Файл: Формирование портфеля инновационных проектов и управление им (Анализ и оценка управления портфелем инновационных проектов в деятельности ООО «Светлый дом»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретико-методологические аспекты формирования и управления портфеля инновационных проектов

1.1. Понятие и сущность управления проектом

1.2. Принципы формирования портфеля инновационных проектов организации

1.3. Этапы и показатели формирования портфеля инновационного проекта

2. Анализ и оценка управления портфелем инновационных проектов в деятельности ООО «Светлый дом»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Светлый дом»

2.2 Анализ инновационной деятельности предприятия ООО «Светлый дом»

2.3. Оценка портфеля инновационных проектов в ООО «Светлый дом»

3. Разработка проекта инновационного портфеля в ООО «Светлый дом» и оценка его эффективности

3.1 Комплекс мер по разработке портфеля инновационного проекта в ООО «Светлый дом»

3.2 Оценка эффективности разработанного проекта

Заключение

Список использованной литературы

Проанализируем расходы на инновационные процессы предприятия ООО «Светлый дом». На инновации предприятие направляет 10% от всех расходов.

1. Коэффициент инновационной емкости расходов [10]:

(2.1)

Рип – расходы на инновационные процессы

Вр – валовые расходы

2. Коэффициент инновационной емкости дохода:

(2.2)

Ди – Доход от реализации инновационной продукции

3. Коэффициент доходности затрат на инновационные процессы:

Дв – валовой доход предприятия

4. Коэффициент рентабельности затрат на инновационные процессы:

(2.4)

Пи – прибыль от инновационной деятельности.

Для определения данных показателей построим таблицу 2.2.

Таблица 2.2 - Расходы на инновационные процессы предприятия ООО «Светлый дом», тыс. руб.

Показатель

2015 г

2016г

2017г

Расходы на инновационные процессы

14413,73

22924,41

24038,418

Валовые расходы

144137,3

229244,1

240384,18

Доход от реализации инновационной продукции

23920,56

28997,883

50695,141

Валовой доход предприятия

199338

241649,03

389962,63

Прибыль от инновационной деятельности

9506,83

6073,473

26656,724

Динамика данных показателей изображена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Динамика показателей затрат на инновационные процессы предприятия ООО «Светлый дом»

Показатели оценки затрат на инновационные процессы предприятия ООО «Светлый дом» представлены в таблице.

Таблица 2.3 - Показатели оценки затрат на инновационные процессы ООО «Светлый дом»

Название показателя

2015г

2016г

2017г

Коэффициент инновационной емкости расходов

0,1

0,1

0,1

Коэффициент инновационной емкости дохода

0,60

0,79

0,47

Коэффициент доходности затрат на инновационные процессы

0,12

0,12

0,13

Коэффициент рентабельности затрат на инновационные процессы

0,65

0,26

1,10


Таким образом, как видно из данных таблицы, показатели оценки затрат на инновационные процессы имели тенденцию к изменениям.

Рис. 2.3. Динамика показателей оценки затрат на инновационные процессы

Как видим, коэффициент инновационной емкости в 2015 – 2017 гг. составил 0,1. Данный коэффициент показывает, какая доля расходов на инновационные процессы в валовых расходах предприятия.

Коэффициент инновационной емкости дохода показывает, сколько затрат на инновационные процессы нужно осуществить предприятию, чтобы получить 1 руб. дохода. Как видим, в 2017 году данный коэффициент уменьшился и составил 0,47.

Коэффициент доходности затрат на инновационные процессы указывает, какая часть дохода, полученного от расходов на инновационные процессы в валовом доходе предприятия. В 2017 году эта доля составляла 0,13. Как видим, в 2017 году этот показатель увеличился.

Коэффициент рентабельности затрат на инновационные процессы показывает, сколько прибыли получает предприятие от 1 руб. расходов на инновационные процессы. В 2017 году данный показатель составлял 1,10. В 2016 году данный коэффициент составлял только 0,26.

Основные задачи анализа затрат на инновационные процессы предприятия, на основании которых формируется система управления ими, должны сводиться к таким проблемам:

- планирование необходимых затрат на инновационные процессы предприятия, которые могут обеспечить эффективность инновационного производства в краткосрочном и долгосрочном периодах;

- прогнозирование затрат на инновационные процессы предприятия;

- определение оптимальных объемов производства инновационной продукции;

- выбор важнейших показателей оценки затрат на инновационные процессы;

- оценка динамики и выполнения плана по расходам на инновационные процессы;

- определение рациональной структуры затрат на инновационные процессы;

- определение закономерностей и тенденций расходов на инновационные процессы в конкретных условиях предприятия;

- оценки рисков затрат на инновационные процессы и выработку внутренних механизмов управления ими;

- поиск резервов повышения эффективности затрат на инновационные процессы.

2.3. Оценка портфеля инновационных проектов в ООО «Светлый дом»


На индивидуальном уровне система планирования инновационной деятельности ООО «Светлый дом» построена на таких функциях:

1. Целевая ориентация всех участников. Благодаря согласованным планам частные цели отдельных участников и исполнителей ориентированы на достижение генеральных целей совместного инновационного проекта или инновационного процесса в целом.

2. Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Планы ориентированы в будущее и базируются на обоснованных прогнозах развития ситуации.

3. Координация деятельности всех участников инноваций.

4. Подготовка управленческих решений. Планы самые распространенные в инновационном менеджменте управленческих решений. При их подготовке проводится глубокий анализ проблем, выполняются прогнозы, исследуются все альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения.

5. Создание объективной базы для эффективного контроля.

6. Информационное обеспечение участников инновационного процесса.

7. Мотивация участников.

Стоит отметить, что на исследуемом предприятии действуют следующие формы планов инновационной деятельности: стратегические и оперативные; долгосрочные и текущие; обще фирменные и в разрезе подразделений; маркетинговые и производственные; сбытовые и финансовые; тематические и проектные.

На процесс планирования инновационной деятельности ООО «Светлый дом» влияет:

  • сложность нового продукта обусловлена технологией, которая значительно влияет на технико-экономические показатели производства;
  • необходимость учета финансовых расходов (прибыли и т.п.) в переходный производственный период и проведение поиска дополнительных источников финансирования;
  • умение определять ожидаемые количественные затраты при организации производства нового изделия в связи с недогрузкой производственных мощностей при освоении технологических процессов и неполного использования оборудования из-за недостаточной его надежность и т.д. с целью принятия мер для эффективного их использования;
  • изменение конструкторско-технологической документации в процессе перехода на производство нового ассортимента в определенной степени влияет на сроки и затраты подготовки производства;
  • динамическое изменение удельного потребления материальных и трудовых ресурсов и, как следствие, себестоимости в период развертывания реализации услуг по мере освоения технологии, что значительно усложняет планирование производства;
  • необходимость учета в период обновления времени адаптации производства к новым технологическим процессам и скорости приобретения работниками предприятия навыков работы при выполнении операций.

В общем, планирование инновационной деятельности ООО «Светлый дом» осуществляется преимущественно линейными руководителями, однако специалисты по планированию участвуют в каждом из этапов:

  • контролируют сроки;
  • делают расчеты;
  • согласовывают отдельные элементы планов различных подразделений между собой.

В течение года плановые отделы организаций, региональных отделений фирм осуществляют проверку выполнения планов. Общая модель содержания процесса планирования инноваций показана на рис. 2.4.

Формирование целей

Поиск альтернативы

Сбор информации

Анализ проблемы

Оценка

Прогнозирование

Принятие планового решения

Доведение решений до исполнителей

Обеспечение и реализация планового решения

Плановые задания

Фактические результаты

Контроль

Анализ отклонений

Накопление необходимо информации

Рис.2.4 Процесс планирования инновационной деятельности ООО «Светлый дом»

Таким образом, можно сделать вывод, что система планирования инновационной деятельности ООО «Светлый дом» сформирована на основе общепринятых методик и задач, включает в себя оперативное, финансовое и календарное планирование, имеет четко определенный алгоритм.

3. Разработка проекта инновационного портфеля в ООО «Светлый дом» и оценка его эффективности

3.1 Комплекс мер по разработке портфеля инновационного проекта в ООО «Светлый дом»

Сегодня доминирующими факторами возрастающей роли планирования инновационной деятельности ООО «Светлый дом» в условиях трансформации хозяйствования являются:

  • увеличение величины предприятия и расширение спектра его деятельности (корректировка условий хозяйствования вызывает необходимость корректировки данных о внешней и внутренней среде предприятия, должно реализовываться в процессе формирования новых и корректировки существующих планов деятельности);
  • рост масштаба и комплексности хозяйственных задач (в рыночных условиях выживают сильнейшие предприятия, поэтому масштабы деятельности должны укрупняться, что вызывает необходимость детализации стратегических планов на текущие и оперативные);
  • фактор времени (на высококонкурентном рынке особое значение имеет временной лаг, поскольку только вовремя представлены на рынке товары, работы и услуги дают ожидаемый эффект, а значит, своевременность ресурсов для производства является важной);
  • ограниченность ресурсов (исследуемый субъект хозяйствования, как и все предприятия функционирует в условиях ограниченности ресурсов, а планирование позволит согласовать объемы необходимых и реальных ресурсов с оптимальным уровнем их использования);
  • необходимость получения финансирования для достижения целей (ресурсы ограничены не только на внутренней, но и внешней среде, поэтому для получения внешнего финансирования проектов необходимо иметь подробный и четкий план, существенно повышает вероятность получения средств);
  • необходимость быстрого продвижения информации по уровням планово-управленческой иерархии (информация на предприятии должна распространяться не медленнее, чем меняется внешняя среда, поэтому планы помогают донесению информации от высших до низших звеньев управления);
  • невозможность определения окончательных плановых показателей на определенную дату (в условиях быстрых изменений во внутреннем и внешнем окружении предприятия фактически невозможно запланировать четкие значения большинства плановых показателей, поэтому для планирования деятельности предприятия следует использовать гибкие и адаптивные планы);
  • растущая конкуренция на рынке (на конкурентном рынке благодаря функции планирования каждое предприятие может получить определенные конкурентные преимущества путем снижения уровня риска и уровня прогнозируемости деятельности).

Принимая во внимание проведенную нами оценку процесса планирования инновационной деятельности ООО «Светлый дом» реализация инновационной стратегии происходит во время стратегического и оперативного планирования реализации отдельных программ и проектов. Все эти действия отражаются с последовательным прохождением механизма формирования инновационной стратегии на ООО «Светлый дом» (рис.3.1).

Определение приоритета формирования инновационной стратегии через планирование

Формирование стратегических целей инновационной деятельности

Разработка эффективных путей реализации стратегических целей инновационной деятельности

Разработка стратегических направлений инновационной деятельности

Разработка стратегии формирования инвестиционных ресурсов

Конкретизация инновационной стратегии по периодам ее реализации

Стратегическое и операционное планирование

Рис.3.1 Механизм формирования инновационной стратегии ООО «Светлый дом»

Таким образом, основными составляющими в системе планирования инновационной деятельностью ООО «Светлый дом» является стратегическое и оперативное планирование. При этом, стратегическое планирование, по нашему мнению, является прерогативным и универсальным из-за того, что:

  • оно поощряет (заставляет) руководителей всех уровней мыслить стратегически, перспективно;
  • осуществляет целевую ориентацию всех участников на достижение генеральной цели, направленной в будущее, на совместную разработку и выполнение любого инновационного проекта или программы развития организации в целом;
  • имеет возможность вывести к четкой координации усилий управленческого звена на различных уровнях организационной структуры. Координация осуществляется как предварительное согласование действий в подготовке планов и как согласованная реакция на препятствия и проблемы, возникающие при исполнении планов;
  • заставляет руководство организации четко определять задачи каждого структурного подразделения, как и личные относительно осуществления стратегических целей;
  • ведет к установлению показателей деятельности организации как объективной базы для эффективного контроля.

Планы определяют желаемое и необходимое состояние функционирования предприятия как системы на определенный период. Сравнение фактических значений параметров с запланированными позволяет оценить деятельность организации, динамику движения к достижению поставленных стратегических целей.