Файл: Функциональные стратегии (наступательные, оборонительные, вертикальной интеграции, стратегии организации, занимающих различные отраслевые позиции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Конкуренция и конкурентная борьба являются главным содержанием функционирования экономической системы, базирующейся на рыночных механизмах, ключевыми категориями в общей схеме категорий рыночного хозяйства.

Конкуренция (от лат. Concurentia — состязание, столкновение) определяется как ситуация, в которой любой желающий что-либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. Другая трактовка термина «конкуренция» предлагает понимать под конкуренцией «процесс, в ходе которого фирмы борются друг с другом за потребителей своей продукции»[1].

В товарном производстве, как правило, связь между производством и потреблением осуществляет рынок, который через механизм спроса и предложения обеспечивает осуществление этой связи.

Предложение на рынке формируют компании, которые являются по отношению друг к другу конкурентами. Для того, чтобы развиваться, компания должна быть сильнее своих конкурентов. Поэтому на рынке постоянно происходит борьба между конкурентами за потребителей.

Стратегия конкурентной борьбы – это центральная часть стратегии компании в целом. Стратегия в целом затрагивает не только вопрос о том, как добиться конкурентоспособности, но и отражает функциональные стратегии, которые отвечают на вопрос о том, как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность (планирование, мотивацию, обучение персонала и пр.)- Стратегия конкурентной борьбы направлена прежде всего на то, как вести конкурентную борьбу и как развивать собственные конкурентные преимущества, как сделать эти преимущества стабильными и долгосрочными. Существует и обратная связь между двумя понятиями - стратегия и конкурентоспособность. Именно стратегическое управление обеспечивает долгосрочную конкурентоспособность организации.

Объект исследования –ООО «Ривайвал».

Предмет исследования – конкурентные стратегии организацией, применяемые на внутреннем рынке.

Целью работы является разработка конкурентной стратегии для компании ООО «Ривайвал» для работы на внутреннем рынке.

Задачи работы:

- изучить виды функциональных стратегий;

- дать характеристику компании, финансово-экономический анализ деятельности;

- определить основные направления разработки стратегии развития компании;

- выбрать наиболее эффективную альтернативу развития компании и обосновать выбор;


На основе аналитического материала в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом можно будет разработать конкурентную стратегию компании.

Методы исследования: традиционный анализ документов, наблюдение, расчетный, графический.

Основными теоретическими и методологическими источниками при написании данной работы послужили: учебная литература российских и иностранных авторов, периодические издания, Интернет-ресурсы, посвященные стратегическому управлению.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и виды функциональных стратегий

1.1.Типы стратегий. Функциональные стратегии

Характерной чертой функционирования современного бизнеса начала XXI в. является нестабильность внешней среды, ее масштабные постоянные изменения. В связи с чем руководство компаний не испытывает уверенности в возможности удержания бизнес-позиций в будущем, что обусловливает необходимость создания стратегий. Таким образом, интерес руководства компаний к теориям стратегического управления, а также непосредственно к механизму разработки стратегий и их реализации не прекращается.

Термин «стратегия» первоначально использовался исключительно в военной сфере (гр. strategia: stratus – войско, ago – веду) и означал часть военного искусства, включающую вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне и ее ведению[2].

Только в 50-х гг. XX в. термин «стратегия» стал применяться в теории управления. В экономической литературе нет единого определения данного понятия. Существует множество определений понятия «стратегия», а также научных школ, изучающих теорию стратегий и стратегическое управление.

Одно из первых определений стратегии, как одного из инструментов теории менеджмента дал А.Чандлер, охарактеризовав ее как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей[3]. Данное определение представляет собой классический взгляд на саму сущность стратегии.


В дальнейшем авторские определения данного понятия давали многие ученые.

Так, И. Ансофф утверждает, что: «Стратегия – набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности»[4].

Г. Минцберг определяет стратегию как совокупность «пяти «П»[5]:

- план – «стратегия есть план, некий вид сознательно и намеренно разработанной последовательности действий, путеводная линия (или ряд линий), которой придерживаются в конкретной ситуации»;

- прием – стратегия представляется как ловкий прием, хитрости, уловки, с помощью которых фирма обманывает своих конкурентов, а в некоторых случаях использует при заключении сделок;

- паттерн – «стратегия – и заранее продуманная, и выстраивающаяся по ходу развития событий – есть некая последовательность в поведении»;

- позиция – «стратегия как позиция, а именно соотношение организации с … «внешней средой». Согласно такому пониманию, стратегия становится опосредующей силой, или «посредником», между организацией и внешней средой»;

- перспектива – «стратегия является перспективой, и суть ее определяется не только избранной позицией, но и укоренившимся способом восприятия мира. Есть организации, которые весьма внимательно относятся к рынку и выстраивают вокруг этого целую идеологию» - идеология, выстроенная вокруг рынка.

Профессор О.С. Виханский дает следующее определение: «Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы деятельности организации, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям»[6].

Словесникова Н. пишет: «Стратегия – это образ будущего – картинка, отражающая цели компании и желаемое для нее будущее: куда и зачем идем, к какому сроку придем»[7].

По мнению, Квинта В.Л. – «стратегия – это система поиска, формулирования и развития доктрины, которая обеспечит долгосрочный успех при ее последовательной и полной реализации. Стратегия – результат системного анализа среды, существующих прогнозов будущих условий на основе стратегического мышления, глубоких знаний и интуиции. Конечным продуктом этого анализа является формализованная стратегия, сочетающая предшествующий ей новый прогноз, миссию, видение, приоритеты и долгосрочные цели и задачи с детальным сценарием, требующим осуществления через реализацию стратегического плана с использованием системы стратегического мониторинга его законопослушной реализации. Стратегия – это путеводитель к выверенным приоритетам и целям через хаос будущего и неизвестного. Это мудрость, умноженная на точно выбранный вектор атаки с оценкой ресурсной ограниченности. Стратегия – это наиболее философская, теоретическая и в то же время практическая составляющая успеха».[8]


Проанализировав представленные определения понятия «стратегия» можно выделить ключевые характеристики данного термина, а именно: системность; пространственно-временная характеристика; ресурсобеспеченность; воздействие внутренних и внешних факторов.

Стратегию в целом можно рассматривать как перспективу или определяющее направление в любой деятельности, на реализацию которой нацелен весь потенциал субъектов этой деятельности[9].

С понятием стратегии тесно связаны такие понятия, как миссия, цели организации, целеполагание.

Любая стратегия, независимо от области применения, имеет две ключевые составляющие: стратегические цели (то, что благодаря стратегии предполагается достичь) и план действий (пути и средства, с помощью которых предполагается достичь намеченных целей)[10].

Цель стратегии состоит в том, чтобы обеспечить выживание и процветание фирмы[11]. Стратегия призвана описать перспективное состояние компании, ожидаемый успех и определить, кто отвечает за достижение конечных целей и за решение конкретных задач на пути к ним[12].

Значимость целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом[13].

Миссия начинается с объяснения цели, которое не должно быть включено в миссию: все цели должны быть сформулированы в разделе целеполагания – на одном из следующих этапов разработки стратегии[14].

Итак, «миссия» определяется как стратегическая (генеральная) цель, выражающая смысл существования, общепризнанное предназначение организации[15].

Миссия должна описывать услуги, которые компания будет предоставлять обществу. Миссия также кратко объясняет то, как объект стратегии будет удовлетворять интересы и потребности общества в глобальном, региональном или местном масштабе. В отличие от следующей стадии разработки стратегии – видения – миссия ориентирована, прежде всего, на внешний по отношению к компании мир[16].


Миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования.

Видение – это описание идеального состояния компании в будущем, ориентир движения компании.

Если стратегическое видение определяет будущий образ компании, то миссия описывает деятельность компании в настоящее время: какие товары и услуги она производит, кто клиенты, каковы технологические и деловые возможности[17].

Целеполагание – начало превращения стратегии в реальность. Исходя из идей миссии и основываясь на философском фундаменте видения. Целеполагание представляет собой качественную ориентацию, детализацию приоритетов, субординацию и взаимосвязь отдельных целей стратегии объекта. Эта фаза формирования стратегии должна описывать, где и с какими характеристиками объект окажется после успешного внедрения и реализации стратегии. Целеполагаение и формулирование индивидуальных целей обеспечивает качественную ориентацию следующего этапа документа стратегии – постановки задач. Миссия, видение, целеполагание и непосредственно цели вместе образуют концепцию стратегии[18].

В таблице 1. представлены факторы, формирующие стратегию. Кроме этих факторов, при формировании стратегии необходимо учитывать ресурсный и трудовой потенциал.

При разработке стратегии руководству организации необходимо своевременно отслеживать изменение данных факторов, для проведения соответствующих плановых корректировок. В противном случае даже хорошо разработанная стратегия будет оставаться «планом на бумаге» и не сможет быть реализована.

Четко разработанная стратегия обеспечивает организации гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития. В настоящее время все эти факторы становятся главными аргументами организации в конкурентной борьбе и вызывают необходимость разработки системы стратегического управления организацией. Так, современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенностью является методология стратегического управления.

С 70-х годов XX века появляются новые методы управления и вместе с ними сам термин «стратегическое управление». Концепция стратегического управления возникла как ответ на вызовы и угрозы внешней среды: усиление ее нестабильности, рост глобализации, обострение и кардинальное изменение принципов конкурентной борьбы, динамика потребительского спроса, сокращение жизненного цикла товаров, возрастание требований работников к условиям труда и качеству жизни[19].