных теоретических положений и разработка соответствующих практических рекомендаций по повышению эффективности коммерческой деятельности оптового предприятия ООО «Трейд-плюс». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать сущность коммерческой деятельности предприятия;
  • изучить современные подходы к организации коммерческой деятельности;
  • рассмотреть особенности коммерческой деятельности на предприятиях оптовой торговли;
  • проанализировать особенности управления коммерческой деятельностью предприятия в ООО «Трейд-плюс»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.

Объектом исследования является оптовое торговое предприятие ООО «Трейд-плюс». Предметом исследования являются особенности коммерческой деятельности оптового предприятия торговли.

В качестве теоретической основы исследования выступили труды отечественных ученых и экономистов по исследуемой теме, таких как Дашков Л.П., Памбухчиянс В.К., Бунеева Р.И., Виноградова С.Н., Иванов Г.Г. и т.д., материалы периодических изданий и интернет-ресурс. Для написания работы выбраны следующие надежные источники. Труды вышепересчисленных авторов рекомендованы министерством образования для изучения. Из публикаций в СМИ в основном использованы статьи из цитируемых изданий. В целом эти источники можно считать достаточно надежными.

В качестве информационной базы исследования выступила годовая отчетность анализируемого предприятия.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Понятие и задачи коммерческой деятельности

Коммерческую деятельность на практике очень часто рассматривают как определенный вид предпринимательской деятельности, который осуществляется в сфере обращения товаров и услуг [11, с.8]. Вместе с тем, коммерческой называют любую деятельность, которая связанна с получением прибыли.

Коммерческая деятельность заключается в выполнении обширного комплекса взаимосвязанных торгово-организационных операций, направленных на совершение процесса купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.

В процессе коммерческой деятельности торговые организации и предприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится тщательная работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны и выполняются в определенной последовательности [12, с.15].


Посредством коммерческой деятельности происходит координация между производителями и изготовителями товара/услуг с их прямыми потребителями и регулирование процессами товарного обмена. Действия, которые производятся в процессе, являются носителями коммерческого характера и влияют на окончательные результаты работы торговой организации [4, с.12].

Следовательно, с позиции взаимодействия производителя и потребителя, под коммерческой деятельностью понимается процесс реализации акта купли-продажи товаров или услуг между субъектами согласно сложившемуся и действующему законодательству РФ, конечным итогом которого является извлечение большей прибыли [13, с.22].

Для того, чтобы успешно осуществлять коммерческую деятельность, предпринимателям необходимо знать законы рынка, выявлять причинно – следственные связи в коммерческих процессах. Эффективное решение этих проблем в значительной степени определяется подготовленностью и уровнем квалификации работников коммерческих служб. Коммерция требует теоретического и практического опыта в различных областях, таких как: экономика, финансы, коммерческое право, менеджмент.

Коммерческие отношения взаимосвязаны с рыночными, товарно-денежными отношениями. Товарно-денежные отношения - это отношения, которые возникают между производителями и потребителями в процессе производства и реализации продукции. Коммерция, которая включает операции торгово-сбытового процесса, связана с закупкой и продажей товаров и является элементом товарно-денежных отношений [24, с.65].

Коммерция результативно развивается только при свободных рыночных отношениях, которые характеризуются:

  • разнообразием вариантов при закупке товаров;
  • свободой выбора поставщика при закупке товаров;
  • паритетом партнеров;
  • конкуренцией между поставщиками и между покупателями; свободой ценообразования;
  • самостоятельностью, инициативой, предприимчивостью коммерсанта при закупке товаров [25, с.120].

Основными задачами коммерческой деятельности являются:

  • формирование оптимальных отношений хозяйствования среди субъектов на взаимовыгодной основе;
  • укрепление договорной дисциплины и повышение роли договоров поставки;
  • повышение эффективности в развитии стабильных прямых хозяйственных связей;
  • обеспечение приоритета интересов потребителей;
  • использование передовых методов оптовой и розничной торговли;
  • проведение активной работы по изучению спроса потребности в товарах и его экономическое обоснование;
  • улучшение процесса управления товарными ресурсами, спросом и предложением, формирование конкурентоспособности товара [8, с.17].

Для достижения поставленных в коммерческой деятельности задач необходимо руководствоваться следующими основными требованиями, отраженными на рисунке 1.

Рис. 1. Основные требования осуществления эффективной коммерческой деятельности [24, с.67]

Суть механизма коммерческой деятельности можно обозначить как определенным образом скомпанованную последовательность взаимосвязей и отношений между участниками рынка [9, с.27].

Коммерческая деятельность представляет собой совокупность процессов, в том числе сделок по купле-продаже товаров и услуг, а также удовлетворения потребностей покупателей. Целью коммерческой деятельности является также развитие товарного рынка, максимизация прибыли и сокращение издержек. В ходе коммерческой деятельности проводится постоянный анализ потребностей рынка, координации производства и потребления, расширения существующих рынков и появления новых.

1.2. Структура коммерческой деятельности

В современной экономической литературе нет четкого представления о структуре и содержании коммерческой деятельности. Проанализировав различные подходы к определению сущности, можно выделить десять основных аспектов, характеризующих данный процесс (рис. 2) [29, с.111].

Реализация коммерческой деятельности происходит в процессе продвижения товарной продукции на торговый рынок. В зависимости от специфики деятельности торгового предприятия один или несколько из представленных аспектов могут быть исключены либо видоизменены в зависимости от особенностей работы торговой организации.

Вышеперечисленное позволяет выделить следующие основные направления коммерческой деятельности, характерные для предприятий оптовой торговли:

  • создание хозяйственных связей и организация договорной работы на торговом предприятии;
  • закупочная деятельность;
  • коммерческая работа по продаже товаров;
  • разработка ассортиментной политики и управление запасами торговой фирмы;
  • рекламный менеджмент и маркетинг [27, с.73].

Торговая деятельность выполняет связующую функцию между производством и потребителями на стадии продвижения товаров на рынок. Возникающие в этот момент взаимоотношения называются хозяйственными связями - это отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами в процессе поставок товаров, экономического, организационного, коммерческого, правового, административного характера.


Рис. 2. Характеристики структуры и содержания коммерческой деятельности [29, с.111].

Формирование системы хозяйственных связей происходит на основе принципов свободы договора и добровольного волеизъявления участников товарооборота. В зависимости от количества сторон выделяют простую и сложную структуру хозяйственных связей: простые возникают между предприятием-изготовителем и розничными торговыми организациями, сложные – отличаются от первых наличием посредников [21, с.116].

Виды заключаемых между сторонами договоров, порядок их заключения, изменения, исполнения и прекращения, а также ответственность за неисполнение обязательств устанавливаются нормами гражданского законодательства, при этом участники имеют право самостоятельно установить особые условия договора, не противоречащие принятым нормативно-правовым актам.

Торговые операции чаще всего оформляются договорами купли-продажи, поставки, комиссии и консигнации. Согласно договору купли-продажи, продавец обязуется передать товар покупателю, который обязан принять товар и оплатить его. Договор поставки является одной из разновидности договора купли-продажи, по нему поставщик-продавец несет обязанность по поставке в определенный срок товара покупателю для использования в своей коммерческой деятельности, исключая собственное потребление, а покупатель обязан принять и оплатить его [22, с.5].

Такие договора, как договор комиссии и договор консигнации являются разновидностями договора поручения. Главная их отличительная особенность заключается в том, что при передаче товара от консигнанта/комитента к конигнатору/комиссионеру не передаются права собственности на данный товар, поэтому риск случайной порчи или утраты товара лежит на консигнанте/комитенте [29, с.112].

Оптовые закупки - первоначальное звено в работе по доведению товарной продукции до потребителя. Правильная организация данного процесса в торговой фирме способствует созданию качественного и конкурентоспособного ассортимента, укреплению финансовой устойчивости предприятия. На коммерческую службу предприятия возложена обязанность правильного обоснования объема закупок, информационной базой для этого служат данные об изменении и структуре товарооборота и количестве запасов товаров за ряд лет [20, с.16].

В процессе планирования оптовых закупок главной задачей является соблюдение оптимального соотношения, которое обеспечивало бы бесперебойность снабжения товарами покупателей и не образовывало избыток этих товаров на складских помещениях предприятия. Эффективность закупочной деятельности зависит от правильного выбора поставщиков. В настоящее время существуют специфические требования, сложившиеся в деловом обороте, которыми руководствуются при выборе поставщиков: добросовестность и степень надежности при исполнении договорных обязательств, уровень финансовой устойчивости и платежеспособности, ассортиментный ряд предлагаемой продукции, объем и время поставки, цены и условия оплаты, возможность отсрочки платежей, месторасположение, транспортные расходы [14, с.68].