Файл: "Психологический контракт и приверженность сотрудников к организации".pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Содержание концепции психологического контракта
1.2. Приверженность персонала и подходы к ее формированию
Глава 2. Исследование и приверженности персонала на примере радиостанции «Love Радио»
2.1. Общая характеристика организацией и ее кадрового состава
2.2. Диагностика приверженности персонала организации
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению уровня приверженности работников «Love Радио»
Основываясь на результатах опроса можно сделать вывод, что организованное питание (возможность централизованного заказа обедов в офис, дотации на питание) является важным для работников радиостанции. В связи с этим рационально включить эту льготу в компенсационный пакет.
Рассчитаем затраты на дотации на питание. Число рабочих дней в году: 251 дн. Численность работников (без учета руководителей) – 16 чел. Планируемая дотация на один обед – 200 руб. Итого затрат: 251 * 16 * 200 = 803 200 руб.
2. Оплата спортивного клуба. Ответы на вопрос «Является ли для Вас преимуществом при устройстве на работу оплата работодателем спортивного клуба?» представлены на рис. 7.
Рисунок 7 – Ответы работников на вопрос: «Является ли для Вас преимуществом при устройстве на работу оплата работодателем спортивного клуба?»[40]
Небольшая группа работников (4%) выбрала ответ «решающее преимущество». Это в основном работники в возрасте 25-20 лет. Невозможность самим оплачивать дорогие услуги спортивных клубов делают эту льготу для работников привлекательной. Регулярные занятия спортом помогут поддержать хорошую физическую форму, избежать частых больничных листов, повысить жизненный тонус и мотивировать к достижению новых трудовых успехов. Значительная часть работников (59%) высказала мнение, что оплата спортивного клуба будет иметь для них преимущественное значение при выборе работы из предложенных равнозначных вариантов. В условиях высокого уровня и постоянного роста цен на занятия в спортивных учреждениях для многих работников оплата спортивного клуба является одной из немногих возможностей поддерживать свою спортивную форму, снять рабочую усталость, а также просто хорошо и с пользой провести свободное от работы время. Последняя и довольно значительная группа (37%) выбрала ответ «не является преимуществом». Здесь группа достаточно неоднородна по мотивам. Для одних спорт в жизни не имеет никакого значения лучше отдохнуть на диване перед телевизором или с газетой в руках. Другие предпочитают физкультурные занятия дома, утренние или вечерние пробежки на открытом воздухе, лыжи, велосипедные прогулки. Это позволяет не подстраиваться под четкое расписание посещений спортивного учреждения и заниматься теми видами спорта, которым отдается предпочтение. Третьи высокооплачиваемые специалисты, которые могут позволить себе выбирать и оплачивать занятия в любом клубе, а не быть привязанными к тому клубу, который выбирает и оплачивает работодатель.
Резюмируя количественные результаты опроса, можно отметить значительную заинтересованность работников радиостанции в такой льготе, как полная или частичная оплата абонемента на посещение спортивного клуба. Таким образом, данную льготу также целесообразно включить в компенсационный пакет из расчета 10 000 руб. на сотрудника в год. Общие затраты 16 * 10 000 = 160 000 руб.
Итак, общие затраты на развитие программы приверженности персонала составляют: 120,00 + 803,20 + 160,00 = 1 083,200 тыс.руб. в год.
Социальная эффективность от внедрения предлагаемых мероприятий выражается в росте удовлетворенности работников трудом, что приводит к улучшению морально-психологического климата в коллективе, повышению его сплоченности, уменьшению стрессовых и конфликтных ситуаций.
Экономический же эффект представляет собой сумму экономических эффектов, полученных в результате снижения потерь рабочего времени и уменьшения текучести кадров.
Выводы.
1. Главным трудовым стимулом для работников радиостанции является возможность творческой реализации. Соответственно именно этот стимул должен быть в первую очередь учтен при разработке программ развития приверженности персонала. В связи с этим предлагается:
- ежегодное повышение квалификации двух работников программного и эфирного отделов на курсах радиоведущих, проводимых Московской школой радио. В зависимости от уровня подготовленности, работник направляется на курс первой или второй ступени;
- проведение тренингов (организатор тренингов – компания «Радиоведущие.ру») для персонала как программных и эфирных отделов, так и рекламного отдела. Участие в таких тренингах направлено на повышение качества рекламного продукта радио. Тренинг дает возможность овладеть средствами, которые позволят эффективно работать, не внося изменений в структуру продукта радиостанции, то есть найти свой яркий почерк, гармонирующий с философией и миссией радиостанции.
2. Совершенствование компенсационного пакета в компании. На радиостанции сформирован достаточно традиционный для российских предприятий компенсационный пакет. Однако, любая компенсационная система рано или поздно устаревает и для её эффективного совершенствования необходима свежая информация о тенденциях появления новых и об изменении актуальности уже существующих льгот. Проведенные опросы показали:
- включение оплачиваемого полиса добровольного медицинского страхования в компенсационный пакет соответствует потребностям персонала. Результаты опроса подчеркивают чрезвычайную значимость для респондентов такой социальной льготы в структуре компенсационного пакета, как предоставление работодателем страховки добровольного медицинского страхования. Отметим, что такая льгота важна для специалистов любого уровня оплаты труда;
- компенсация за мобильную связь на нынешнем этапе развития рынка рассматривается не только как социальная льгота, но и как необходимое условие труда тех специалистов, в работе которых телефон является основным инструментом. Таким образом, можно признать рациональным и сохранить существующий на радиостанции «Love Радио» порядок оплаты сотовой связи работникам рекламного отдела;
- организованное питание (возможность централизованного заказа обедов в офис, дотации на питание) является важным для работников радиостанции. В связи с этим рационально включить эту льготу в компенсационный пакет;
- выявлена значительная заинтересованность работников радиостанции в такой льготе, как полная или частичная оплата абонемента на посещение спортивного клуба. Таким образом, данную льготу также целесообразно включить в компенсационный пакет из расчета 10 000 руб. на сотрудника в год.
Социальная эффективность от внедрения предлагаемых мероприятий выражается в росте удовлетворенности работников трудом, что приводит к улучшению морально-психологического климата в коллективе, повышению его сплоченности, уменьшению стрессовых и конфликтных ситуаций.
Экономический же эффект представляет собой сумму экономических эффектов, полученных в результате снижения потерь рабочего времени и уменьшения текучести кадров.
Заключение
Психологический контракт – это, с одной стороны, готовность работодателя сдерживать свои обещания, справедливое отношение к работнику, предоставление стабильной занятости, возможность проявить компетентность и обеспечение карьерного роста, а с другой стороны, ожидание от работников приверженности, компетентности, усилий, подчинения, инновационных и оригинальных решений.
Приверженность персонала - это социально-психологическая установка, характеризуемая доброжелательным, корректным, искренним, уважительным отношением к руководству, сотрудникам, иным лицам, их действиям, к компании в целом; осознанным выполнением сотрудником своей работы в соответствии с целями и задачами компании и в интересах компании, а также соблюдением норм, правил и обязательств, включая неформальные, в отношении компании, руководства, сотрудников и иных субъектов взаимодействия. Приверженность работника проявляется в оптимистической оценке будущего, самоконтроле, внутренней мотивации к трудовой активности и гордости за принадлежность к компании.
Повышение приверженности персонала состоит в развитии всех ее оставляющих - доверие персонала к руководству компании; справедливость отношений, складывающихся у сотрудника с представителями администрации компании; удовлетворенность работой.
Радиостанция «Love Радио» - основное направление деятельности ООО «РАДИО-ЛЮБОВЬ». «Love Радио» позиционируется как радиостанция, имеющая мягкое эфирное звучание, пропагандирующая ценности любви, добра и красоты и предназначенная людям трудоспособного возраста, заинтересованным в поддержании оптимального эмоционального состояния и получении информации различного характера.
Численность персонала радиостанции «Love Радио» на конец 2015 г. составляет 20 чел. Средний возраст работников 30 лет. Уровень образования сотрудников радиостанции достаточно высокий – 85 % работников имеют высшее образование. Однако, только 60 % специалистов имеют профильное образование. Состав кадров является достаточно стабильным – по итогам 2015 г. текучесть кадров составила лишь 5 %. Отметим, что в программном и эфирном отделе текучесть кадров практически отсутствует. Проблемы же комплектования штата существуют в рекламном отделе: на должность рекламных менеджеров принимаются студенты вузов, средний возраст которых едва превышает 20 лет, а опыт работы зачастую отсутствует вообще. Недостаток опыта и профессиональных навыков не позволяет молодому специалисту в области рекламы наладить эффективные контакты с целевой аудиторией. А с учетом того, что заработная плата работников рекламного отдела напрямую зависит от объема заключенных договоров, многие новые сотрудники приходят к решению о нецелесообразности продолжать работу на радиостанции.
Для оценки приверженности персонала радиостанции использованы опросники Р. Шо «Проявление заботы», «Понимание целей компании», а также формализованная методика наблюдения приверженности сотрудников «Лист наблюдения проявления лояльности» Харского К. В. По результатам опроса «Проявление заботы» (в нем участвовали программный директор, коммерческий директор и начальник технического отдела) выявлено, что два руководителя имеют средний уровень заботы, один – низкий. Высокую степень заботы не проявляет ни один из трех руководителей.
Опрос «Понимание целей компании» показал, что у большинства работников (60%) - средний уровень информативности о ценностях, целях салона и способах их достижения. 30% имеют низкий уровень информативности и 10%, отвечая на вопросы, преувеличивали уровень своей информативности. Руководству радиостанции стоит больше уделять внимания ознакомлению сотрудников с системой ценностей, культурой и стратегией компании.
Уровень приверженности руководителей составляет 83,73 %, а рядовых сотрудников 76,4 %. Полученные результаты являются достаточно высокими. Однако, рядовые работники скорее готовы покинуть компанию, если им будет предложены более привлекательные условия работы на новом месте.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о необходимости развития приверженности персонала радиостанции «Love Радио».
1. Главным трудовым стимулом для работников радиостанции является возможность творческой реализации. Соответственно именно этот стимул должен быть в первую очередь учтен при разработке программ развития приверженности персонала. В связи с этим предлагается:
- ежегодное повышение квалификации двух работников программного и эфирного отделов на курсах радиоведущих, проводимых Московской школой радио. В зависимости от уровня подготовленности, работник направляется на курс первой или второй ступени;
- проведение тренингов (организатор тренингов – компания «Радиоведущие.ру») для персонала как программных и эфирных отделов, так и рекламного отдела. Участие в таких тренингах направлено на повышение качества рекламного продукта радио. Тренинг дает возможность овладеть средствами, которые позволят эффективно работать, не внося изменений в структуру продукта радиостанции, то есть найти свой яркий почерк, гармонирующий с философией и миссией радиостанции.
2. Совершенствование компенсационного пакета в компании. На радиостанции сформирован достаточно традиционный для российских предприятий компенсационный пакет. Однако, любая компенсационная система рано или поздно устаревает и для её эффективного совершенствования необходима свежая информация о тенденциях появления новых и об изменении актуальности уже существующих льгот. Проведенные опросы показали:
- включение оплачиваемого полиса добровольного медицинского страхования в компенсационный пакет соответствует потребностям персонала. Результаты опроса подчеркивают чрезвычайную значимость для респондентов такой социальной льготы в структуре компенсационного пакета, как предоставление работодателем страховки добровольного медицинского страхования. Отметим, что такая льгота важна для специалистов любого уровня оплаты труда;
- компенсация за мобильную связь на нынешнем этапе развития рынка рассматривается не только как социальная льгота, но и как необходимое условие труда тех специалистов, в работе которых телефон является основным инструментом. Таким образом, можно признать рациональным и сохранить существующий на радиостанции «Love Радио» порядок оплаты сотовой связи работникам рекламного отдела;
- организованное питание (возможность централизованного заказа обедов в офис, дотации на питание) является важным для работников радиостанции. В связи с этим рационально включить эту льготу в компенсационный пакет;
- выявлена значительная заинтересованность работников радиостанции в такой льготе, как полная или частичная оплата абонемента на посещение спортивного клуба. Таким образом, данную льготу также целесообразно включить в компенсационный пакет из расчета 10 000 руб. на сотрудника в год.
Социальная эффективность от внедрения предлагаемых мероприятий выражается в росте удовлетворенности работников трудом, что приводит к улучшению морально-психологического климата в коллективе, повышению его сплоченности, уменьшению стрессовых и конфликтных ситуаций.
Экономический же эффект представляет собой сумму экономических эффектов, полученных в результате снижения потерь рабочего времени и уменьшения текучести кадров.
Список литературы
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. – СПб. : Питер, 2004.
- Германов И. А., Плотникова Е. Б. Измерение организационной лояльности персонала (опыт апробации методики Мейер-Аллен) // Вестник Пермского университета. – 2011. - № 3. – С. 8.
- Доминяк В.И. Шкала организационной лояльности Дж. Мейера и Н. Аллен. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://dominiak.spb.ru.
- Жук С. Удовлетворенность трудом и лояльность персонала // Человек и труд. – 2011. – № 7. – С.49-52.
- Пахомов А. П. История, теории и проблемы психологического контракта // В сборнике: Современные технологии управления - 2014 Сборник материалов международной научной конференции. 2014. С. 1387-1400.
- Ребрилова Е. С. Психологический контракт как характеристика субъекта труда в контексте социальных условий производственной среды: дис. … канд. психол. наук. – Тверь, 2009.
- Ребрилова Е. С. Типология психологического контракта // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 9. С. 40-53.
- Ребрилова Е. С. Феноменологический план психологического контракта // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2014. № 3. С. 17-28.
- Стрижова Е.А., Гусев А.Н. Диагностика мотивации: опыт разработки методики // Национальный психологический журнал. – 2010. - № 1. – С. 12.
- Успенская Е. Атмосфера лояльности // Справочник по управлению персоналом. – 2011. – № 6. – С. 70-73.
- Харский К. В. Оценка полезности сотрудников. – М.: Школа гостеприимства Reikartz, 2013.
- Эсаулова И. Психологический контракт: от теории к практике // Кадровик. 2011. № 10. С. 103-112.
- Официальный сайт Московской школы радио: radio-msk.ru
- Официальный сайт «Радиоведущие. Ру»: http://airpersonalities.ru/publ/zakazat_trening/13-1-0-58