Файл: Методы управления инновационным проектом (Применение методов инновационного менеджмента в ООО «БОН ТУР»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В России предпринимаются активные действия по переходу на инновационный путь развития экономики. Особое внимание в последнее время стало обращаться на совершенствование инновационных процессов в области науки и техники, материального производства и менеджмента. Нововведения характерны для различных сфер человеческой деятельности. Инновационные процессы имеют специфические особенности, хотя и подчиняются общим закономерностям экономического развития. Инновации — это действия по внедрению достижений науки и техники в технологии и управление, в том числе и в социальной сфере, т.е. в организациях, занимающихся предоставлением услуг населению.

Для целого ряда стран и регионов туризм служит источником значительных валютных поступлений, способствует созданию дополнительных рабочих мест и обеспечению занятости населения, расширению международных контактов и т. д. Туризм является и социальным явлением, поскольку отражает улучшение качества жизни людей, их стремление к познанию исторического и культурного наследия стран и народов, сохранению окружающей среды

По сравнению со значением туризма для развитых стран его важность для национальной экономики России пока не столь велика, и на данный момент отечественная индустрия туризма нуждается в методах управления, которые дадут ей возможность выжить в конкурентной борьбе на мировом туристском рынке.

Один из путей преодоления проблемы — использование современных информационных технологий и инноваций. Туристская индустрия идеально приспособлена для внедрения нововведений и их использования. Инновации — это медленный процесс, и многие современные компании своим лидирующим положением обязаны поколениям, которые работали на будущее несколько десятков лет назад. Благодаря своим сегодняшним нововведениям многие малоизвестные компании станут лидерами в обозримом будущем.

Например, развитие и выживание туристической компании зависит от введения новых и совершенствования традиционных видов туризма, постоянного поиска лучших и более экономичных способов продвигать и продавать туристский продукт, улучшать его качество. Важным является изучение теоретических положений и практического опыта в области создания и внедрения инноваций.

Поэтому изучение инновационных процессов, причин появления новшеств, разработка методов их внедрения представляет значительный и практический научный интерес, что подтверждает актуальность темы исследования.


Целью работы является исследование методов управления инновационным проектом

В ходе исследования решаются следующие задачи:

изучение теоретических основ инновационного менеджмента;

проведение анализа деятельности туристической фирмы;

проведение анализа влияния инноваций на результат деятельности фирмы;

предложения по управлению инновациями.

Предметом исследования является инновационный менеджмент в организации.

Объектом исследования является туристическая фирма ООО «Бон Тур».

1. Исследование теоретических основ методов управления инновационным проектом

1.1. Сущность и содержание понятий «инновация», «инновационная деятельность», «инновационный менеджмент»

В современной экономической литературе инновации рассматриваются как:

1) нововведения, новшество;

2) процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством.

3) процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.

Новшество выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения научно-технического, экономического и социального эффекта.

Понятие «инновация» относится как к глубоким, так и к постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества, удовлетворенности клиентов и организаций, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости - поиск новых возможностей улучшения работы организации.

Несмотря на то, что инновации рассматриваются с разных точек зрения, инновация обычно понимается как внедрение чего-либо нового и полезного, например, введение новых методов, техник, практик, продуктов или услуг.


Понятие «инновация» часто смешивается с понятием «изобретение», обозначающим создание новой технической разработки или усовершенствование старой. Кроме того, многие усовершенствования товаров и услуг было бы правильнее назвать просто словом «улучшение». Особенность инновации в том, что она позволяет создать дополнительную ценность, а также связана с внедрением. В рамках этого взгляда инновация не является таковой до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить деньги. Инновации создают новую или большую стоимость, новые рабочие места, новых клиентов, новые рынки.

Обобщая приведенные выше определения этого термина, можно рас-сматривать инновацию как комерциализацию научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта.

Некоторые ученые разделяют инновации на базовые и улучшенные. Под базовыми инновациями понимают принципиально новую продукцию и технологию, а под улучшенной -продукцию или технологию с улучшенными, усовершенствованными параметрами. Наиболее существенное различие между разными определениями заключается в том, какого подхода к определению инновации придерживается автор. Можно выделить два основных подхода, в которых:

  • инновация рассматривается как результат (творческого процесса);
  • инновация представляется как процесс (внедрения новшеств).

Само же новшество становится инновацией, как правило, в виде товара услуги, метода. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские или проектные работы. Их результаты и создают тот задел, на базе которого начинается инновационная деятельность как в конкретной экономике, так и на базе любой организации, фирмы и т.д.

Понятие «инновация» тесно связано с понятием «развитие». Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Обратимость изменений имеет место в процессах функционирования (циклического воспроизведения постоянного набора функций). Отсутствие закономерности характерно, например, для случайных процессов катастрофического типа, и имеет место, в частности, при последовательности рефлекторных управлений (то есть непосредственных (неупреждающих) реакций на внешние воздействия). Управление же непременно подчинено цели и носит закономерный характер.

Как любой процесс развития, инновационное развитие требует ресурсов для его реализации: финансовых, кадровых, временных и др.


Предметом изменений в процессе реализации инновационной деятельности в организации могут быть:

  • содержание и формы деятельности;
  • средства деятельности;
  • методы деятельности;

В изменении методов деятельности можно выделить технологический аспект (методы производства) и организационный аспект –методы управления организацией и ее изменениями (развитием).

Всякое инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления, т.е инновационного потенциала.

Иванцов Я. И. рассматривает инновационный потенциал, как стратегию поведения субъекта хозяйствования по отношению к процессу инноваций По мнению других авторов-исследователей Краюхиной Г.А и Щабайковой Л.Ф, инновационный потенциал представляет собой совокупность кадровых, материально-технических, информационных и финансовых ресурсов, обслуживаемых соответствующей инфраструктурой, предназначенной для реализации нововведений.

К элементам инновационного потенциала организации относят:

  • материально – технические ресурсы;
  • финансовые ресурсы;
  • организационные ресурсы;
  • кадровые ресурсы;
  • социально-психологические факторы

Структура инновационного потенциала должна полностью отражать специфику деятельности организации. Специфика является результатом деятельности с использованием конкурентностных стратегий на различных сегментах рынка и с различными задачами.

Понятие «конкурентностная стратегия» рассматривается как вид деятельности организации по формированию и удержанию конкурентностных преимуществ. Формирование и удержание конкурентностных преимуществ - есть важнейшая задача для успешного функционирования организации в условиях реформирования экономической системы и постоянно возрастающей конкуренции на рынке услуг. Это в равной степени применительно как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций.

Теоретическая роль и значимость инновационного развития и управления организацией бесспорна. Однако практика реализации данных процессов неоднозначна.

Существуют два разнонаправленных пути поиска и выбора инноваций: инструментальный и проблемный. Инструментальный путь подразумевает движение от средств к проблемам или от возможностей к потребностям. Такой путь включает процесс создания инновации и поиска возможных способов ее применения. Проблемный путь включает в себя движение от проблем к средствам их устранения.


Инновационная деятельность осуществляется в любой общественной сфере — от экономики до образования, искусства и даже политики.

Существуют различные определения инновационной деятельности. Ее можно определить как комплекс научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые приводят к инновациям. В частном преломлении это совместная деятельность работников компании (предприятия), направленная на создание и внедрение новшеств.

Деятельность является инновационной, если в нее привносятся новые знания, технологии, приемы, подходы для получения результата, который широко востребован в обществе. Научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционные, коммерческие и производственные мероприятия подчинены одной главной цели — созданию новшества

Инновационная деятельность носит системный характер, и эту систему образуют общество и субъекты такой деятельности. Инновационная деятельность характеризуется высоким уровнем неопределенности и риска, сложностью прогнозирования результатов.

Приоритетными являются экономические условия, а важнейшим параметром в ходе инновационной деятельности становится время. Ресурсы, вовлекаемые в инновационный процесс, могут быть обесценены, если конкурент опередит с выходом новой продукции на рынок.

Инновационная деятельность в отличие от обычной производственной характеризуется:

- большим риском при коммерциализации инноваций (до 50 %); необходимостью постоянного контроля за промежуточными этапами внедрения инноваций, чтобы в случае отсутствия конкретных результатов принять решение о прекращении работ;

- сложностью установления зависимости результатов от затраченных ресурсов и размеров инвестиций (в первый период внедрения инновационная продукция может не давать никакой прибыли, а затем прибыль резко возрастает).

Р.Федерманн выделяет 12 этапов, охватывающих процесс управления инновационной деятельностью на предприятии. Эти этапы касаются таких аспектов управленческой деятельности, как выбор инновационной стратегии, стимулирование «критического» сознания, продвижение через коммуникации, преодоление сопротивления инновациям и так далее.

Для того чтобы учесть совокупность всех этапов деятельности в период от поиска новых идей до их использования, коммерциализации и распространения, рассмотрим понятие «инновационный цикл».

Инновационный цикл включает в себя период создания инновации и жизненный цикл. Это обусловлено тем, что новшество может использоваться для создания инноваций неоднократно, причем в сферах, иногда очень удаленных от сферы появления новации.