Файл: "Право собственности юридических лиц".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДМС осуществляется на основании двух групп гражданско-правовых договоров:

1) собственно договора ДМС между страховщиком и страхователем, в

договоров о предоставлении медицинских услуг, заключаемыми между страховщиком и медицинскими организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, в пользу застрахованных лиц.

Виды медицинских услуг, предоставляемых в рамках ДМС, и перечень медицинских организаций (индивидуальных предпринимателей) определяются в соответствии с применяемыми страховщиком страховыми программами, выбранными страхователем при заключении договора страхования. Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.

На практике некоторые страховые продукты в области ДМС охватывают не только медицинские услуги в смысле законодательства об охране здоровья (п. 4

ст. 2 Федерального закона [7]от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), [2]

но и иные услуги, связанные с оказанием медицинской помощи (лекарственное обеспечение, обеспечение изделиями медицинского назначения, сервисные, бытовые и другие услуги). В таких случаях имеет место комбинированное страхование (см. п. 4 ст. 4 Закона о страховом деле).

Условиями страхования может быть предусмотрено право застрахованного лица по предварительному согласованию со страховщиком обращаться в иные, помимо предусмотренных программой ДМС, медицинские организации с последующим возмещением страховщиком понесенных в связи с этим расходов.

К отношениям, складывающимся между застрахованным лицом и страховщиком на основании договора ДМС, а также к отношениям между застрахованным лицом и медицинской организацией в связи с оказанием медицинских услуг в рамках ДМС в соответствующей части применяется законодательство о

защите прав потребителей ( п. 2, 3 и 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О [11]

рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей"). В частности, медицинская организация обязана компенсировать гражданину моральный вред, причиненный некачественным оказанием медицинской услуги или иным нарушением прав потребителя ( Кассационные определения Санкт-Петербургского городского суда от 03.07.2012 N 33-8259/2012, от 05.07.2011 N 33-10150/2011).

В отношениях по добровольному медицинскому страхованию участвуют страховщик, страхователь, застрахованное лицо, а также медицинские и иные организации либо индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги в связи с оказанием медицинской помощи.


Страховщиком по ДМС может быть юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление этого вида страхования ( п. 1 ст. 6, пп. 5 п. 1

ст. 32.9 Закона [4]РФ [3] [8]

2. Правовое регулирование права собственности отдельных видов юридических лиц

2.1 Право собственности акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью

Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Разные, по сути противоположные по своей структуре организационно-правовые формы юридического лица законодатель объединяет по признаку разделенного на доли (вклады) учредителей (участников) уставного (складочного) капитала. Под уставным (складочным) капиталом понимается стоимость вкладов, внесенных учредителями (участниками) в общество или товарищество. В процессе их предпринимательской деятельности стоимость первоначального имущества общества (товарищества) может быть увеличена за счет получаемой прибыли. Однако объединение ряда положений, свойственных хозяйственным товариществам и обществам, в один параграф вряд ли оправдано. Статья 66 ГК РФ скорее показывает отличия товарищества от общества, чем содержит общие положения для них. Доли полных товарищей не ограничиваются имуществом товарищества, отраженного в самостоятельном балансе, как доли (акции) в обществе с ограниченной ответственностью (акционерном обществе). Они в той или иной степени распространяются на имущество индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций в случае их субсидиарной ответственности по обязательствам товарищества[21].

Вообще об имуществе товарищества нельзя говорить как об определенной величине, взятой из бухгалтерского баланса. Товарищество не представляет собой организацию как определенное единство, отношения между полными товарищами основаны на доверии, они самостоятельно в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества. У них нет органов юридического лица в значении п. 1 ст. 53 ГК РФ. Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено иное (п. 1 ст. 72 ГК РФ). Поэтому никаких корпоративных отношений внутри товарищества возникнуть не может, это отношения, основанные на взаимном доверии. Участники полного товарищества вправе требовать в судебном порядке исключения кого-либо из участников из товарищества по единогласному решению остающихся и при наличии к тому серьезных оснований (п. 2 ст. 76 ГК РФ). Доверительный характер отношений между полными товарищами выражается также и в том, что вновь вступивший участник отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества (п. 2 ст. 75 ГК РФ). Таким образом, говорить о частной собственности товарищества можно в высшей степени условно[22]. Нет оснований объединять в § 2 главы 4 ГК РФ хозяйственные общества с товариществами и по характеру участников. Участниками товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Объединение хозяйственных обществ и товариществ в ст. 105 ГК РФ также едва ли оправдано: товарищество не обладает точно определенным и значительным размером имущества, создавать же дочернее хозяйственное общество по договору с товариществом также проблематично. При том эта норма позволяет товариществу, создавшему дочернее общество, избежать ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 68 ГК РФ. Из смысла п. 2 данной статьи следует, что при преобразовании товарищества в общество каждый полный товарищ, ставший участником (акционером) общества, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу от товарищества. Отчуждение бывшим товарищем принадлежащих ему долей (акций) не освобождает его от такой ответственности[23].


Хозяйственные общества согласно п. 3 ст. 66 ГК РФ могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью. Каждый из видов хозяйственного общества обладает своей структурой собственности в рамках общего понятия. Каждый вид общества имеет уставный капитал, составленный из стоимости вкладов (номинальной стоимости акций) участников (акционеров) общества. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Если участники общества с ограниченной ответственностью и акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вклада (доли), то участники общества с дополнительной ответственностью субсидиарно отвечают по обязательствам общества своим имуществом. Доли в уставном капитале акционерного общества удостоверяются ценными бумагами, акциями, которые могут отчуждаться акционерами без согласия других акционеров и общества, т.е. находиться в свободном обороте.

Доля учредителя (участника) в уставном капитале хозяйственного общества - это не часть имущества, принадлежащего в данный момент самому юридическому лицу, не право на долю учредителя (участника) в капитале общества как элементе правоотношений, существующих внутри юридического лица, как утверждает В.П. Мозолин. Данное право в совокупности с другими составляет более широкое по содержанию право, называемое правом на участие в делах общества. Именно данное право, по мнению автора, должно служить объектом внешних правоотношений, возникающих по поводу изменения состава участников общества. Необходимо отдать должное позиции В.П. Мозолина, ее аргументации понимания доли как права на участие в делах общества. Однако при подобном подходе теряется главное в доле участника на имущество общества, ее вещно-правовой характер. Как уже говорилось ранее, В.П. Мозолин совершенно верно отмечал, что обязательственные права участников общества к последнему не охватываются понятием обязательства, предусмотренного ст. 307 ГК РФ. Здесь же право на долю он рассматривает как требование определенной части имущества при выходе из общества или при его ликвидации и т.п. По вышеприведенным соображениям нельзя распространять эти рассуждения и на долю в товариществе. Рассмотрим предлагаемое нами понимание доли применительно к обществам с ограниченной ответственностью и акционерным обществам.

Правовое положение общества с ограниченной ответственностью и права и обязанности его участников определяются ГК РФ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО)[24]. В предпринимательской деятельности общества главным фактором служит имущество, вносимое в уставный капитал участниками, управлять которым вправе профессионально подготовленные лица, не являющиеся, как правило, участниками общества. Общества с ограниченной ответственностью представляют собой объединения капитала, а не объединения лиц, что имеет место в хозяйственных товариществах. В организационном отношении объединения имущества - денег, ценных бумаг, других вещей, а также имущественных прав граждан и юридических лиц ведет к созданию нового самостоятельного субъекта (общества с ограниченной ответственностью). Оно становится самостоятельным субъектом, имеющим свои правовой статус и имущество, отличающиеся от правового положения и имущества создававших его граждан и юридических лиц. В учредительном договоре определяются размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность за нарушение обязанности по внесению вкладов. В уставе общества указываются сведения о размере уставного капитала, о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества (ст. 12 Закона об ООО). Значит, при учреждении общества участники определяют доли своего участия в уставном капитале общества, которые выражаются в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества (п. 2 ст. 14 Закона об ООО)[25]. С фактическим внесением вклада у участника общества возникает право на долю в имуществе общества. Ее обладатель имеет все права собственника, владения, пользования, распоряжения и даже участия в управлении всем имуществом общества совместно с другими его участниками. Участник общества вправе продать или иным образом уступить свою долю или ее часть одному или нескольким участникам данного общества. Он может провести отчуждение своей доли или части третьим лицам, если это допускается уставом общества. Доли в уставном капитале общества могут переходить к наследникам граждан и к правопреемникам юридических лиц, являющихся участниками общества. Часть прибыли общества, предназначенная для распределения между его участниками, распределяется пропорционально их долям в уставном капитале общества (п. 2 ст. 28 Закона об ООО). Участник общества вправе заложить принадлежащую ему долю (часть доли) другому участнику общества или третьему лицу с согласия общего собрания участников общества (ст. 22 данного закона). Возможны обращение взыскания на долю (часть доли) участника по его долгам, а также приобретение обществом доли (части доли) участника общества в случае, если уставом общества уступка доли (части доли) третьим лицам запрещена (ст. 25, 23 Закона об ООО). Наконец, участник общества вправе в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников или общества и получить действительную стоимость доли или имущество в натуре такой же стоимости (ст. 26 анализируемого закона). Приведенные нормы ГК РФ и Закона об ООО позволяют утверждать, что право участника общества с ограниченной ответственностью на долю в уставном капитале олицетворяет право собственности, которое может при определенных условиях из стоимостного выражения превратиться в конкретное имущество участника.


Доля участника общества - это корпоративное право собственности на часть имущества общества, стоимостное выражение которой пропорционально части чистых активов общества. Конкретное имущество определяется с момента выхода участника из общества, отчуждения доли третьим лицам, передаче в залог и в иных случаях, предусмотренных Законом об ООО. Размер доли участника в имуществе общества как корпоративного права собственности зависит от результатов предпринимательской деятельности общества. В каждый данный момент доля участника представляет собой арифметическое выражение соотношения вклада участника и величины чистых активов, падающих на эту долю. Под чистыми активами общества понимается стоимость имущества общества, измененная на стоимость обязательств общества (заемных обязательств, кредиторской задолженности и т.д.)[26].

Корпоративное право собственности участника общества на долю является зависимым, но не производным от частной собственности общества с ограниченной ответственностью. Физическая стоимость доли участника зависит от размера полученной прибыли общества. Уставом общества может быть ограничен максимальный размер доли участника общества. Однако п. 3 ст. 14 Закона об ООО предусматривает, что ограничительные меры в отношении размера доли или в отношении количества долей должны быть не персональными, адресными, а иметь общий характер и касаться каждого участника данного общества.

Характеристика доли участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью как имущественного права, объекта гражданских прав и обязанностей, даваемая В.П. Мозолиным, представляется нам недостаточной. Имущественные права бывают двух видов - вещные и обязательственные. Более того, автор, определяя природу права на долю учредителя (участника) в капитале общества, правильно отмечая его существование внутри юридического лица, называет его "правом участия в делах товарищества и общества". Но право на участие в делах - это осуществление деятельности и управление ею, т.е. отношения управленческого характера, которые традиционно не охватываются гражданским правом[27].

Доля участника в имуществе общества с ограниченной ответственностью - это условная единица, и в силу природы и правового положения этой коммерческой организации ее участники несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Поэтому о доле имущества общества, которая может оказаться в собственности гражданина, юридического лица или в хозяйственном ведении унитарного предприятия или оперативном управлении казенного предприятия или учреждения, можно говорить лишь при прибыльной работе общества.


Доля участника в имуществе общества как объект имущественного права может свободно обращаться внутри общества с разрешения общего собрания участников общества и в обычном гражданском обороте. Однако право на долю в имуществе общества с ограниченной ответственностью является корпоративным, "сидящим" в праве собственности общества. Поэтому предъявить требования о выдаче своего имущества участник общества не может, поскольку закон предусматривает компенсацию выбывшему исключенному участнику в форме действительной стоимости его доли (п. 4 ст. 23 Закона об ООО).

Президиум ВАС РФ неоднократно в своих постановлениях использует словосочетание "право собственности на долю" ( постановление от 22.04.2003 N 5674/02; от 24.12.2002 N 9235/02[28]). Таким образом, участникам ООО для защиты их прав и законных интересов становятся доступными вещно-правовые иски. Так, например, в практике ФАС УО отыскиваются случаи рассмотрения виндикационных исков об истребовании долей (постановление от 28.02.2006 N Ф09-872/06-С5[29]). Также весьма распространены иски о признании права собственности на долю (постановление ФАС МО от 13.03.2006 N КГ-А40/1407-06[30]). По одному из таких дел, в котором иск о признании был удовлетворен, ФАС СКО даже прямо признал, что суд апелляционной инстанции обоснованно указал на правомерность выбранного истцом способа защиты своих прав и интересов ( постановления от 11.04.2006 N Ф08-1155/06; ФАС УО от 16.02.2006 N Ф09-837/06-С5[31]).

Значительно реже в практике окружных судов встречается противоположная позиция. Так, ФАС СЗО (постановление от 29.03.2006 N А52-3450/2005/1[32]) в одном из постановлений буквально обронил следующую фразу: в силу ГК имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников) хозяйственного общества, принадлежит последнему на праве собственности, а его участники имеют обязательственные права в отношении этого юридического лица. В одном случае ФАС УО ( постановление от 27.09.2005 N Ф09-3130/05-С5[33]), сославшись на ст. 48 ГК, отменил постановление апелляционной инстанции на том основании, что суд применил нормы вещного права к обязательственным правоотношениям ( постановление ФАС ПО от 28.01.2005 N А72-5763/03-И358[34]).

Последняя точка зрения представляется правильной. Способы защиты вещных прав (ст. 301-305 ГК) предполагают существование индивидуально-определенной вещи, признакам которой доля не отвечает. Кроме того, согласно абз. 1 п. 2 ст. 48 ГК в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. В ООО такие "обязательственные" права участников никаким образом не материализуются и не удостоверяются ограниченными в пространстве предметами. Поэтому нормы о вещных правах и способах их защиты не применимы к долям участия в ООО.