Файл: Корпоративная культура в организации (на примере сети универсамов ЗАО «Дом Еды»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 13

Варианты ответов на открытый вопрос «Разделяемые членами нашего коллектива выражения…»

Покупатель всегда прав

7

Некомпетентность

3

Увеличение зарплаты

3

Коллектив

2

Работай больше, про зарплату не спрашивай

2

Якунину поменьше требовательности!

1

Нецензурные

1

Варианты ответов на следующий открытый вопрос «Разделяемые членами нашего коллектива мысли и чувства…» представлены в таблице 14.

Таблица 14

Варианты ответов на открытый вопрос «Разделяемые членами нашего коллектива мысли и чувства…»

Увеличение зарплаты

7

Своевременная выдача зарплаты

4

Невозможное возможно

3

Зарплата

2

Быть нужным и полезным

2

Обеспечить транспорт

2

Уверенность в завтрашнем дне

2

Злость и вражда

1

Хорошо там, где нас нет

1

Организационная идентичность является важной организационной характеристикой компании. Организационная идентичность выявлялась с помощью опросника Cheney, представляющего собой 25 вопросов, касающихся определения лояльности и преданности работников к компании. Средние показатели организационной идентичности в ЗАО «Дом Еды» приведены в таблице 15.

Таблица 15

Средние показатели организационной идентичности

в ЗАО «Дом Еды»

Утверждение

Среднее значение

Стандартное отклонение

1

Даже если бы не нуждался в деньгах, я бы продолжил работу в компании, где я работаю сейчас

3,69

2,15

2

В целом люди, работающие в нашей компании, трудятся на достижение одних и тех же целей

4,68

1,86

3

Я очень горжусь тем, что являюсь частью нашей компании

4,75

1,80

4

Имидж нашей компании в обществе представляет меня в хорошем свете

4,89

1,80

5

Я часто представляюсь другим людям: «Я работаю в компании…» или «Я из компании…»

4,29

2,25

6

Выполняя свою работу, я задумываюсь о последствиях моих действий для моей компании

5,53

1,79

7

Мы, работники нашей компании, отличаемся от других работников в данной отрасли

5,54

1,76

8

Мне приятно, что я выбрал в качестве работы именно эту компанию, а не какую-либо другую

5,30

1,73

9

Я расхваливаю компанию, в которой я работаю, своим знакомым как великолепное место для работы

4,40

1,97

Продолжение таблицы 15

Утверждение

Среднее значение

Стандартное отклонение

10

В целом я воспринимаю проблемы нашей компании как свои собственные

4,00

2,04

11

Я охотно прилагаю больше усилий, чем от меня ожидает руководство для того, чтобы моя компания была успешной

4,90

1,72

12

Меня раздражает, когда я слышу от других критику в адрес моей компании

4,89

2,02

13

Я испытываю теплые чувства в адрес моей компании

4,83

1,84

14

Я вполне согласен проработать в этой компании до пенсии

4,06

2,25

15

Я ощущаю, что моя компания заботиться обо мне

4,08

1,97

16

История нашей компании это пример того, как много могут достичь люди, преданные делу

5,11

1,80

17

У меня много общего с моими коллегами по компании

4,68

1,80

18

Мне сложно согласиться с политикой нашей компании в важных вопросах, касающихся меня

4,53

1,73

19

Моя работа в компании это лишь небольшая частичка меня самого

4,43

1,81

20

Мне нравится рассказывать о проектах, над которыми работает наша компания

3,44

1,94

21

Я нахожу, что мои ценности и ценности моей компании очень схожи

3,61

1,81

22

Я не испытываю большой преданности к компании, в которой я работаю

3,20

1,86

23

Я бы описал нашу компанию как большую семью, в которой большинство членов испытывают чувство принадлежности к ней

4,20

1,80

24

Мне легко отождествлять себя с нашей компанией

4,17

1,74

25

Меня очень заботит судьба нашей компании

4,95

1,92


Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы: работники компании чувствуют себя в авангарде отрасли (5,54). Данный показатель демонстирует положительный аспект восприятия коллективом компании, в которой они трудятся.

Средние показатели психологической атмосферы в ЗАО «Дом Еды» приведены в таблице 16.

Таблица 16

Средние показатели психологической атмосферы в компании «Дом Еды»

1

Дружелюбие/ Враждебность

1,98157

2

Согласие/ Несогласие

2,65278

3

Удовлетворенность/ Неудовлетворенность

3,16901

4

Продуктивность/ Непродуктивность

2,13023

5

Теплота/ Холодность

2,44651

6

Сотрудничество/ Рассогласованность

2,09217

7

Взаимоподдержка/ Недоброжелательность

2,10698

8

Увлеченность/ Равнодушие

2,85648

9

Занимательность/ Скука

2,45116

10

Успешность/ Безуспешность

2,26512

11

Эффективность/ Неэффективность

2,14286

Из таблицы 16 видно, что, по мнению опрошенных, в компании преобладают «удовлетворенность» (3,16), «увлеченность» (2,85), «согласие» (2,65). Это показатели, характеризующие в большей степени удовлетворенность содержанием труда. Однако, такие важные результативные показатели, как «дружелюбие» (1,98), «сотрудничество» (2,09), «продуктивность» (2,13) оценены сравнительно низко.

2.3.Направления развития деятельности по укоренению корпоративной культуры в сети универсамов ЗАО «Дом Еды»

На основе проведённого анализа корпоративной культуры сети универсамов ЗАО «Дом Еды», можно сделать следующие выводы и предложить рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры компании:

1. Респонденты считают превалирующей культурой «иерархию» (28,27) и высказываются за уменьшение ее присутствия (до 24,27). Также у респондентов отмечено желание уменьшить составляющую рыночной культуры (с 25,94 до 21,06). Наибольшее количество респондентов высказалось в пользу клановой культуры (с 26,11 до 34,69).


Анализируя приведенные выводы опроса, хотелось бы предложить топ-менеджерам компании «Дом Еды» постараться постепенно перестраивать действующую в компании иерархическую корпоративной культуры в пользу клановой (это подтверждает желание респондентов). Клановая корпоративная культура делает ставку на заинтересованное участие в общем деле всех без исключения членов организации с учетом быстроменяющихся условий окружающей среды. В компаниях с клановой культурой нет дефицита времени, авральных работ, «горения» и, соответственно, профессионального выгорания. Девизом их может служить установка «Главный ресурс организации - люди» или старинное «Кадры решают всё». Сотрудники, работающие в организации этого типа, и их труд мыслятся не товаром, а основой успешности предприятия. Консультант, пришедший в такую компанию, никогда не услышит со стороны руководителей: «Как манипулировать подчиненными?» или «Как их заставить?..», - здесь интересуются вопросами управления человеческими ресурсами. Самая важная ценность для этих компаний – внимание к человеку и обеспечение его всем, что нужно для повышения его работоспособности.

При изменении корпоративной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей компании. Нужно, чтобы новую культуру принимал и поддерживал топ-менеджмент. Только в этом случае совершенствование корпоративной культуры в дальнейшем будет способствовать процветанию сети универсамов ЗАО «Дом Еды».

Также важно указать, что при разработке и внедрении комплекса мероприятий, направленных на совершенствование корпоративной культуры необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:

  • подобный объём работы может быть качественно проведён только с привлечением консультантов по процессу (нужен «свежий взгляд», эти люди не находятся внутри самой компании и при этом не связаны формальными и неформальными производственными обязательствами перед работниками организации);
  • привлечение только специалистов самой организации для выполнения данной работы в принципе не позволяет надеяться на достижение желаемого результата (это люди системы, они уже работают в заданном режиме, существует определённая субординация и т.п.).

2. По мнению респондентов, организация, в которой они работают – выраженная «иерархия» (34,70), где присутствуют четкие процедуры и инструкции. При этом работники видят идеальную организацию с меньшей регламентацией бизнес-процессов (27,41). Опрошенные желают работать в уникальной организации, где у людей много общего.


В качестве примера концентрации вышеизложенного мнения респондентов можно привести конкретные корпоративные принципы:

- Постоянное развитие и совершенствование. Реализация этого принципа заключается в адекватной оценке себя, определении своих сильных и слабых сторон, желании совершенствовать как индивидуальные знания и навыки, так и коллективные. В компании должно внимание уделяться обучению персонала. Помимо того, что в организации сотрудников должны отправлять на семинары (что и делается на сегодняшний день), осуществляя внешнее обучение, необходимо проводить еще и внутренние обучающие программы. Данные программы изначально строятся на основе принципов самоопределения в собственном развитии. Суть ее заключается в том, что сотрудники данной организации сами разрабатывают и каждую неделю проводят учебные семинары. Причем каждый такой семинар должен вести за собой какое-либо позитивное изменение в режиме общей деятельности. И следует видеть, с какой ответственностью и творчеством подходят люди к проведению подобных программ, хотя за это они не получают напрямую каких-либо материальных дивидендов. При правильной организации корпоративной культуры сотрудники используют талант, предприимчивость и инициативу как альтернативу финансам. Деньги - скальпель, а не бульдозер!

- Оптимизм. Стремление дарить людям радость. Люди в компании должны чувствовать себя настолько сильными, что могут отдавать свое тепло, свое положительное ощущение жизни другим. Они должны быть убеждены, что несут в себе мощный позитивный заряд. Этот принцип отражается на отношениях сотрудников как между собой, так и с клиентами, поставщиками и даже конкурентами. Основной лозунг дня при таком настрое сознания - “Слушайте!”. Слушайте клиентов, дилеров, рабочих и инженеров. Их идеи помогают победить. Все проблемы клиентов решаются немедленно. Клиент становится королем!

- Считается, что в российском национальном характере всегда присутствует некоторая грусть и безысходность, которая ложится отпечатком перманентной тоски на лица наших сограждан “и выражающий укор, спокойно безнадежный взор”. Но, на мой взгляд, качество работы можно изменить только тогда, когда в целом начинаешь относиться к ней с позитивным настроем. И это качество нельзя сформировать в приказном порядке. Важно помнить: управляют механизмами, людей надо воодушевлять!

- Мы несем ответственность за то, что говорим и делаем. Если говорить о сотрудниках, то по отношению к ним данный принцип проявляется в “прозрачности управления”. Руководящие работники являются для сотрудников эталоном отношения к работе. Они несут ответственность за свои слова и поступки, определяют собственным примером уровень отношения к работе. Наиболее убедительным всегда был и останется принцип “делай как я”, а не “делай как я говорю”. Лидеры находятся на переднем фланге, деля с “солдатами” триумфы и поражения, оперативно решая проблемы. Они учатся на собственном опыте и вдохновляют своим примером. При этом лидеры вознаграждают любую первоклассную работу сразу, пока победители утирают пот. Празднуйте триумфы! Учитесь на поражениях! Снова выходите на ринг и побеждайте!


- Взаимная поддержка. Руководствуясь данным принципом, люди всегда могут сказать о себе, о своей профессиональной группе: “Мы работаем командой. Мы одна семья. Мы уважаем и поддерживаем друг друга. В нашей компании высоко ценится умение работать в команде. Мы различаем так называемый “коллективизм” и навыки командного взаимодействия. Основной критерий различия этих двух понятий - это критерий профессионализма”.

- Профессионализм. Нет необходимости расписывать все параметры хорошей, качественной работы. Достаточно, чтобы сотрудники по-настоящему прочувствовали правило настоящей профессиональной команды: “То, что мы делаем, мы стремимся делать максимально хорошо. Мы высоко ценим компетентность. Каждый делает то, что он умеет лучше других, делясь своим опытом и находками”.

3. Анализ восприятия ценностей компании ЗАО «Дом Еды» работниками этой же компании показал присутствие многообразной самобытности в их ценностной структуре. Для многих компания, в которой они работают – это лишь место заработка и общения. Компания представляется в сознании работников как «лучшая в городе». В компании ценится трудолюбие, дисциплина и активность. В разделяемых верованиях, выражениях и мыслях коллектива нет определенно сложившегося единопонимания, а присутствуют «призывы-заменители», подобно таким, как повысить зарплату и своевременно ее выдавать.

Обнаружена взаимосвязь удовлетворенности и увлеченности работой и организационной идентичностью. Чем больше первый показатель (удовлетворенность и увлеченность трудом), тем меньше организационная идентичность работника (совпадение целей (ценностей) организации с целями (ценностями) работниками). В этом я усматриваю отсутствие заинтересованности работников (недостаточно оптимальная система мотивации).

Интересно, что степень совпадения целей, ценностей компании с ценностями, целями работников (организационная идентичность) не зависит ни от стажа работы работника, ни от возраста. Эта характеристика не схожа со срабатываемостью или сплоченностью (не появляется в зависимости от времени работы). Она проявляется в результате отбора персонала (на стадии рекрутинга) и целенаправленной тренинговой работы в рамках внедрения корпоративной культуры.

Таким образом, ценности компании работниками воспринимаются по-разному.

В качестве рекомендации восприятия ценностей компании хотелось бы привести пример, который привлекает своей правдивостью и достоверностью, звучанием подлинно человеческого голоса и коллективным единодушием, тоном высокой ответственности и этики поведения людей, взаимоотношения производителей и клиентов.