Файл: Методы управления инновационным проектом (Применение методов инновационного менеджмента в ООО «БОН ТУР»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Период создания инновации включает стадии зарождения (осознание потребности и возможности инноваций, возникновение идеи); становления (разработка идеи) и освоения (внедрение в производство, эксперимент).

Жизненный цикл инновации включает фазы внедрения, коммерциализации и диффузии, рутинизации (стабильной реализации нововведений) и повсеместного распространения и превращения в традиционный продукт.

Инновационный цикл не будет полностью завершенным, если он остановится на одной из промежуточных стадий . Инновационный цикл заканчивается, когда другие субъекты рынка начинают в своей деятельности активно применять эту инновацию.

Инновационный цикл охватывает весь комплекс отношений производства и потребления и представляет собой период от зарождения идеи до ее коммерческой реализации. Понятие «инновационный цикл» предполагает наличие обратной связи между потребителем нового товара и научной сферой. Инновационные циклы могут быть различной протяженности в зависимости от того, к какой стадии научного поиска обращается потребитель за совершенствованием способа удовлетворения своей потребности.

Рис.1.1. Схема инновационного цикла

Рисунок 1.2. – Инновационные циклы

Основные функции инноваций:

- они вовлекают в производство новые производительные силы, способствуют повышению производительности труда и эффективности производства, сокращают различного рода затраты;

- повышают уровень жизни каждого человека и общества в це­лом за счет разнообразия и качества производимой продукции и услуг, удовлетворения потребностей населения;

- помогают привести в соответствие структуру производства со структурой изменившихся потребностей, способствуют поддержанию равновесия между спросом и предложением, между производством и потреблением;

- являются результатом применения творческих возможностей и знаний конкретной личности, человеческого интеллекта, что, в свою очередь, стимулирует дальнейший рост творческой деятельности.

В современных рыночных условиях инновации становятся обязательным элементом хозяйственной деятельности предприятия и являются основной движущей силой и предпосылкой его развития.

Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. Применительно к процессам нововведений (технологии, организация производства и управленческие процессы) менеджмент инноваций решает аналогичные проблемы и практические задачи - с той лишь разницей, что здесь определяющим фактором является не только создание новых продуктов, а возможность с помощью более производительных технологий насытить рынок новым продуктом . Специфика инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательскую деятельность и управление в единое целое. Основным в менеджменте инноваций выступает подход к инновациям с позиций их рыночной перспективности.


Инновационный менеджмент — наука, направленная на стимулирование и эффективное управление инновационными процессами и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В отличие от традиционного менеджмента управление инновациями связано с нестабильными внутренними и внешними условиями организации, высокой степенью неопределенности и рисков, поэтому в данной области разрабатываются особые подходы и методы принятия управленческих решений.

Целью инновационного менеджмента является изучение методов и технологий управления организацией для обеспечения ее развития и усиления конкурентных позиций на рынке путем создания, освоения и коммерциализации новшеств в различных отраслях экономики. Основными задачами инновационного менеджмента являются следующие:

1) определение тенденций развития научно- технического прогресса в конкретных секторах экономики;

2) организация управления развитием организаций;

3) определение перспективных направлений инновационной деятельности;

4) оценка эффективности инновационных процессов;

5) выявление и оценка рисков, возникающих в процессе создания и использования нововведений;

6) разработка проектов внедрения нововведений;

7) создание системы управления инновациями;

8) формирование благоприятного инновационного климата и условий для адаптации организации к нововведениям;

9) принятие решений, направленных на стимулирование инновационной активности организации;

10) обоснование инновационных решений в условиях неопределенности и риска.

Для успешного функционирования компания должна иметь стратегию развития, соответствующую возможностям фирмы , условиям внешней среды и предполагающую инновационные изменения. Управление инновационными изменениями составляет содержание инновационного менеджмента.

1.2. Экономические аспекты инновационной деятельности организации

Инновационная активность организации оценивается тремя основными характеристиками:

  • наличием завершенных инноваций;
  • степенью участия организации в разработке данных инноваций;
  • выявлением основных причин, по которым инновационная деятельность не осуществлялась.

Инновационно- активная организация, это организация, которая в течение последних трех лет имела завершенные инновации, т. е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику.

В отечественной статистической практике фактически к инновационно- активным организациям относят организации, имевшие в отчетном периоде (годовом, а не трехлетнем) затраты на инновации вне зависимости от их размера, стадии инновационного процесса и уровня его завершенности

Организация, имевшая в течение последних трех лет завершенные инновации, указывает степень участия собственной или сторонних организаций в разработке данных инноваций .

При этом в действующем статистическом наблюдении применяется следующая классификация степени участия:

  • инновации разрабатывали в основном, другие организации;
  • данная организация совместно с другими организациями;
  • в основном, данная организация.

Под разработкой инноваций, в основном, другими (сторонними) организациями подразумевается выполнение для данной организации по контракту исследований и разработок научными организациями, вузами и т. п. при возможном минимальном участии данной организации, ограничивающимся преимущественно адаптацией разработок к конкретным условиям, либо приобретение новых технологий (технических достижений) путем технологического обмена (патентные и беспатентные лицензии). Разработка инновации организацией совместно с другими организациями предполагает осуществление инновационного процесса в значительной мере как самой организацией, так и сторонними соисполнителями.

При разработке инноваций, в основном, самой организацией возможно минимальное участие, преимущественно консультативного характера, отдельных организаций и физических лиц. Причинами отсутствия в организации инновационной деятельности в течение последних трех лет могут быть:

  • отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций;
  • отсутствие рыночного спроса;
  • другие факторы, препятствующие инновациям.

Факторы, препятствующие инновациям, могут быть причинами, как общей инновационной бездеятельности организации, так и сдерживания или преждевременного завершения конкретных инновационных проектов. Эти факторы классифицируются следующим образом. Экономические факторы:


    • недостаток собственных денежных средств, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокая стоимость нововведений, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости нововведений. Производственные факторы:
    • низкий инновационный потенциал организации, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость организаций к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями. Другие факторы:
    • низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию (услуги),
    • недостаточность законодательных и нормативно-правовых
    • документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность,
    • неопределенность сроков инновационного процесса,
    • неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические информационные, юридические, банковские, прочие услуги),
    • неразвитость рынка технологий.

Перечисленные факторы, препятствующие инновациям, замедлявшие инновационные процессы в организации (в течение последних трех лет) оцениваются в зависимости от значимости для организации той или иной причины: незначительный или малосущественный; значительный; основной или решающий. Также весьма важна информация о количестве инновационных проектов, для которых указанные факторы послужили реальным препятствием на пути их реализации в течение последних трех лет. Показывается количество инновационных проектов, которые были в связи с этим:

      • серьезно задержаны;
      • были начаты, но на какой-то промежуточной стадии остановлены (прекращены);
      • даже не были начаты.

Общие затраты (текущие и капитальные) на технологические инновации включают затраты на разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных продуктов, услуг или методов их производства (передачи), технологически новых или значительно усовершенствованных производственных методов), как выполненных собственными силами организации, так и затраты на оплату работ, услуг сторонних организаций.

Текущие затраты, осуществляемые, главным образом, за счет себестоимости продукции (работ, услуг), включают в себя затраты на оплату труда работников, занятых разработкой и внедрением технологических инноваций, отчисления на социальные нужды, а также другие расходы, не относящиеся к капитальным затратам, такие как затраты на приобретение сырья, материалов, оборудования и пр., необходимых для обеспечения инновационной деятельности, выполняемой организацией в течение года.


Капитальные вложения (долгосрочные инвестиции) представляют собой ежегодные затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, осуществляемые в связи с разработкой и внедрением технологических инноваций. Они состоят из затрат на приобретение сооружений, земельных участков, объектов природопользования, машин, оборудования, прочих основных средств, необходимых для проведения инновационной деятельности.

Основные виды инновационной деятельности:

  • научно-исследовательские работы
  • опытно-конструкторские работы
  • технологические работы
  • подготовка производства и проведение промышленных испытаний
  • приобретение патентов, лицензий и ноу-хау
  • инвестиционная деятельность
  • сертификация и стандартизация
  • маркетинг и организация рынков сбыта
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности.

Соответственно, можно выделить следующие затраты на инновационную деятельность:

  • исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов;
  • приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями;
  • приобретение новых технологий, из них права на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;
  • приобретение программных средств;
  • производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи);
  • обучение и подготовка персонала, связанные с инновациями;
  • маркетинговые исследования;
  • прочие затраты на технологические инновации.

По источникам финансирования затраты на технологические инновации распределяются:

  • собственные средства организации, в том числе из прибыли, за счет себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг);
  • средства, соответственно, федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, получаемых организацией непосредственно либо по договорам с заказчиком;
  • внебюджетные фонды (фонд стабилизации экономики, фонд регионального развития, отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, Российский фонд технологического развития, фонд конверсии, дорожный фонд и др.);
  • иностранные инвестиции;
  • прочие источники.