Файл: Корпоративная культура в организации (на примере сети универсамов ЗАО «Дом Еды»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В период с 01.06.2018 по 01.07.2018 года было проведено исследование, целью которого являлось изучение особенностей корпоративной культуры сети универсамов ЗАО «Дом Еды» (г. Кострома, г. Ярославль). В задачи исследования входило: выявление существующей корпоративной культуры ЗАО «Дом Еды», выявление предпочтительной корпоративной культуры компании ЗАО «Дом Еды», определение восприятие ценностей компании сотрудниками этой же компании, а также определение степени соответствия ценностей, целей и задач компании личным ценностям сотрудников, определение организационной идентичности (лояльности и приверженности работающих), исследование психологической атмосферы.

Методология исследования. В качестве метода исследования использовалась батарея тестов. Для определения корпоративной культуры использовалась рамочная конструкция конкурирующих ценностей – инструмент OCAI – (К. Камерона и Р. Куинна), ценности сотрудников собирались с помощью открытых вопросов (предлагалось самостоятельно закончить начатые предложения), организационная идентичность выявлялась с помощью методики Cheney (перевод и адаптация методики проведена автором исследования), психологическая атмосфера определялась с помощью опросника А. Фидлера.

Результаты исследования. В ходе исследования был опрошен 231 человек. Средний возраст опрошенных 28,5 лет. 46,7 % опрошенных имеют среднее специальное образование, 22% полное среднее, 12% неоконченное высшее, 8,2 % высшее. Средний стаж работы в компании ЗАО «Дом Еды» 1,5 года.

Для оценки организационной культуры использовался инструмент OCAI, базирующийся на теоретической модели К. Камерона и Р. Куинна, получивший название «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей» и включающий 4 типа организационных культур.

В таблице 1 представлены сравнительные показатели существующей и предпочтительной корпоративной культуры ЗАО «Дом Еды».

Таблица 1

Сравнительные показатели существующей и предпочтительной корпоративной культуры

Название типа

Существующая корпоративная культура компании «Дом Еды»

Предпочтительная корпоративная культура компании «Дом Еды»

Клан

26,11

34,69

Адхократия

19,95

21,12

Рынок

25,94

21,06

Иерархия

28,27

24,27


Таблица 1 наглядно свидетельствует, что опрошенные считают превалирующей культурой «иерархию» (28,27) и высказываются за уменьшение ее присутствия (до 24,27). Также у опрошенных отмечено желание уменьшить составляющую рыночной культуры (с 25,94 до 21,06). Наибольшее количество опрошенных высказалось в пользу клановой культуры (с 26,11 до 34,69).

Представим данные этой таблицы в более интересной визуальной форме – в виде лепестковой диаграммы на рисунке 5.

Существующая и предпочтительная

корпоративные культуры

компании "Дом Еды"

0,0

5,0

10,0

15,0

20,0

25,0

30,0

35,0

Клан

Адхократия

Рынок

Иерархия

present

perfect

Рисунок 5. Существующая и предпочтительная корпоративные культуры ЗАО «Дом Еды»

Профили корпоративной культуры ЗАО «Дом Еды» представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительные показатели существующего и предпочтительного профиля «важнейшие организационные характеристики»

Типы корпоративной культуры

Существующий профиль «важнейшие организационные характеристики»

Предпочтительный профиль «важнейшие организационные характеристики»

Клан

26,01

37,52

Адхократия

16,62

18,66

Рынок

23,27

19,43

Иерархия

34,70

27,41

Из таблицы 2 видно, что, по мнению опрошенных, организация, в которой они работают – выраженная «иерархия» (34,70), где присутствуют четкие процедуры и инструкции. При этом работники видят идеальную организацию с меньшей регламентацией бизнес-процессов (27,41). Следующий приоритетный показатель («клан») демонстрирует разницу между существующим и предпочтительным профилем почти на 10 пунктов. Опрошенные желают работать в уникальной организации, где у людей много общего. Ниже на рисунке 6 приведена лепестковая диаграмма «важнейшие организационные характеристики».

Рисунок 6. Важнейшие организационные характеристики

Сравнительные показатели существующего и предпочтительного профиля «общий стиль лидерства» представлены в таблице 3.

Таблица 3

Общий стиль лидерства

Типы корпоративной культуры

Существующий профиль «общий стиль лидерства»

Предпочтительный профиль «общий стиль лидерства»

Клан

27,68

34,55

Адхократия

20,60

19,31

Рынок

22,65

17,43

Иерархия

28,53

29,69


Ниже на рисунке 7 приведена лепестковая диаграмма «общий стиль лидерства».

Рисунок 7. Общий стиль лидерства

Примечательно, что опрошенные не высказались за уменьшение иерархических признаков в стиле лидерства.

Сравнительные показатели существующего и предпочтительного профиля «управление наемными работниками» представлены в таблице 4.

Таблица 4

Управление наемными рабочими

Типы корпоративной культуры

Существующий профиль «управление наемными работниками»

Предпочтительный профиль «управление наемными работниками»

Клан

21,71

31,39

Адхократия

17,33

22,36

Рынок

32,38

24,03

Иерархия

28,67

23,02

Ниже на рисунке 8 приведена лепестковая диаграмма «управление наемными рабочими».

Рисунок 8. Управление наемными рабочими

Сравнительные показатели существующего и предпочтительного профиля «связующая сущность организации» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Связующая сущность организации

Типы корпоративной культуры

Существующий профиль «связующая сущность организации»

Предпочтительный профиль «связующая сущность организации»

Клан

32,49

39,74

Адхократия

23,29

24,35

Рынок

21,18

19,44

Иерархия

24,12

18,10

Ниже на рисунке 9 приведена лепестковая диаграмма «связующая сущность организации».

Рисунок 9. Связующая сущность организации

Сравнительные показатели существующего и предпочтительного профиля «стратегические цели организации» представлены в таблице 6.

Таблица 6

Стратегические цели организации

Типы корпоративной культуры

Существующий профиль «стратегические цели организации»

Предпочтительный профиль «стратегические цели организации»

Клан

19,73

27,08

Адхократия

21,50

21,58

Рынок

30,59

24,75

Иерархия

29,32

26,91


Ниже на рисунке 10 приведена лепестковая диаграмма «стратегические цели организации».

Рисунок 10. Стратегические цели организации

Сравнительные показатели существующего и предпочтительного профиля «критерии успеха организации» представлены в таблице 7.

Таблица 7

Критерии успеха организации

Типы корпоративной культуры

Существующий профиль «критерии успеха организации»

Предпочтительный профиль «критерии успеха организации»

Клан

29,06

37,89

Адхократия

20,35

20,44

Рынок

25,59

21,28

Иерархия

24,29

20,52

Ниже на рисунке 11 приведена лепестковая диаграмма «критерии успеха организации».

Рисунок 11. Критерии успеха организации

Восприятие ценностей компании ЗАО «Дом Еды» работниками этой же компании были собраны через открытые вопросы (необходимо было самостоятельно закончить предложение). Первый вопрос был сформулирован следующим образом: «Наша компания для меня…». Варианты ответов приведены в таблице 8.

Таблица 8

Варианты ответов на открытый вопрос

«Наша компания для меня…»

Место заработка

130

Общение

25

Семья

9

Возможности развития

8

Стабильный доход

8

Возможности карьерного роста

5

Занятость

3

Стабильность

3

Любимая работа

1

Посидеть и выпить

1

Ничего

1

Средство самовыражения

1

Определенный график и план работ

1

Отношение к персоналу

1

Варианты ответов на следующий открытый вопрос «Наша компания может быть описана следующими словами…» представлены в таблице 9.

Таблица 9

Варианты ответов на открытый вопрос «Наша компания может быть описана следующими словами…»

Лучшая в городе

67

Конкурентоспособное

22

Стабильное

20

Дружное

14

Рентабельное

12

Много работы

5

Дисциплина

3

Большой холодильник

2

Структурированное

2

Детский сад

1

Пчелиный улей

1

Общение /контроль/трудолюбие

1/1/1


Варианты ответов на следующий открытый вопрос «В нашей компании ценится…» представлены в таблице 10.

Таблица 10

Варианты ответов на открытый вопрос «В нашей компании ценится…»

Трудолюбие

94

Дисциплина

32

Активность

13

Вежливость

9

Качество

6

Стабильный доход

5

Ответственность

5

Взаимопомощь

2

Компетентность

2

Преданность

2

Престиж

2

Личность

2

Сплоченность

2

Аккуратность

1

Быстрота

1

Деловитость

1

Общение

1

Справедливость

1

Варианты ответов на следующий открытый вопрос «Для меня в нашем предприятии главное…» представлены в таблице 11.

Таблица 11

Варианты ответов на открытый вопрос «Для меня в нашем предприятии главное…»

Стабильность

41

Взаимопонимание

28

Своевременная выдача зарплаты

27

Зарплата

10

Возможность карьерного роста

9

Организованность

8

Коллектив

8

Отношение к персоналу

7

Взаимопомощь

6

Достижение цели

3

Трудолюбие

2

Сплоченность

2

Доверие

1

Нестабильность

1

Варианты ответов на следующий открытый вопрос «Важные разделяемые верования и предположения…» представлены в таблице 12.

Таблица 12

Варианты ответов на открытый вопрос «Важные разделяемые верования и предположения…»

Увеличение заработной платы

16

Все будет хорошо!

14

Сеть будет лидером на рынке

6

Доверие друг другу

3

Продуктивность своей работы

2

Стабильность

2

Четкое разделение обязанностей

1

Варианты ответов на следующий открытый вопрос «Разделяемые членами нашего коллектива выражения…» представлены в таблице 13.