Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (Исследование системы мотивации труда в ООО «ВИКТОРИЯ»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические основы мотивации персонала
1.1. Понятие малого предприятия и управление малым предприятием
1.2. Сущность процесса мотивации труда
1.3. Механизм мотивации труда персонала организации малых предприятий
Глава 2. Исследование системы мотивации труда в ООО «ВИКТОРИЯ»
2.1. Общая характеристика хозяйственной деятельности организации
2.2. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов
2.3. Диагностика мотивации труда сотрудников
Глава 3. Совершенствование мотивации труда в ООО «ВИКТОРИЯ»
3.1. Пути совершенствования материального стимулирования
3.2. Пути совершенствования нематериального стимулирования
3.3. Оценка экономической эффективности от внедрения мероприятий
Функцию «разрядки напряженности» будут выполнить общие совещания и индивидуальные консультации руководителя с каждым менеджером. Они преследуют две цели — убедить сотрудников в неотвратимости изменений и убедить каждого в том, что лично он способен действовать в новых условиях, причем не только не потерять достигнутого, но и работать эффективнее и зарабатывать больше. Каждый менеджер имеет возможность самостоятельно выбрать группу, в которой он хотел бы попробовать работать. Надо заметить, что менеджеры достаточно адекватно оценят свои силы и особенных неожиданностей при разделении на группы не будет. Благодаря индивидуальному подходу и возможности выбора все лучшие сотрудники отдела продолжат работать в фирме.
Для улучшения мотивации в ООО «ВИКТОРИЯ» можно рекомендовать следующие методы стимулирования:
— доплаты менеджерам за расширение зон обслуживания или увеличения объема продаж в размере 50% оклада;
— за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника в размере 40% оклада;
— работники предприятия премируются за результаты работы по итогам года, квартала, за счет фонда материального поощрения. Премия выплачивается при выполнении и перевыполнении плана по экономическим и фондообразующим показателям.
Минимальный стаж непрерывной работы для выплаты вознаграждения — 1 год. Наиболее перспективных работников предприятию следует направлять на курсы повышения квалификации, дополнительное обучение или переобучение, с оплатой за счет средств предприятия.
Рассчитаем предполагаемые расходы, связанные оптимизацией системы мотивации персонала ООО «ВИКТОРИЯ» (таблица 9).
Таблица 9
Затраты на материальную мотивацию менеджеров (с расчетом на 2 человека при средней зарплате 30000 руб.)
Наименование |
Метод расчета |
Расчет |
Общая стоимость, руб. |
Заработная плата менеджеров по продажам |
+ 50% от оклада |
2 * 0,5 * 30000 |
30000 |
Начисления на зарплату, премии |
+ 10% от оклада |
2 * 0,1 * 30000 |
6000 |
Итого |
36000 |
3.2. Пути совершенствования нематериального стимулирования
С целью развития комплекса нематериального стимулирования, а также формирования организационной культуры руководству можно предложить организацию корпоративных вечеринок.
Корпоративная вечеринка - это не только повод лишний раз напомнить о себе и продемонстрировать возможности компании. Сочетание стильной официальной части с непринужденным весельем развлекательной программы - это то, что запомнится не только гостям, но и сотрудникам. Праздники объединяют не меньше рабочих будней. Высокий уровень корпоративной культуры и сплоченность коллектива - залог стабильной работы и процветания любой компании.
Вечеринки будут проводиться 3 раза в год по следующим событиям:
- Новый Год;
- день рожденья предприятия;
- 8 Марта.
В качестве оперативных мероприятий предлагается разработать внутрифирменную программу «Совершенствование системы мотивации труда работников в ООО «ВИКТОРИЯ» в 2017 году», которая будет направлена на решение выявленных проблем:
- Формирование нормативно-правовой базы мотивации труда работников.
- Повышение организованности и порядка работы.
- Разработка объективных оценок работы.
- Разработка мероприятий по материальному и нематериальному стимулированию работников.
- Упрощение линий согласований при решении простых вопросов.
- Повышение квалификации работников.
- Формирование четких регламентов деятельности работников.
- Повышение эффективности прогнозирования потребностей персонала.
- Оптимизация профориентационной работы для персонала.
- Совершенствование социального обеспечения работников.
Программа «Совершенствование системы мотивации труда работников в ООО «ВИКТОРИЯ» в 2017 году» должна быть утверждена Директором предприятия (например, распоряжением «Об утверждении программы «Совершенствование системы мотивации труда работников в ООО «ВИКТОРИЯ» в 2016 году»).
Программа «Совершенствование системы мотивации труда работников в ООО «ВИКТОРИЯ» в 2017 году» должна быть нацелена, прежде всего, на устранение установленных проблем в системе мотивации.
Очевидно, что перечисленные проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Поэтому реформирование должно осуществляться в соответствии с единой программой, которая позволила бы подойти к вопросу развития системы мотивации комплексно и не ограничиваться проведением пусть и кардинальных, но одномоментных изменений в этой сфере.
Программный метод позволяет обеспечить последовательность и постепенность реформирования.
Примерная структура программы «Совершенствование системы мотивации труда работников в ООО «ВИКТОРИЯ» в 2017 году» включает следующие разделы:
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.
2. Цель, задачи, сроки и основные этапы реализации программы.
3. Система мероприятий, предусмотренных программой.
4. Ресурсное обеспечение программы.
5. Реализация программы и контроль за ходом выполнения предусмотренных ею мероприятий.
6. Ожидаемые результаты реализации программы.
Целями и задачами Программы «Совершенствование системы мотивации труда работников в ООО «ВИКТОРИЯ» в 2017 году» должны быть определены:
- целенаправленное развитие мотивации труда работников в ООО «ВИКТОРИЯ»;
- совершенствование координации кадровой работы и управления персоналом в ООО «ВИКТОРИЯ»;
- повышение профессиональной заинтересованности сотрудников в длительной работе в ООО «ВИКТОРИЯ» путем совершенствования общего психологического и мотивационного климата;
- создание системы оценки эффективности выполнения работниками возложенных должностных обязанностей;
- разработка целостной системы контроля за профессиональной деятельностью сотрудников ООО «ВИКТОРИЯ»;
- обеспечение стабильности кадрового состава и оптимизации численности ООО «ВИКТОРИЯ»;
- совершенствование базы информационного и аналитического обеспечения кадровых процессов.
Ожидаемая социально-экономическая эффективность Программы:
1. Увеличение среднего показателя по итогам теста «Привлекательность группы» в ООО «ВИКТОРИЯ».
2. Увеличение среднего показателя по итогам теста «Социально-психологический климат в коллективе».
3. Увеличение сотрудников, прошедших переподготовку по программе.
4. Формирование эффективной системы материальной мотивации путем выплаты доплат и премий.
5. Формирование качественного информационно-аналитического обеспечения кадровых процессов.
6. Совершенствование и создание нормативно-правовой и методической базы, обеспечивающей дальнейшее развитие и эффективную систему мотивации.
7. Единое управление персоналом и кадровой работой.
8. Повышение общей мотивации персонала к работе.
9. Повышение производственной дисциплины.
10. Повышение производительности труда.
Полученные в рамках выполнения Программы результаты должны способствовать: повышению профессионализма и компетентности персонала; рациональному использованию интеллектуального потенциала персонала; исключению дублирования функций, внедрению норм и нововведений, соответствующих требованиям времени, формированию у сотрудников мотивации к повышению результативности профессиональной деятельности; упорядочению деятельности по подбору и расстановке кадров; учету в работе с кадрами не только профессиональной, физической и морально-психологической пригодности человека к выполнению функций на соответствующей должности, но и его готовности постоянно саморазвиваться и совершенствоваться; формированию нравственной и эмоциональной надежности кадров ООО «ВИКТОРИЯ».
На предприятии необходимо добиться строгого следования методологии управления проектами, не забывать подводить промежуточные итоги, применять единые методы в масштабах всего предприятия, заранее выявлять критические задачи, обязательно прислушиваться к голосу клиентов.
Внедрение предлагаемых мероприятий по мотивации труда персонала позволит повысить заинтересованность сотрудников в результатах труда и, следовательно, повысит эффективность работы персонала посредством роста производительности труда, что позволит повысить эффективность работы предприятия.
Совершенствование методов экономического стимулирования персонала в ООО «ВИКТОРИЯ» должно основываться на установлении зависимости между оплатой труда и уровнем доходов предприятия, а так же эффективностью труда самого работника.
3.3. Оценка экономической эффективности от внедрения мероприятий
На основе предложенных мероприятий оценим экономический результат от предложенных рекомендаций.
Расчет экономического результата от внедрения предложенных мероприятий в ООО «ВИКТОРИЯ» приведен в таблице 10.
Таблица 10
Расчет экономического результата от внедрения предложенных мероприятий в ООО «ВИКТОРИЯ»
№ |
Наименование мероприятий |
Затраты |
Рост показателей |
1 |
Повышение материальной мотивации труда |
669 900 руб. |
Увеличение реализации на 30 % |
2 |
Повышение нематериальной мотивации труда |
419 000 руб. |
Увеличение реализации на 15 % |
ВСЕГО |
1088900 руб. |
Увеличение реализации на 45 % |
Рассчитаем экономический результат.
В результате запланированных мероприятий возрастет производительность труда персонала на 45% и составит:
В = V / Ч (5)
где V – выручка от реализации товаров, тыс.руб.;
Ч – численность торгового персонала, чел.
В2016 = 62195 / 24 = 2591,45 тыс.руб.
Вплан = 2591,45 х 1,45 = 3758 тыс.руб.
Таким образом, получаем, что прирост производительности труда одного торгового работника составит 3758 – 2591,45 = 1166,55 тыс.руб., тогда в расчете на общее количество персонала компания получит дополнительно выручки в размере:
∆V = ∆B х Ч (6)
где ∆B – прирост производительности труда, тыс.руб.
∆Vплан = 1166,55 тыс.руб. х 24 чел. = 27997 тыс.руб.
В результате увеличения объема реализации на 27997 тыс.руб. в плановом периоде, соответственно, увеличится себестоимость реализации.
∆Спр = ∆Vпр*Збаз (7)
где ∆Vпр – прирост выручки от реализации в плановом периоде, тыс.руб.;
Збаз – затраты на рубль реализации продукции в 2016 году периоде, руб.
С2016 = 62195 х 0,6181= 38443 тыс.руб.
∆Сплан = 27997 х 0,6181 = 17305 тыс.руб.
В итоге, прирост прибыль от реализации услуг проектируемого периода составит:
∆Преал = ∆Vпр – ∆Спр (8)
∆Преал = 27997 – 17305 – 1089 = 9603 тыс.руб.
Следовательно, в результате оптимизации системы мотивации труда персонала, в прогнозном периоде на 2017 год выручка от реализации возрастет на 27997 тыс.руб., прирост общих затрат составит 17305 тыс.руб. и будет получена дополнительная прибыль от продаж в размере 9603 тыс.руб.
Заключение
Результат экономической деятельности зависит от имеющихся ресурсов и эффективности их использования, которая во многом определяется отношением людей к труду, формами и методами мотивации.
Изучение практического материала по анализируемому предприятию ООО «ВИКТОРИЯ» позволило сделать следующие выводы:
1. ООО «ВИКТОРИЯ» является динамично-развивающейся компанией. Динамика показателей в целом положительная, что свидетельствует о прибыльности и эффективности ООО «ВИКТОРИЯ». Однако, наряду с этим, на предприятии существует такие проблемы как снижение рентабельности. Данную проблему можно решить различными путями: за счет продвижения на рынок новой продукции, за счет расширения ассортимента реализуемой продукции, поскольку имеющиеся площади используются не в полной мере.
2. Общая численность ООО «ВИКТОРИЯ» на текущий момент времени составляет 24 чел., которая в анализируемом периоде увеличилась на 4 чел., что обеспечило 20% относительно базового 2014г., что связано с открытием новой торговой точки. В структуре работников наибольший удельный вес принадлежит основным работникам (торговый персонал – продавцы-консультанты), доля которых планомерно возросла на 7,52% до 62,52% по итогам отчетного 2015 года. На втором месте расположены начальники отделов и рабочие (водители, грузчики), доля которых, наоборот, снизилась на 3,34% до 16,66%. При этом доля руководства торговой организации также имеет тенденцию к снижению в виду постоянства их количественно состава - на 0,84%, что связанно с неизменной численностью работников в них.