Файл: Корпоративная культура в организации (на примере сети универсамов ЗАО «Дом Еды»).pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 4
Таблица 13
Варианты ответов на открытый вопрос «Разделяемые членами нашего коллектива выражения…»
Покупатель всегда прав |
7 |
Некомпетентность |
3 |
Увеличение зарплаты |
3 |
Коллектив |
2 |
Работай больше, про зарплату не спрашивай |
2 |
Якунину поменьше требовательности! |
1 |
Нецензурные |
1 |
Варианты ответов на следующий открытый вопрос «Разделяемые членами нашего коллектива мысли и чувства…» представлены в таблице 14.
Таблица 14
Варианты ответов на открытый вопрос «Разделяемые членами нашего коллектива мысли и чувства…»
Увеличение зарплаты |
7 |
Своевременная выдача зарплаты |
4 |
Невозможное возможно |
3 |
Зарплата |
2 |
Быть нужным и полезным |
2 |
Обеспечить транспорт |
2 |
Уверенность в завтрашнем дне |
2 |
Злость и вражда |
1 |
Хорошо там, где нас нет |
1 |
Организационная идентичность является важной организационной характеристикой компании. Организационная идентичность выявлялась с помощью опросника Cheney, представляющего собой 25 вопросов, касающихся определения лояльности и преданности работников к компании. Средние показатели организационной идентичности в ЗАО «Дом Еды» приведены в таблице 15.
Таблица 15
Средние показатели организационной идентичности
в ЗАО «Дом Еды»
№ |
Утверждение |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
1 |
Даже если бы не нуждался в деньгах, я бы продолжил работу в компании, где я работаю сейчас |
3,69 |
2,15 |
2 |
В целом люди, работающие в нашей компании, трудятся на достижение одних и тех же целей |
4,68 |
1,86 |
3 |
Я очень горжусь тем, что являюсь частью нашей компании |
4,75 |
1,80 |
4 |
Имидж нашей компании в обществе представляет меня в хорошем свете |
4,89 |
1,80 |
5 |
Я часто представляюсь другим людям: «Я работаю в компании…» или «Я из компании…» |
4,29 |
2,25 |
6 |
Выполняя свою работу, я задумываюсь о последствиях моих действий для моей компании |
5,53 |
1,79 |
7 |
Мы, работники нашей компании, отличаемся от других работников в данной отрасли |
5,54 |
1,76 |
8 |
Мне приятно, что я выбрал в качестве работы именно эту компанию, а не какую-либо другую |
5,30 |
1,73 |
9 |
Я расхваливаю компанию, в которой я работаю, своим знакомым как великолепное место для работы |
4,40 |
1,97 |
Продолжение таблицы 15 |
|||
№ |
Утверждение |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
10 |
В целом я воспринимаю проблемы нашей компании как свои собственные |
4,00 |
2,04 |
11 |
Я охотно прилагаю больше усилий, чем от меня ожидает руководство для того, чтобы моя компания была успешной |
4,90 |
1,72 |
12 |
Меня раздражает, когда я слышу от других критику в адрес моей компании |
4,89 |
2,02 |
13 |
Я испытываю теплые чувства в адрес моей компании |
4,83 |
1,84 |
14 |
Я вполне согласен проработать в этой компании до пенсии |
4,06 |
2,25 |
15 |
Я ощущаю, что моя компания заботиться обо мне |
4,08 |
1,97 |
16 |
История нашей компании это пример того, как много могут достичь люди, преданные делу |
5,11 |
1,80 |
17 |
У меня много общего с моими коллегами по компании |
4,68 |
1,80 |
18 |
Мне сложно согласиться с политикой нашей компании в важных вопросах, касающихся меня |
4,53 |
1,73 |
19 |
Моя работа в компании это лишь небольшая частичка меня самого |
4,43 |
1,81 |
20 |
Мне нравится рассказывать о проектах, над которыми работает наша компания |
3,44 |
1,94 |
21 |
Я нахожу, что мои ценности и ценности моей компании очень схожи |
3,61 |
1,81 |
22 |
Я не испытываю большой преданности к компании, в которой я работаю |
3,20 |
1,86 |
23 |
Я бы описал нашу компанию как большую семью, в которой большинство членов испытывают чувство принадлежности к ней |
4,20 |
1,80 |
24 |
Мне легко отождествлять себя с нашей компанией |
4,17 |
1,74 |
25 |
Меня очень заботит судьба нашей компании |
4,95 |
1,92 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы: работники компании чувствуют себя в авангарде отрасли (5,54). Данный показатель демонстирует положительный аспект восприятия коллективом компании, в которой они трудятся.
Средние показатели психологической атмосферы в ЗАО «Дом Еды» приведены в таблице 16.
Таблица 16
Средние показатели психологической атмосферы в компании «Дом Еды»
1 |
Дружелюбие/ Враждебность |
1,98157 |
2 |
Согласие/ Несогласие |
2,65278 |
3 |
Удовлетворенность/ Неудовлетворенность |
3,16901 |
4 |
Продуктивность/ Непродуктивность |
2,13023 |
5 |
Теплота/ Холодность |
2,44651 |
6 |
Сотрудничество/ Рассогласованность |
2,09217 |
7 |
Взаимоподдержка/ Недоброжелательность |
2,10698 |
8 |
Увлеченность/ Равнодушие |
2,85648 |
9 |
Занимательность/ Скука |
2,45116 |
10 |
Успешность/ Безуспешность |
2,26512 |
11 |
Эффективность/ Неэффективность |
2,14286 |
Из таблицы 16 видно, что, по мнению опрошенных, в компании преобладают «удовлетворенность» (3,16), «увлеченность» (2,85), «согласие» (2,65). Это показатели, характеризующие в большей степени удовлетворенность содержанием труда. Однако, такие важные результативные показатели, как «дружелюбие» (1,98), «сотрудничество» (2,09), «продуктивность» (2,13) оценены сравнительно низко.
2.3.Направления развития деятельности по укоренению корпоративной культуры в сети универсамов ЗАО «Дом Еды»
На основе проведённого анализа корпоративной культуры сети универсамов ЗАО «Дом Еды», можно сделать следующие выводы и предложить рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры компании:
1. Респонденты считают превалирующей культурой «иерархию» (28,27) и высказываются за уменьшение ее присутствия (до 24,27). Также у респондентов отмечено желание уменьшить составляющую рыночной культуры (с 25,94 до 21,06). Наибольшее количество респондентов высказалось в пользу клановой культуры (с 26,11 до 34,69).
Анализируя приведенные выводы опроса, хотелось бы предложить топ-менеджерам компании «Дом Еды» постараться постепенно перестраивать действующую в компании иерархическую корпоративной культуры в пользу клановой (это подтверждает желание респондентов). Клановая корпоративная культура делает ставку на заинтересованное участие в общем деле всех без исключения членов организации с учетом быстроменяющихся условий окружающей среды. В компаниях с клановой культурой нет дефицита времени, авральных работ, «горения» и, соответственно, профессионального выгорания. Девизом их может служить установка «Главный ресурс организации - люди» или старинное «Кадры решают всё». Сотрудники, работающие в организации этого типа, и их труд мыслятся не товаром, а основой успешности предприятия. Консультант, пришедший в такую компанию, никогда не услышит со стороны руководителей: «Как манипулировать подчиненными?» или «Как их заставить?..», - здесь интересуются вопросами управления человеческими ресурсами. Самая важная ценность для этих компаний – внимание к человеку и обеспечение его всем, что нужно для повышения его работоспособности.
При изменении корпоративной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей компании. Нужно, чтобы новую культуру принимал и поддерживал топ-менеджмент. Только в этом случае совершенствование корпоративной культуры в дальнейшем будет способствовать процветанию сети универсамов ЗАО «Дом Еды».
Также важно указать, что при разработке и внедрении комплекса мероприятий, направленных на совершенствование корпоративной культуры необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:
- подобный объём работы может быть качественно проведён только с привлечением консультантов по процессу (нужен «свежий взгляд», эти люди не находятся внутри самой компании и при этом не связаны формальными и неформальными производственными обязательствами перед работниками организации);
- привлечение только специалистов самой организации для выполнения данной работы в принципе не позволяет надеяться на достижение желаемого результата (это люди системы, они уже работают в заданном режиме, существует определённая субординация и т.п.).
2. По мнению респондентов, организация, в которой они работают – выраженная «иерархия» (34,70), где присутствуют четкие процедуры и инструкции. При этом работники видят идеальную организацию с меньшей регламентацией бизнес-процессов (27,41). Опрошенные желают работать в уникальной организации, где у людей много общего.
В качестве примера концентрации вышеизложенного мнения респондентов можно привести конкретные корпоративные принципы:
- Постоянное развитие и совершенствование. Реализация этого принципа заключается в адекватной оценке себя, определении своих сильных и слабых сторон, желании совершенствовать как индивидуальные знания и навыки, так и коллективные. В компании должно внимание уделяться обучению персонала. Помимо того, что в организации сотрудников должны отправлять на семинары (что и делается на сегодняшний день), осуществляя внешнее обучение, необходимо проводить еще и внутренние обучающие программы. Данные программы изначально строятся на основе принципов самоопределения в собственном развитии. Суть ее заключается в том, что сотрудники данной организации сами разрабатывают и каждую неделю проводят учебные семинары. Причем каждый такой семинар должен вести за собой какое-либо позитивное изменение в режиме общей деятельности. И следует видеть, с какой ответственностью и творчеством подходят люди к проведению подобных программ, хотя за это они не получают напрямую каких-либо материальных дивидендов. При правильной организации корпоративной культуры сотрудники используют талант, предприимчивость и инициативу как альтернативу финансам. Деньги - скальпель, а не бульдозер!
- Оптимизм. Стремление дарить людям радость. Люди в компании должны чувствовать себя настолько сильными, что могут отдавать свое тепло, свое положительное ощущение жизни другим. Они должны быть убеждены, что несут в себе мощный позитивный заряд. Этот принцип отражается на отношениях сотрудников как между собой, так и с клиентами, поставщиками и даже конкурентами. Основной лозунг дня при таком настрое сознания - “Слушайте!”. Слушайте клиентов, дилеров, рабочих и инженеров. Их идеи помогают победить. Все проблемы клиентов решаются немедленно. Клиент становится королем!
- Считается, что в российском национальном характере всегда присутствует некоторая грусть и безысходность, которая ложится отпечатком перманентной тоски на лица наших сограждан “и выражающий укор, спокойно безнадежный взор”. Но, на мой взгляд, качество работы можно изменить только тогда, когда в целом начинаешь относиться к ней с позитивным настроем. И это качество нельзя сформировать в приказном порядке. Важно помнить: управляют механизмами, людей надо воодушевлять!
- Мы несем ответственность за то, что говорим и делаем. Если говорить о сотрудниках, то по отношению к ним данный принцип проявляется в “прозрачности управления”. Руководящие работники являются для сотрудников эталоном отношения к работе. Они несут ответственность за свои слова и поступки, определяют собственным примером уровень отношения к работе. Наиболее убедительным всегда был и останется принцип “делай как я”, а не “делай как я говорю”. Лидеры находятся на переднем фланге, деля с “солдатами” триумфы и поражения, оперативно решая проблемы. Они учатся на собственном опыте и вдохновляют своим примером. При этом лидеры вознаграждают любую первоклассную работу сразу, пока победители утирают пот. Празднуйте триумфы! Учитесь на поражениях! Снова выходите на ринг и побеждайте!
- Взаимная поддержка. Руководствуясь данным принципом, люди всегда могут сказать о себе, о своей профессиональной группе: “Мы работаем командой. Мы одна семья. Мы уважаем и поддерживаем друг друга. В нашей компании высоко ценится умение работать в команде. Мы различаем так называемый “коллективизм” и навыки командного взаимодействия. Основной критерий различия этих двух понятий - это критерий профессионализма”.
- Профессионализм. Нет необходимости расписывать все параметры хорошей, качественной работы. Достаточно, чтобы сотрудники по-настоящему прочувствовали правило настоящей профессиональной команды: “То, что мы делаем, мы стремимся делать максимально хорошо. Мы высоко ценим компетентность. Каждый делает то, что он умеет лучше других, делясь своим опытом и находками”.
3. Анализ восприятия ценностей компании ЗАО «Дом Еды» работниками этой же компании показал присутствие многообразной самобытности в их ценностной структуре. Для многих компания, в которой они работают – это лишь место заработка и общения. Компания представляется в сознании работников как «лучшая в городе». В компании ценится трудолюбие, дисциплина и активность. В разделяемых верованиях, выражениях и мыслях коллектива нет определенно сложившегося единопонимания, а присутствуют «призывы-заменители», подобно таким, как повысить зарплату и своевременно ее выдавать.
Обнаружена взаимосвязь удовлетворенности и увлеченности работой и организационной идентичностью. Чем больше первый показатель (удовлетворенность и увлеченность трудом), тем меньше организационная идентичность работника (совпадение целей (ценностей) организации с целями (ценностями) работниками). В этом я усматриваю отсутствие заинтересованности работников (недостаточно оптимальная система мотивации).
Интересно, что степень совпадения целей, ценностей компании с ценностями, целями работников (организационная идентичность) не зависит ни от стажа работы работника, ни от возраста. Эта характеристика не схожа со срабатываемостью или сплоченностью (не появляется в зависимости от времени работы). Она проявляется в результате отбора персонала (на стадии рекрутинга) и целенаправленной тренинговой работы в рамках внедрения корпоративной культуры.
Таким образом, ценности компании работниками воспринимаются по-разному.
В качестве рекомендации восприятия ценностей компании хотелось бы привести пример, который привлекает своей правдивостью и достоверностью, звучанием подлинно человеческого голоса и коллективным единодушием, тоном высокой ответственности и этики поведения людей, взаимоотношения производителей и клиентов.