Файл: "Право собственности юридических лиц".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Увеличение уставного капитала ООО признается распоряжением общим имуществом супругов[35].

Супруг - единственный участник ООО, увеличивая уставный капитал за счет внесения новым участником неэквивалентного дополнительного вклада, фактически распоряжается общим имуществом супругов. Действительная доля этого супруга в ООО уменьшается. Сделка может быть признана недействительной[36].

Правовое положение акционерного общества и права и обязанности акционеров определяются в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО). В отличие от общества с ограниченной ответственностью в акционерном обществе уставный капитал разделен на определенное число акций, что индивидуализирует его среди других хозяйственных обществ. Лишь акционерные общества могут выпускать акции. Они являются не только долями, совокупность которых составляет величину уставного капитала акционерного общества, но и ценными бумагами, удостоверяющими права их владельцев и принадлежащими акционерам на праве собственности или ином вещном праве. "Акции - это титулы собственности на имущество выпустившего их акционерного общества, а не фиксация отношений займа". Поскольку акция - ценная бумага, она свободно обращается на рынке. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества (абз. 4 п. 1 ст. 2 Закона об АО).

С 1 сентября 2014 вступила в силу норма ГК РФ, в соответствии с которой участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала, если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трех четвертей уставного капитала (п. 4 ст. 66.2 ГК РФ). Вместе с тем, в самом ГК осталась норма, дублирующая положение Закона об АО: акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (абзац третий п. 1 ст. 2 Закона об АО, п. 1 ст. 96 ГК РФ).

В процессе функционирования АО уставный капитал может быть увеличен или уменьшен в установленном законом порядке (ст.ст. 28-30 Закона об АО).

Оплачиваться акции АО, как при создании общества, так и при увеличении уставного капитала могут деньгами, вещами, долями (акциями) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных товариществ и обществ, государственными и муниципальными облигациями, а также подлежащими денежной оценке исключительными, иными интеллектуальными правами и правами по лицензионным договорам, если иное не установлено законом. Также ограничения по оплате определенным имуществом из числа указанного могут быть установлены уставом АО (ст. 66.1 ГК РФ, п. 2 ст. 34 Закона об АО).


Освобождение акционера от обязанности оплаты акций АО не допускается (п. 2 ст. 99 ГК РФ).

Оплата размещаемых обществом дополнительных акций путем зачета требований к обществу допускается в случаях, предусмотренных Законом об АО (абзац второй п. 2 ст. 99 ГК РФ, п. 2 ст. 34 Закона об АО).

Итак, акция, как наименование доли имущества акционерного общества, - корпоративное право собственности Акционер вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащей ему акции любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы, в том числе продавать, отдавать в залог и другими способами распоряжаться ею исходя из особенностей этого объекта гражданского права с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества (ст. 31 Закона об АО).

Создание акционерного общества осуществляется по единогласному решению учредительного собрания. Решение об утверждении устава, утверждении денежной оценки ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку, вносимых учредителем в оплату акций, принимается учредителями единогласно (п. 3 ст. 9 Закона об АО). Имущество, собранное за счет вкладов учредителей (участников), аккумулируется в единую частную собственность общества, представляя собой обособленное имущество. Однако смешение имущества участников общества и образование частной собственности последнего вовсе не означает, что у акционеров не сохранилась соответствующая форма собственности на акции, приобретенные ими за счет своего имущества. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе. В то же время уставный капитал разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу (п. 1 ст. 2 Закона об АО). Структура собственности акционерного общества не представляет собой единого монолита, поскольку владелец каждой акции (обыкновенной или привилегированной) имеет право на дивиденды от полученной прибыли общества. Собственность акционерного общества - это имущество не только юридического лица, но и его акционеров, владельцев акций. Таким образом, собственность акционерного общества - это особая разновидность частной собственности, в которой в определенной степени сочетаются вещные права общества и его акционеров. Особенность этой разновидности частной собственности проявляется в том, что акционер как владелец акции на праве собственности или в силу иного вещного права свободно распоряжается акцией как своим имуществом, поскольку уставный капитал акционерного общества - это его имущество. Сама же акция выражает и закрепляет как вещные права, так и обязательственные. Неоспоримым примером вещно-правового требования акционера к обществу является его притязание на получение оставшегося имущества после ликвидации акционерного общества. Л.Р. Юлдашбаева считает, что право на получение части имущества акционерного общества при его ликвидации не носит вещно-правовой характер. В случае отказа ликвидационной комиссии в выдаче акционеру части имущества, распределенного между акционерами, акционер вправе обратиться в суд с иском об истребовании незаконно удерживаемого имущества, приходящегося на его долю в уставном капитале общества. В данном случае ликвидационная комиссия и другие акционеры, незаконно получившие такое имущество, выступают в роли недобросовестных приобретателей. Согласно п. 2 ст. 302 ГК РФ, если имущество приобретено безвозмездно ненадлежащим лицом, собственник вправе истребовать его во всех случаях[37].


Правильность приведенных нами выше взглядов в 1997 г. подтверждают и соображения М.Б. Братусь, которая доказала, что отношения, связанные с безналичными, бездокументарными формами денег, ценных бумаг в силу определенной специфики не укладываются в рамки обязательственных или вещных отношений. В гражданском обороте целесообразно выделить их в особый ряд (форму) гражданско-правовых отношений с распространением на них принципов вещно-правовой защиты.

Вряд ли соотношение долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью и акции как ценной бумаги представляет собой одну из центральных проблем корпоративного права, считает В. Лапач. Он сам утверждает о принципиальном подобии организационно-правовых форм хозяйственных обществ. Дело в другом. Акции и их рыночная стоимость совершенно по-иному структурируют собственность акционерного общества. Они как бы образуют внешний облик имущества акционерного общества, который, будучи связанным с собственностью акционерного общества, получает свое правовое закрепление. В хозяйственном обороте участвуют и имущество акционерного общества, и его акции, как титулы собственности общества в данный момент его предпринимательской деятельности. Вне зависимости от типа общества акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров и общества. В данном случае мы понимаем под акцией долю в стоимости уставного капитала. Главное отличие доли в уставном капитале хозяйственных обществ с ограниченной ответственностью от акций состоит в том, что уставный капитал акционерного общества разделен на определенное число акций - долей одинаковой стоимости. Но акция в отличие от доли имеет свойство ценной бездокументарной бумаги, что во много раз увеличивает ее потенциал как оборотоспособной вещи. Право на акцию - это конститутивное право ее владельца, она подтверждает его требование к соответствующему акционерному обществу, его право на участие в общем собрании акционеров, получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества. Складывающиеся между обществом и его акционером отношения не носят гражданско-правовой характер, поскольку они развиваются между целым и частью и по своему содержанию в части участия в общем собрании акционеров не имеют непосредственно имущественного характера. Неслучайно в ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг акция определяется как "эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации". Акционер, управляющий делами общества, действует не как должник в обязательстве, а как субъект, исполняющий публично-правовую обязанность[38].


Акционеры в зависимости от количества акций, находящихся в их собственности или ином вещном праве, обладают имущественным правом на имущество своего акционерного общества. В случае совершения членом совета директоров, единоличным исполнительным органом общества, временным единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа общества, а равно управляющей организацией или управляющим виновных действий (бездействия) они несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу (п. 2 ст. 71 Закона об АО). Убытки являются полными, т.е. сюда входят и прямой ущерб, и упущенная выгода, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами. Общество или акционер (акционеры), владеющий в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров, директору, члену коллегиального исполнительного органа, а равно к управляющей организации или управляющему о возмещении убытков (п. 5 ст. 71 Закона об АО).

На наш взгляд, акционер заявляет это требование от своего имени и в своих интересах, поскольку действиями органов управления общества, управляющей организацией или управляющего причинены убытки имуществу общества, совладельцем которого данный акционер является. Норма п. 2 ст. 48 ГК РФ дает право требования к обществу, в том числе и за неумелые и виновные действия прежде всего компетентных органов управления или управляющей организации. Если иски к управляющей компании о возмещении ею убытков, причиненных акционерному обществу своими виновными действиями, не представляют особых сложностей, то обосновать возможность привлечения к возмещению убытков общества его исполнительных органов гораздо труднее. Вопрос об ответственности члена совета директоров вряд ли вообще может возникнуть в том случае, если он осуществляет лишь общее руководство деятельностью общества (ст. 64 Закона об АО). При предъявлении иска акционером к обществу о возмещении убытков, причиненных виновными действиями директора (генерального директора), суд не вправе отказать в приеме такого заявления, так как существует норма закона (п. 5 ст. 71 Закона об АО).

Другое дело, как определить, были ли действия исполнительного органа или управляющей компании виновными и каков действительный размер убытков, причиненных данному акционерному обществу[39].

Проблема становится неразрешимой, если говорить, что само общество может обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных обществу виновными действиями члена совета директоров, временного единоличного исполнительного органа, директора или членов коллегиального исполнительного органа. Как директор общества может предъявлять иск к самому себе? Слова "общество", "член" из п. 5 ст. 71 Закона об АО следует исключить.


Неясно с точки зрения имущественной обособленности дочернего хозяйственного общества выделение его в качестве подчиненного основному обществу или товариществу в силу преобладающего участия последнего в его уставном капитале. Представляется, что в качестве основного не может выступать хозяйственное товарищество, поскольку оно не обладает единым достаточным весомым складочным капиталом, а за его долги солидарно несут субсидиарную ответственность полные товарищи. Участие хозяйственного товарищества значительно осложнило бы возложение ответственности на дочернее хозяйственное общество по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний основного товарищества. Неясна имущественно-организационная связь и в случае, когда и основным и дочерним контрагентами выступают одного вида хозяйственные общества, т.е. акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Создание одним обществом либо двумя хозяйственными обществами третьего общества отнюдь не означает, что если в третьем обществе вклад преимущественно принадлежит первому, то оно становится основным, а созданное вновь - дочерним обществом. Видимо, вопрос о создании объединения основного и дочернего обществ должен определяться учредительными документами того или другого общества, в них должна устанавливаться структура уставного капитала. В законе необходимо предусмотреть, какие должны быть основания для квалификации организационно-имущественных связей как отношений основного и дочернего обществ. Ведь следует помнить, что доля уставного капитала основного общества не может быть одновременно долей дочернего хозяйственного общества. И то, и другое общество имеют собственные корпоративные вещные права, отличающиеся друг от друга.

Участие в хозяйственных обществах других обществ может привести к тому, что последние, обладая контрольным пакетом акций или большинством долей, могут определять деятельность контролируемого общества, формально оставаясь самостоятельными хозяйствующими субъектами с собственным профилем деятельности. В развитом рыночном хозяйстве все большее распространение получают своеобразные объединения хозяйственных обществ, в которых одна ("материнская") компания так или иначе контролирует деятельность связанных с ней дочерних компаний или даже специально создает их. В качестве законодательного подкрепления можно привести п. 5 ст. 66 ГК РФ, предусматривающий, что хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ[40].