Файл: "Право собственности юридических лиц".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая связана с признанием того факта, что право собственности не есть сумма трех правомочий. Эти правомочия могут быть не только владением, пользованием, распоряжением, о которых упоминало предшествующее законодательство России. Можно также назвать, например, право потребления, видоизменения. Следовательно, право собственности - это возможность наиболее полного господства, которая вполне может быть заключена в формулу "любые действия по своему усмотрению".

Вторая касается ограничений, ее суть можно сформулировать кратко: "собственность обязывает". Такого словосочетания ГК РФ не содержит, но ограничения собственности рассматривает в ст. 209 ГК РФ ("действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц"), а также в ст. 210 ГК РФ, касающейся бремени содержания собственности.

Третья задача связана с правами других лиц на объект права собственности. Статья 209 ГК РФ разрешает собственнику обременять вещь, например сдачей в залог. Такое обременение, подчеркивает законодатель, не лишает собственника его права.

ГК РФ называет юридическое лицо организацией (ст. 48), признавая наличие у него внутренней структуры. Это означает, что волю юридического лица, направленную на пользование и распоряжение принадлежащим ему "обособленным" имуществом, формирует и доводит до сведения окружающих некий "орган". По сути, этот орган, названный в специальном законодательстве распорядительным, и есть субъект права собственности, признаваемого за юридическим лицом.

​​​​​​​Право собственности на имущество юридического лица и правомочие участия. Признак "обособленности" имущества юридического лица


По существу право "участия" в корпорации характеризует часть корпоративного отношения, охватывающую правовую связь "учредитель - юридическое лицо", основу которой составляет трансформированное право собственности.

П. 3 ст. 48 ГК РФ[15] по признаку реализации правомочия "участия" в собственности юридического лица регламентирует дихотомическое деление всех видов юридических лиц на корпоративные и унитарные. Новая редакция данной нормы предполагает различное содержание прав учредителей (участников) по отношению к имуществу юридического лица: в унитарных юридических лицах их учредители имеют на имущество юридических лиц вещные права, а в корпоративных юридических лицах их участники обладают по отношению к этим юридическим лицам корпоративными правами. Таким образом, законодатель сразу же определяет основной критерий отличия корпорации от унитарного юридического лица, который заключается не в множественности членов корпорации, имеющих имущественно-эквивалентные права "участия" в ее имуществе (кстати, вне зависимости от критерия объединения участников - на основе объединения капиталов или на основе объединения лиц), а в различии прав, возникающих по отношению к юридическому лицу со стороны его учредителей (участников, членов)[16].

Следует обратить внимание на акцент, сделанный законодателем в отношении содержания этих прав. Учредители унитарных юридических лиц имеют права (вещного содержания) в отношении имущества юридических лица, а участники корпоративных юридических лиц обладают правами по отношению не к имуществу, а непосредственно в отношении самого юридического лица. В этом заключается главный признак отличия корпоративных прав от вещных: объектом вещных прав является имущество, а объектом корпоративных прав - поведение субъекта права (например, формирование высшего органа корпорации ее участниками в соответствии с п. 1 ст. 65.1 ГК РФ и п. 1 ст. 65.3 ГК РФ). Уже отсюда должен последовать вывод, что корпоративные права не могут иметь абсолютный характер, поскольку они обращены не к неограниченному количеству лиц, а к конкретным субъектам права. Другими словами, de lege lata - корпоративные права представляют собой разновидность относительных, а не абсолютных прав[17].

С другой стороны, критерий дифференциации корпоративных юридических лиц от унитарных, основанный на наличии членства их учредителей по отношению к юридическому лицу, сохранил свое значение в п. 1 ст. 65.1 ГК РФ. Для корпорации характерно наличие участия (членства) в них их учредителей (участников), а в унитарных юридических лицах их учредители не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Однако наличие членства в структуре корпорации является совершенно не обязательным признаком, который в связи с появлением конструкций компаний "одного лица" (one man company) практически утратил свое значение. Вместе с тем, отсутствие множественности участников в составе юридического лица (например, акционерное общество, 100% уставного капитала которого принадлежит одному лицу) не является признаком его несоответствия критериям корпорации, так как в таком юридическом лице существует потенциальная юридическая возможность перераспределения долей участия (акций) между несколькими лицами с образованием множественности участников[18].


Критерий членства в составе юридического лица находится в прямой зависимости от правового режима его формирования, который, в свою очередь, непосредственно определяется, с одной стороны, организационно-правовой формой юридического лица, а с другой стороны - целью (и, в соответствии с ней, - специальным правовым режимом) его деятельности в гражданском обороте. Так, п. 1 ст. 123.9 ГК РФ устанавливает ограничение на количество числа учредителей ассоциации (союза): оно не может быть менее двух. Кроме того, законами, определяющими особенности правового положения ассоциаций (союзов) отдельных видов, могут быть установлены иные требования к минимальному числу учредителей таких ассоциаций (союзов). Например, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 3 ФЗ о СРО одним из требований, предъявляемых к образованию саморегулируемой организации, является объединение в ее составе в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида. При этом федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов конкретных видов предпринимательской или профессиональной деятельности, может быть установлено иное правовое ограничение.

Признак "обособленности" имущества юридического лица еще не означает, что имущество находится в собственности самого юридического лица. Именно это обстоятельство не позволило законодателю и в новой редакции гл. 4 ГК РФ заменить критерий "обособленности" на признак "собственности". Невзирая на то, что в юридической доктрине имеется справедливое мнение о том, что право оперативного управления и право хозяйственного ведения чужеродны для нормальных рыночных отношений, эти формы вещных прав продолжают существовать в праве собственности на имущество унитарных юридических лиц, в которых само юридическое лицо не обладает полным комплексом правомочий собственности, что не препятствует обособлению имущества учредителем юридического лица для обеспечения достижения им уставных целей. Поэтому в отличие от корпораций в унитарных юридических лицах имущество юридически неделимо[19].

Обособление имущества корпоративного юридического лица имеет более сложный характер, что связано с необходимостью учета пропорционального распределения долей (акций) имущественного участия его учредителей в процессе его формирования, предполагающего потенциальную возможность их перераспределения в процессе существования юридического лица, что определяет юридическую делимость имущества, находящегося в собственности, принадлежащей корпорации. Но принципиальным моментом является тезис о том, что это имущество принадлежит на праве собственности именно корпорации, а не ее участникам, в связи с чем возникает проблема квалификации прав учредителей (участников) корпорации на это имущество в связи с его потенциальной юридической делимостью.


В обновленном определении юридического лица нет указания о характере обособления имущества на вещном праве, на оформление его в бухгалтерском балансе или смете. В п. 1 ст. 48 предусмотрено, что организация, имеющая обособленное имущество, может от своего имени приобретать гражданские права и нести гражданские обязанности. Возникает вопрос: а как эти права и обязанности соотносятся с вещными правами учредителей государственных и муниципальных предприятий и учреждений, а также с корпоративными правами участников корпоративных организаций (п. 3 ст. 48 ГК РФ)? Вещные права учредителей, как и корпоративные права участников, не являются гражданскими правами и гражданскими обязанностями самого юридического лица. Однако наличие корпоративных прав и обязанностей участников корпораций влияет на характеристику юридического лица данного типа настолько, что можно говорить о корпоративной организации не только как об участнике гражданского оборота, но и как о субъекте корпоративных отношений, что прямо основывается на положениях п. 1 ст. 2 ГК РФ. Значит, корпорация - самостоятельный субъект корпоративного права, правовое положение, права и обязанности участников корпорации регулируются ГК РФ и корпоративным законодательством, другими источниками корпоративного права.

Интересно отметить, что фонды (статьи 123.17 - 123.20 ГК РФ), автономные некоммерческие организации (статьи 123.24 - 123.25 ГК РФ), религиозные организации (статьи 123.25 - 123.27 ГК РФ) являются некоммерческими унитарными организациями, учредители которых не обладают вещными правами. Хотя публично-правовые компании и отнесены к унитарным юридическим лицам, но их имущественные права и характеристика в этом отношении в ГК РФ отсутствуют[20].


Договор страхования может быть заключен по отдельным страховым рискам или по их совокупности. Страхование одновременно на дожитие и на случай смерти часто именуется смешанным страхованием жизни.

На практике страхование жизни зачастую сопровождается страхованием от несчастных случаев и болезней. В таких случаях имеет место комбинированное страхование (п. 4 ст. 4 Закона о страховом деле).

Страховая выплата производится на основании письменного заявления страхователя (выгодоприобретателя). К заявлению должны быть приложены предусмотренные условиями страхования документы. Право наследников застрахованного лица (выгодоприобретателя) на получение страховой выплаты подтверждается свидетельством о праве на наследство. Следует учитывать, что в тех случаях, когда наследник приобретает право на получение страховой выплаты в качестве выгодоприобретателя, это право не входит в состав наследственной массы и не указывается в свидетельстве о праве на наследство. Право же на получение страховой выплаты, причитавшейся

Закона о страховом деле). Правила страхования обычно предусматривают выплату выкупной суммы и в других случаях досрочного прекращения договора (в частности, при отказе страхователя от договора, неуплате очередного страхового взноса, не являющейся страховым случаем смерти страхователя или застрахованного лица и др.). Следует учитывать, что правилами страхования может быть предусмотрен определенный порядок расчета и выплаты выкупной суммы (например, исключены расходы страховщика по ведению дела, установлен некоторый период времени после вступления договора страхования в силу, в течение которого выкупная сумма не выплачивается, и др.).

Некоторыми правилами страхования предусматривается возможность индексации страховой суммы и страховой премии в зависимости от уровня инфляции.

Совершенствование законодательства, регулирующего страховые правоотношения, продолжается и сегодня. Задача юристов, как ученых, так и практиков, - обеспечение преемственности изменений, сохранение всех успешных положений страхового права.

Медицинское страхование может осуществляться в обязательной или добровольной форме.

Обязательное медицинское страхование¬ регулируется специальными нормативными правовыми актами (ч. 1 ¬

Законодательство не содержит специальных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения по добровольному медицинскому страхованию (далее - ДМС). В связи с этим правовую базу ДМС составляют непосредственно глава 48 ГК РФ и глава I Закона о страховом деле (ст. 970 ГК РФ). Конкретные условия ДМС определяются договором и применяемыми страховщиком правилами страхования и страховыми программами.