Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
Введение
Рынок не смог бы функционировать, если бы в его экономике, кроме действия закона спроса и предложения, не было конкуренции.
Конкуренция побуждает к поиску выгодного решения хозяйственных задач, производства более качественной продукции, услуг и наиболее быстрой их реализации. Экономическое соперничество обычно приобретает такие формы, порождает такие эмоции и страсти, к которым в литературе вполне уместно применяется выражение «конкурентная борьба». Она - постоянный предмет исследования многих ученых.
Различают ценовую и неценовую конкуренции. Первая означает, что основным методом конкурентной борьбы является цена. Побеждает тот, кто достигает себестоимости товара ниже рыночной цены. Это, в сущности, борьба за сокращение расходов на производство, благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, рациональной организации и повышению производительности труда. Фирмы, которые используют более эффективные методы производства, имеют возможность несколько снизить цены. Низкая цена привлекает покупателей, способствует быстрой реализации товара. В свою очередь неценовая конкуренция - это соперничество между конкурентами за покупателя, придание товарам новых особенностей - качественных, технических, дизайнерских и других.
Именно на этом виде конкуренции я остановлюсь подробнее и рассмотрю все факторы характеризующие неценовую конкуренцию.
Реклама – естественный элемент неценовой конкуренции.
Когда мы смотрим телевизор, посещаем веб-сайты, читаем газету или едем в транспорте – мы так или иначе чуть ли не ежесекундно сталкиваемся с рекламой в различных формах. С экономической точки зрения, реклама – естественный элемент неценовой конкуренции. Фирма, предлагающая дифференцированный продукт по цене выше предельных издержек, рекламирует свои товары, чтобы привлечь большее число покупателей.
Дифференцированные продукты - это продукты, которые, различаясь по физическим качествам, уровню обслуживания, географическому размещению, наличию информации и субъективному восприятию, встречают явное предпочтение ряда потребителей среди конкурирующих продуктов по данной цене.
Целью данной работы является изучение рекламы как сигнала и как информации.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- Изучить понятие, сущность и виды рекламы;
- Рассмотреть рекламу как источник информации;
- Изучить рекламу как сигнал о качестве;
- Рассмотреть рекламную коммуникационную систему и т.д.
При написании данной работы были использованы современные научные и учебные источники.
Глава 1 Понятие рекламы и рекламной информации
1.1 Понятие, сущность и виды рекламы
Реклама - это объявления в различных СМИ за плату или по бартеру. Автор объявления всегда известен, и он пытается убедить потребителя в достоинствах своего товара, услуги или расхвалить свою фирму или некоммерческую организацию в целом. Термин "реклама" происходит от латинского "рекламаре”, что означает откликаться, возражать, выражать неудовольствие. Реклама в английском языке обозначается термином "advertising”, что в переводе с английского означает уведомление и истолковывается как привлечение внимания потребителя к продукту (товару, услуге) и распространение советов, призывов, предложений, рекомендаций приобрести данный товар или услугу.[1] В книгах по рекламе дается большое количество разных определений рекламы:
Реклама - распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.п. с целью сознания им популярности. Реклама - информация о потребительских свойствах товаров и разных видов услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
Реклама - вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которой является реализация сбытовых и других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории" Рожков И.Я.
В некоторых определениях отсутствует информационный аспект и реклама понимается только как воздействие на психику человека. При определении и понимании рекламы, конечно, необходимо учитывать и это, но реклама в основном является информацией для покупателя, показать товар лицом, что и является основной целью данной работы.
Необходимо отметить, что к определению термина реклама сейчас существует два подхода:
В более узком смысле реклама означает объявление в СМИ. Эта точка зрения наиболее распространена в западных странах.
В российской практике понятие рекламы трактуется несколько шире. К ней относятся также выставочные мероприятия, упаковка, коммерческие семинары, проспекты, каталоги, плакаты и т.д.
Исходя из определений рекламы, можно выделить ее главные элементы (признаки):
Является платной.
Осуществляется с использованием СМИ или специальных объявлений.
Точно установлен заказчик (рекламодатель).
Информирует и агитирует за товары или услуги.
1. Что такое реклама – определение, история возникновения и развития
Само слово имеет латинское происхождение и означает «выкрикивать, кричать». То есть в лингвистическом смысле слова уже кроется его основная суть – сообщать и распространять сведения о чем-либо без согласия слушателя.
Дадим несколько определений рекламы.
Реклама – вид маркетинговой коммуникации, распространение заранее оплаченной информации с целью привлечь к товару (услуге, компании или организации) потенциальных потребителей коммерческих или информационных продуктов.
Реклама — это информация, распространяемая различными способами с применением различных средств, адресованная широкому кругу лиц и с целью привлечения внимания к объекту рекламирования. Реклама поддерживает интерес к продукту и обеспечивает его продвижение на рынке.
Типичные объекты рекламы:
Товар;
Изготовитель продукта;
Продавец;
Результат интеллектуального труда;
Мероприятие (концерт, фестиваль, спортивное событие, игры и пари, основанные на риске);
Коммерческое предприятие.
Реклама – метод неличного представления и продвижения продуктов, услуг, идей от имени изготовителя, распространителя, продавца, посредника. Это способ оплаченного распространения информации с заранее известным (или скрытым) источником финансирования, а также ведущее звено маркетинговых коммуникаций.
История рекламы напрямую связана с историей человечества.
Вероятно, она зародилась вместе с возникновением торговых отношений между людьми ещё до появления денег как эквивалента товара. Существование понятия рекламы в доисторическое время подтверждается, например, найденным археологами египетским папирусом с объявлением о продаже раба.
В ещё более древние времена наверняка существовала устная реклама. Если бы в ту пору существовали надёжные средства сохранения информации, мы бы обнаружили в рекламных объявлениях устного характера примерно те же приёмы, что используют маркетологи в нынешнее время.
Устная реклама была представлена уличными и рыночными зазывалами (сейчас бы их назвали промоутерами), рекламирующими свой товар, письменная размещалась на папирусных свитках, глиняных и вощёных дощечках, на камнях и зданиях. Из курса истории нам известно, что товарообмен применяется человечеством тысячи лет: примерно столько же существует и реклама. Некоторые примеры «наружной» рекламы древности сохранились до сих пор в виде наскальных изображений и клинописи.
В античном мире появились первые профессиональные специалисты по рекламе – они составляли тексты рекламных объявлений и размещали их на каменных конструкциях в центральной части города. Существовала также практика зачитывать такую информацию публично на площадях при максимальном скоплении народа.
Современная реклама в том виде, в котором мы её знаем, берет начало от изобретения Гуттенбергом печатного станка. Данное событие ознаменовало качественно иной этап в развитии маркетинговых технологий.
Печатное дело позволило выйти текстовой рекламе в тираж. Первой официальной печатной рекламой считают объявление о награде тому, кто сообщит сведения о местонахождении 12 угнанных лошадей, опубликованное в первой лондонской газете. С этого небольшого текста начался рассвет новой эры в рекламном деле. Именно массовые коммуникации позволили стать рекламе реальным двигателем торговли. Родоначальником профессиональной рекламы считают французского врача и по совместительству журналиста Теофраста Рондо, который первым стал печатать в прессе частные рекламные тексты.
Примерно тем же занимался англичанин Уильям Тейлор: его фирма Tayler & Newton (год основания – 1786) выступала посредником между рекламодателями и типографиями. Первое в мире рекламное агентство открылось в 1842 году в США: его основателем стал Волни Палмер.
Первым примером эффективной социальной рекламы считается плакат работы Джеймса Флегга 1917 года «Ты нужен американской армии!» Чуть позже подобные плакаты появились и в молодой Советской России («Ты записался добровольцем?!»).
Ретро-плакаты из истории рекламы
Очередной толчок к развитию рекламы – появление фотографии. Реальное изображение стало неопровержимым доказательством достоинств и плюсов продвигаемого объекта. Но ещё более грандиозные события в данной отрасли маркетинга стали происходить в 20 веке.
Именно в этом столетии реклама стала действительно массовой: появились новые технологии в деле организации и продвижения рекламы, а сам маркетинг стал не только прикладной, но и научной дисциплиной.
В XX веке развитию рекламы способствовали следующие события:
возникновение полноцветной полиграфии;
появление и развитие телевидения;
развитие спутниковых средств коммуникаций;
повсеместное внедрение компьютеров и возникновение Интернета.
1.2 Реклама как источник информации
Информация – (от лат.: «изобретать», «составлять», «осведомлять») – понимается как сведения, передаваемые человеком посредством сигналов, в качестве которых могут выступать собственно сигналы (радиосигналы, волновые сигналы), речь, жест, артефакт (текст).
С точки зрения информация представляет собой знаки и совокупность знаков, в которых зашифрована социальная информация, вложенные в них людьми содержание, значение, смысл. М.Ю. Лотман пишет: «Основу культуры составляют семиотические механизмы, связанные, во-первых, с хранением знаков и текстов, во-вторых, с их циркуляцией и преобразованием и, в-третьих, с порождением новых знаков и новой информации. Первые механизмы определяют память культуры, ее связь с традицией, поддерживают процессы ее самоидентификации и т.п., вторые – ак внутри-культурную, так и межкультурную коммуникацию, перевод и т.п., наконец, третьи обеспечивают возможность инноваций и связаны с разнообразной творческой деятельностью.
Реклама содержит особого рода информацию – это по своей природе социальная информация, то есть информация, отвечающая закону соответствия интересов потребителей, целей, которые ставит перед нею рекламодатель. Основным правилом такой информации является соответствие потребностей потребителя и рекламного предложения. Нарушением такого правила рекламного предложения являются «внушенные потребности», то есть потребности потребителей, сформировавшиеся под влиянием рекламы. Наиболее характерным примером является пиво, которое никогда не потреблялось в России в таком количестве и таким разновозрастным потребителем, что повлекло за собой такое социально опасное для нации явление, как «пивной алкоголизм». Реклама как форма социальной информации отличается от собственно социальной информации, которая, в соответствии с законом Российской Федерации, не оплачивается. Ее функции – не привлечение потребителя того или иного товара или услуги, а снижение социального напряжение в обществе, популяризация здорового образа жизни (без алкоголя, лекарств, потребление которых навязывает реклама), пропаганда тех или иных общественных организаций и фондов: Госстрах, Налоговые и пенсионные фонды.