Файл: Применение процессного подхода для оптимизации бизнес-процессов (Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 3
Часто, в организациях проводятся частичные внедрения, в рамках одного подразделения (департамента, отдела) процессного управления. К примеру, широко известный в среде информационных технологий подход ITSM, позволяет организовать процессную систему управления службой информационных технологий организации. Что, как правило, приводит к увеличению эффективности данной службы, так как все виды выполняемых ею работ представлены в виде услуг с измеряемыми показателями.
Процессный подход к управлению – управление организацией путем построения системы процессов, управления ими, осуществления деятельности по улучшению процессов.
В ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по улучшению деятельности» о процессном подходе говорится следующее:
«Настоящий международный стандарт стимулирует применение процессного подхода при разработке и внедрении системы менеджмента качества и повышении ее результативности и эффективности в целях повышения удовлетворенности заинтересованных сторон за счет обеспечения соответствия их требованиям.
Чтобы организация действовала результативно и эффективно, она должна определить и управлять рядом связанных работ (деятельностей). Деятельность, использующая ресурсы и управляемая в целях приобретения способности превращать входы в выходы, рассматривается как процесс. Часто выход одного процесса непосредственно формирует вход для следующего.
Применение внутри организации системы процессов совместно с идентификацией, взаимодействием и управлением этими процессами может быть названо процессным подходом».
Выводы:
Преимуществом процессного подхода является возможность осуществления текущего (оперативного) управления посредством связи между отдельными процессами внутри системы процессов, их объединения и взаимодействия.
Плюсы процессной схемы управления:
- Ориентированность исполнителей и руководителей на получение результата, нужного компании. Мотивационные схемы персонала привязаны именно к результатам.
- Четкая система единоначалия – один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью операций и действий, направленных на достижение поставленной цели и получение заданного результата.
- Разгрузка руководителей. Они вмешиваются в оперативное управление только в случае значительных отклонений.
- Руководители занимаются своими прямыми обязанностями – организацией эффективного управления и стратегией развития.
- Не критичность для компании смены работников, поскольку есть механизм передачи знаний новым сотрудникам (регламенты бизнес-процессов).
Минусы:
В случае формирования кроссфункциональных подразделений требуются отдельные процедуры для обеспечения профессионального роста сотрудников (обучение).
Глава 2. Процессный подход для оптимизации процессов
2.1. Методы анализа и оптимизации бизнес-процессов
Для оптимизации процесса начинают со следующего шага:
- Описание бизнес-процесса «as-is» (как есть).
Дальнейшие шаги, появляются из обычного логического анализа процесса. При проведении анализа процессов, очень желательно привлекать не только профильных специалистов, но и специалистов из других подразделений, например IT службы.
Концепция улучшения процессов основывается на следующих подходах:
- Бенчмаркинг
- Реинжиниринг
- Перепроектирование
- Методика быстрого анализа решения (FAST)
Рассмотрим их поподробнее.
Бенчмаркинг.
Бенчмаркинг (Benchmarking) процесса – систематический метод определения, понимания и творческого развития товаров, услуг, проектов, оборудования, процессов и процедур (установившихся принципов) более высокого качества для улучшения текущей деятельности организации, посредством изучения того, как разные организации выполняют одинаковые или похожие операции.
Реинжиниринг.
Реинжениринг процесса - наиболее радикальный из всех четырех подходов к улучшению бизнес-процессов. Его также часто называют инновацией процесса, поскольку его успех в основном основывается на инновациях и творческих способностях команды по улучшению процесса.
Перепроектирование.
Подход к перепроектированию процесса концентрирует усилия на совершенствовании существующего процесса. Перепроектирование процесса обычно применяется к тем процессам, которые достаточно успешно работают и в настоящий момент. Обычно перепроектирование процесса снижает затраты, длительность цикла и количество ошибок на 30-60%.
Методика быстрого анализа решения (FAST)
Методика быстрого анализа решения - «прорывной» подход, который концентрирует внимание группы на определенном процессе в ходе одно- двухдневного совещания для определения способов, которыми группа может улучшить этот процесс в течение следующих 90 дней. Перед окончанием совещания руководство одобряет или отвергает предложенные улучшения.
В зависимости от решения найденных проблем могут применяться те или иные методы оптимизации.
Рис. 3 Методы оптимизации процессов
Устранение неэффективных процедур. Выполняя анализ, надо постоянно выяснять, а возможно ли выполнение процесса без этой процедуры. Например, можно рассмотреть процесс согласования договоров:
Этап процесса |
Ответственный |
|
Оформление договора |
Менеджер по продажам |
|
Согласование |
Юрист |
|
Согласование |
Начальник отдела продаж |
|
Согласование |
Главный бухгалтер |
|
Согласование |
Главный инженер |
|
Согласование |
Коммерческий директор |
|
Согласование |
Финансовый директор |
|
Утверждение |
Директор |
Согласование договора по продаже с главным инженером – может оказаться лишней процедурой.
Упрощение процесса – предполагает уменьшение сложности процесса. В нашем примере можно упростить согласование с юристами, путем применения типовых договоров.
Распределение ответственности в процессе и делегирование решений. В нашем примере можно распределить ответственность следующим образом:
- При сумме договора менее 5000 руб. решения принимаются менеджером по продажам.
- При сумме договора до 50000 руб. решения принимаются начальником отдела продаж.
- При сумме договора до 200000 руб. решения принимаются коммерческим директором.
- 4. При суммах договоров свыше 200000 руб. решения принимаются директором.
В итоге снимается нагрузка с менеджеров высшего звена и ускоряется согласование договоров на небольшие суммы. При этом может применяться система выборочного контроля за принятием решений подчиненными.
Проведение изменения процесса, рекомендуют начинать с измерения показателей процесса. Это даст отправную точку для дальнейшего анализа. Результаты измерений создают базу для планирования процесса совершенствования. В последующих циклах этого процесса фаза оценки показателей позволяет понять, насколько эффективными оказались введенные улучшения.
Когда этот циклический процесс запущен, то после каждого оборота результаты текущих измерений можно сравнить с результатами соответствующих измерений, выполненных в предыдущем цикле. Это покажет, достаточными ли были введенные улучшения, дают ли эффект затраченные усилия. В то же время уровень показателей можно сравнить с уровнями различных внешних эталонов. Это может дать дополнительный импульс и информацию для планирования следующего цикла совершенствования. (Сравнение с внешними эталонами называют сравнительным бенчмаркингом (benchmarking)).
В фазе планирования устанавливаются приоритеты в соответствии с теми областями или процессами, которые нуждаются в улучшениях. Приоритетность определяется с учетом оценки показателей, стратегии организации, а также после определения ключевых факторов успеха. Основной результат этой фазы процесса совершенствования — составление рейтинга приоритетов тех областей, что нуждаются в улучшениях. Другой важный элемент этой фазы — определение ответственности в организации за планирование и совершенствование показателей.
Вместо того, чтобы приступать к действиям на основе частных инициатив, надо сознательно все выстроить так, чтобы работа проводилась в соответствии с приоритетами всех сотрудников и всей компании. Следующий элемент совершенствования показателей — активная фаза процесса. На этой фазе усовершенствования внедряются в соответствии с рейтингом, составленным на предшествующей фазе. Эта модель не указывает, как именно можно добиться улучшений. Однако она предполагает, что и малые постепенные улучшения и более масштабные прорывы могут стать частью конечного результата.
Если циклический процесс непрерывных улучшений запущен, то результаты инициатив по совершенствованию будут измеряться в фазе оценки показателей. Если окажется, что нововведения дают удовлетворительные результаты в фазе внедрения, то усовершенствованные процессы следует определить как новый стандарт.
Те, кто знаком с работами Э. Деминга, увидят, что рассмотренная модель совершенствования построена по принципу так называемого цикла Деминга - PDCA. Цикл Деминга описывает управление обратной связью, которое демонстрирует общий подход к непрерывному совершенствованию. Круг делится на четыре сектора по числу рассматриваемых фаз процесса совершенствования:
• В фазе планирования анализируется проблема и определяются действия по ее «лечению». Другими словами, в этой фазе планируется процесс совершенствования.
• В активной фазе реализуются решения, принятые в предыдущей фазе. Ее цель — прежде всего эксперимент с решением.
• В фазе оценивания или контроля проводятся измерения для оценки того, помогли ли проведенные действия решению проблемы, то есть измеряются показатели.
• И, наконец, в последней, четвертой фазе процесс модифицируется в соответствии с теми действиями, которые дали желанный результат. В итоге выполнения всех четырех фаз работы формируется новое качество - улучшенный процесс.
Выводы:
Анализ и оптимизацию процесса надо начинать с описания as-is и измерения его показателей. Методы оптимизации процедур зависят от принятых решений основанных на анализе. Процесс, который был вчера превосходным, сегодня всего лишь удовлетворительный, а завтра уже не будет отвечать требованиям времени. И это означает, что необходимо предпринимать усилия по постоянному улучшению, которые могут осуществляться обычными рабочими командами и отдельными людьми, вовлеченными и процесс.
2.2. Моделирование бизнес процессов
Для описания работы предприятия необходимо построить модель. Такая модель должна быть адекватна предметной области; следовательно, она должна содержать в себе знания всех участников бизнес-процессов организации.
Наиболее удобным языком моделирования бизнес-процессов является 1DEF0, предложенный более 20 лет назад Дугласом Россом (SoftTech, Inc.) и называвшийся первоначально SADT-Structured Analysis and Design Technique. В IDEF0 система представляется как совокупность взаимодействующих работ или функций. Такая чисто функциональная ориентация является принципиальной - функции системы анализируются независимо от объектов, которыми они оперируют. Это позволяет более четко смоделировать логику и взаимодействие процессов организации.
Под моделью в IDEF0 понимают описание системы (текстовое и графическое), которое должно дать ответ на некоторые заранее определенные вопросы.
Моделируемая система рассматривается как произвольное подмножество Вселенной. Произвольное потому, что, во-первых, мы сами умозрительно определяем, будет ли некий объект компонентом системы, или мы будем его рассматривать как внешнее воздействие, и, во-вторых, оно зависит от точки зрения на систему. Система имеет границу, которая отделяет ее от остальной Вселенной. Взаимодействие системы с окружающим миром описывается как вход (нечто, что перерабатывается системой), выход (результат деятельности системы), управление (стратегии и процедуры, под управлением которых производится работа) и механизм (ресурсы, необходимые для проведения работы). Находясь под управлением, система преобразует входы в выходы, используя механизмы.
Основу методологии IDEF0 составляет графический язык описания бизнес-процессов. Модель в нотации IDEF0 представляет собой совокупность иерархически упорядоченных и взаимосвязанных диаграмм. Каждая диаграмма является единицей описания системы и располагается на отдельном листе.
Модель может содержать четыре типа диаграмм:
- контекстную (в каждой модели может быть только одна контекстная диаграмма);
- декомпозиции;
- дерева узлов;
- только для экспозиции (FEO).
Еще одна модель описания процессов BPMN. Спецификация BPMN описывает условные обозначения для отображения бизнес-процессов в виде диаграмм бизнес-процессов. BPMN ориентирована как на технических специалистов, так и на бизнес-пользователей. Для этого язык использует базовый набор интуитивно понятных элементов, которые позволяют определять сложные семантические конструкции. Кроме того, спецификация BPMN определяет, как диаграммы, описывающие бизнес-процесс, могут быть трансформированы в исполняемые модели на языке BPEL. Спецификация BPMN 2.0 также является исполняемой и переносимой (то есть процесс, нарисованный в одном редакторе от одного производителя, может быть исполнен на движке бизнес-процессов совершенно другого производителя, при условии, если они поддерживают BPMN 2.0).